назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [ 17 ] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


17

более свойственна монополистам, чем конкурентным фирмам, и что монополисты могут производить значительные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии, предоставленные государством.

7. Экономисты не имеют общего мнения относительно того, насколько чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу Некоторые полагают, что чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, потому что ее способность реализовывать экономические прибыли обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ. Другие, однако, доказывают, что отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовать оборудование ослабляют стимул к нововведениям.

8. Монополист может увеличить свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией, если ему удастся разделить покупателей на основе различной эластичности спроса и продукт или услуга не могут легко перемещаться между изолированными рынками. При прочих равных условиях занимающийся дискриминацией монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист

9. Ценовое регулирование может привести к полному или частичному отказу монополистов от недо-размещения ресурсов с целью получения экономических прибылей. Социально оптимальная цена устанавливается там, где кривые спроса и предельных издержек пересекаются; цена, обеспечивающая справедливую прибыль, устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и средних издержек. •

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Барьеры для вхождения в отрасль (barriers to entry) Дилемма регулирования {dilemma of regulation) Динамическая эффективность {dynamic efficiency) Издержки «погони за прибылью»

{rent-seeking expenditures) Социально оптимальная цена {socially optimal price)

Af-неэффектнвность {X-inefficiency)

Цена, обеспечивающая справедливую прибыль

{fair-return price) Ценовая дискриминация {price discrimination) Чистая монополия {риге monopoly)

ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. «Ни одна из фирм не защищена полностью от конкурентов; все фирмы конкурируют за доллары потребителей. Чистой конкуренции, следовательно, не существует». Вы согласны с этим утверждением? Объясните.

2. Обсудите наиболее важные барьеры для вхождения в отрасль. Объясните, как каждый из барьеров может благоприятствовать монополии или олигополии. Какие барьеры, на ваш взгляд, способст-

вуют возникновению общественно оправданной монополии?

3. Как кривая спроса, с которой сталкивается действующий в условиях чистой монополии продавец, отличается от кривой чисто конкурентной фирмы? Почему они различаются? Какое значение имеют эти различия? Почему кривая спроса чистого монополиста не является совершенно эластичной?

давцу, чистый монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. Барьеры для вхождения в отрасль могут позволить монополисту получать экономические прибыли даже в долговременном периоде. Заслуживает внимания, что: а) монополист не назначает «наивысшую цену которую он может получить*; б) максимальная совокупная прибыль, к которой стремится монополист, редко совпадает с максимальными прибылями на единицу продукции; в) высокие издержки и слабый спрос могут мешать монополисту получить какую-либо прибыль вообще; г) монополист будет стремиться избегать неэластичного отрезка своей кривой спроса.

4. При одних и тех же издержках чистый монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить более высокую цену чем сделал бы конкурентный продавец. Это ограничение объема вызывает нерациональное использование ресурсов, о чем свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках.

5. Монополия способствует увеличению неравенства доходов.

6. Издержки монополистов и конкурентных производителей могут быть неодинаковыми. С одной стороны, эффект масштаба может сделать более низкие издержки на единицу продукции доступными для монополистов, но недоступными для конкурентов. С другой стороны, существуют факты, что Х-нэф-фективность - неспособность производить продукцию при наименее дорогой комбинации затрат -



4. Ключевой вопрос. Воспользуйтесь прилагаемой таблицей спроса, чтобы вычислить валовой доход и предельный доход. Начертите кривые спроса валового и предельного доходов и тщательно объясните взаимосвязи между ними. Объясните, почему предельный доход от четвертой единицы продукции составляет 3,5 дол., несмотря на то что ее цена равна 5 дол. Используйте тест на валовой доход из главы 20 для определения эластичности цены и покажите эластичный и неэластичный отрезки начерченной вами кривой спроса. Какое обобщающее заключение можно сделать относительно связи между предельным доходом и эластичностью спроса? Предположим, что предельные издержки последовательных единиц продукции каким-то образом оказались бы равными нулю. Какой объем продукции произвела бы стремящаяся к прибыли фирма? Наконец, используйте свой анализ для того, чтобы объяснить, почему монополист никогда не стал бы осуществлять производство в той области своей кривой спроса, которая является неэластичной.

Цена

Объем спроса

Цена

Объем спроса

1в доп.]

1в ед.)

1в дол.)

[в ед.)

7,00

6,50

6,00

5,50

5,00

5. Ключевой вопрос. Допустим, что чистый монополист сталкивается с объемом спроса, показанным ниже, и теми же самыми данными издержек, как у конкурентного производителя, который обсуждался в вопросе 4 главы 23. Вычислите валовой и предельный доходы и определите максимизирующие прибыль цену и объем производства для этого монополиста. Каков уровень прибылей? Если бы эта фирма могла заниматься совершенной ценовой дискриминацией, то есть если бы она могла назначать каждому покупателю максимальную приемлемую цену, каков был бы уровень производства? Прибылей? Подтвердите свой ответ графически и путем сравнения валового дохода и валовых издержек.

Цена Объем спроса Валовой доход Предельный (в дол.) (в ед.) (в доп.] доход (в дол.)

115 100 83 71 63 55 48 42 37 33 29

О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Ключевой вопрос. Если фирма, упомянутая в вопросе 5, могла бы включиться в совершенную ценовую дискриминацию, каков был бы ее уровень производства? Прибылей? Начертите диаграмму, показав соответствующие кривые спроса, предельного дохода, средних совокупных издержек, предельных издержек, а также равновесных цен и объема производства для недискриминирующего монополиста. Используйте эту же диаграмму, чтобы показать равновесную позицию монополиста, способного использовать совершенную ценовую дискриминацию. Сравните равновесные объем производства, совокупные доходы, экономическую прибыль и потребительские цены в обоих примерах. Прокомментируйте экономическую целесообразность ценовой дискриминации.

7. Предположим, что чистый монополист и чисто конкурентная фирма имеют одинаковые издержки на единицу продукции. Сопоставьте их с точки зрения: а) цены; б) объема; в) прибылей; г) размещения ресурсов; д) воздействия на распределение дохода. Поскольку и монополисты, и конкурирующие фирмы следуют правилу МС = MR при максимизации прибылей, как вы объясните разные результаты? Почему издержки чисто конкурентной фирмы и монополиста могут быть неодинаковыми? Каковы значения таких различий в издержках?

8. Критически оцените и объясните следующие утверждения.

а. «Так как монополисты могут контролировать цену продукта, они всегда обеспечены прибыльным производством, просто назначая наивысшую цену, которую потребители будут платить».

б. «Чистый монополист стремится к объему выпуска, который принесет наибольшую прибыль на единицу продукции».

в. «Избыток цены над предельными издержками является рыночным способом сигнализации о потребности в большем объеме продукции».

г «Чем более прибыльна фирма, тем больше ее монопольная сила».

д. «Монополист осуществляет ценовую политику конкурентный производитель - нет».

е. «Что касается размещения ресурсов, то интересы продавца и общества совпадают на чисто конкурентном рынке, но вступают в противоречие на монополизированном рынке».

ж. «В каком-то смысле монополист делает прибыль не на производстве, поскольку получает прибыли больше, чем выпускает товаров».

9. Внимательно оцените следующую широко распространенную точку зрения. Можете ли вы высказать какие-либо аргументы против?

«Монополию обычно не вынуждают изобретать новые продукты или методы. Не имеет она и сильных стимулов для осуществления нововведений, использования изобретений на практике и постав-



13. Объясните словесно и фафически, как регулирование цены может улучшить поведение монополий. В своем ответе проведите различие между: а) ценообразованием на основе социально оптимальной цены (предельных издержек); б) ценообразованием на основе цены, обеспечивающей справедливую прибыль (средних издержек). Что такое дилемма регулирования?

14. Ключевой вопрос. Существует предположение, что естественным монополистам следовало бы разрешить определять свои максимизирующие прибыль объемы продукции и цены и затем государству следовало бы изымать их прибыли посредством налогов и распределять среди потребителей пропорционально покупкам у монополий. Является ли это предложение общественно желаемым, так же как и предложение, требующее от монополистов уравнять цену с предельными или средними совокупными издержками?

15. («Последний штрих».) Объясните, как корпорация De Beers стала почти полной монополией мирового рынка алмазов, хотя она производит только половину всего объема алмазов в мире. Что угрожает ее рыночной силе?

Shepherd W.G. Public Policies Toward Business, 7th ed. (Homewood, III.: Richard D. Irwin, Inc., 1991). P. 36.

ки новых продуктов на рынок. Монополия может счесть необходимым изобретать и внедрять нововведения, но она будет поступать так только по своему усмотрению. Никакой конкурент не заставит ее открывать свои карты. Даже если его капитал устарел или его продукты среднего качества, монополист может предпочесть защитить и оставить их, а не заменить их лучшими».

10. Предположим, что монополистический издатель согласился платить автору 15% валового дохода от продажи книги. Захотят ли автор и издатель назначить одинаковую цену за рукопись? Объясните.

11. Предположим, что кривая спроса фирмы лежит ниже кривой ее средних валовых издержек на всех уровнях выпуска. Можете ли вы представить себе какое-нибудь условие, при котором производство могло бы быть прибыльным?

12. Занимаются ли колледжи и университеты ценовой дискриминацией, когда назначают полную плату за обучение некоторым студентам и оказывают финансовую помощь другим? Каковы преимущества и недостатки такой практики?

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [ 17 ] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]