назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [ 15 ] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


15

546 ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Микроэкономике товарных рынков

усовершенствований и в области техники, и в области продукции, с тем чтобы полностью использовать действующее капитальное оборудование. Новые и усовершенствованные техника и продукты, как утверждается, могут быть скрыты монополистами, чтобы избежать любых потерь, вызванных неожиданным моральным износом уже действующих машин и оборудования. И даже когда усовершенствованная техника с опозданием внедряется монополистами, сопровождающие этот процесс сокращения издержек будут доставаться монополистам как приросты прибылей и только частично (если вообще будут) - потребителям в форме более низк«х цен и возросшего объема продукции.

Сторонники этой точки зрения указывают, что в ряде отраслей, близких к монополии, например сталелитейной или алюминиевой, заинтересованность в научно-исследовательской работе всегда была минимальной. Улучшения, которые все же были осуществлены, пришли в значительной степени извне или от более мелких фирм, которые составляют «конкурентную окраину».

Существует два важнейших контраргумента.

1. Научно-технический прогресс является средством понижения издержек на единицу продукции и, таким образом, увеличения прибылей. Как видно из анализа рис. 24-4, более низкие издержки приведут к максимизирующему прибыль положению, которое обусловит больший объем продукции и более низкую цену, чем раньше. Любое увеличение прибылей не будет носить временного характера; барьеры для вхождения в отрасль защищают монополиста от посягательств на прибыль со стороны конкурентов. Короче говоря, технические усовершенствования выгодны монополисту и, следовательно, они будут реализованы.

2. Научно-исследовательская работа и технические нововведения могут быть одним из монополистических барьеров для вхождения в отрасль; следовательно, монополист должен настойчиво продолжать добиваться успеха в этой области или стать жертвой новых конкурентов. Технический прогресс, как утверждается, является самым главным фактором сохранения монополии.

Смешанная картина. Что можно сказать, обобщив выводы, касающиеся экономической эффективности чистой монополии? В статической экономической системе, где эффект масштаба одинаково доступен чисто конкурентным фирмам и монополиям, чистая конкуренция будет более выгодна чистой монополии, потому что чистая конкуренция заставляет использовать самую известную технологию и размещает ресурсы согласно потребностям общества. Однако когда эффект масштаба, доступный монополиям, оказывается недоступен мелким

конкурентам, или в динамичных условиях, в которых необходимо учитывать изменения в темпах технического прогресса, неэффективность чистых монополий менее очевидна.

Два варианта политики. Когда чистая монополия доходит до точки значительной экономической неэффективности и это может продолжаться долго, существуют два варианта политики.

1. Антитрестовские меры. Мы подробно рассмотрим в главе 32, какие штрафные меры по антитрестовскому законодательству правительство может применить против монополий, пытаясь разделить их на конкурирующие фирмы.

2. Регулирование деятельности предприятий коммунального обслуживания. Общество может разрешить существование монополий, но при этом производить прямое регулирование их цен и деятельности. Мы изучим процесс регулирования деятельности предприятий коммунального обслуживания далее в этой главе, а также в главе 32.

Кратко» пошршни» 242

4- Монополия максимизирует прибыль (или минимизирует убытки) при объеме производства, когда MR = МС, и назначает цену, которая соответствует этому объему на ее кривой спроса.

4- При равных издержках монополия будет менее эффективной, чем чисто конкурентная фирма, потому что монополия производит меньший объем продукции и назначает более высокую цену.

•♦- Неэффективность монополии можно компенсировать или уменьшить за счет эффекта масштаба и технического прогресса, но она усилится за счет Х-неэффективности и издержек «погони за прибылью».

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Перед тем как перейти к обсуждению регулируемых монополий, давайте расширим границы нашего анализа, чтобы рассмотреть ценовую дискриминацию. До этого времени мы полагали, что монополист назначает единую цену для всех покупателей. При определенных условиях монополист мог бы использовать свое рыночное положение в большей степени и, таким образом, увеличить прибыли, назначая разные цены для различных покупателей. Поступая так, продавец занимается ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по более чем одной цене и ценовые различия не оправдываются различиями в издержках.



Условия

Возможность проведения ценовой дискриминации доступна не для всех продавцов. Ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия.

1. Монопольная власть. Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или по крайней мере обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть определенной способностью контролировать производство и ценообразование.

2. Разделение рынка. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Такое разделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса, что впоследствии мы поясним на примерах.

3. Невозможность перепродажи. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами, то происходящее в результате снижение предложения увеличит цену на участке рынка с высокими ценами. Политика ценовой дискриминации, таким образом, будет подорвана. Это означает, что отрасли услуг, например отрасль перевозок или юридических либо медицинских услуг, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации.

Примеры

Ценовая дискриминация широко практикуется в американской экономике. Так, агент по продаже товаров, который должен сообщать важную информацию руководству корпорации, имеет высоконеэластичный спрос на междугородние телефонные услуги и платит высокий дневной тариф. Студент колледжа, периодически звонящий родственникам, имеет эластичный спрос и откладывает разговор, чтобы воспользоваться более низким тарифом вечернего времени или выходного дня. Электрические компании часто делят свои рынки по конечному потреблению, например освещению и отоплению. Отсутствие приемлемых заменителей означает, что спрос на электричество для освещения является неэластичным и цена за киловатт-час для этого применения высока. Но наличие природного газа и нефти как альтернатива электрическому отоплению делает спрос на электричество для этой цели эластичным, и поэтому назначаемая цена ниже. Таким образом, типично, что для промышленных потребителей электричества устанавливаются более низкие тарифы, чем для жилых домов, потому что

Последствия

Экономические последствия ценовой дискриминации по своему существу двойственны.

1. Неудивительно, что монополист способен увеличивать свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией.

2. При остальных равных условиях монополист, занимающийся дискриминацией, будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист

1. Больше прибылей. Для того чтобы понять, почему ценовая дискриминация может принести дополнительные прибыли, следует опять посмотреть на нисходящую кривую спроса монополиста на рис. 24-4. Хотя максимизирующая прибыль единая цена составляет 122 дол., отрезок кривой спроса, лежащий над областью прибыли на рис. 24-4, показывает, что есть покупатели продукта, которые скорее заплатили бы за продукт больше, чем Р„ (122 дол.), чем отказались бы от него.

Если монополист может установить и выделить каждого из этих покупателей и, таким образом, назначить максимальную цену, которую каждый из них заплатил бы, продажа любого данного объема продукции будет более прибыльной. В столбцах (1) и (2) табл. 24-1 мы видим, что покупатели первых четырех единиц продукции захотели бы заплатить больше, чем цена равновесия в 122 дол. Если продавец мог бы каким-то образом заниматься совершенной ценовой дискриминацией путем получения максимальной цены, которую заплатил бы каждый

первые могут сами организовать выработку электроэнергии, в то время как индивидуальное домохозяйство не может этого сделать.

Владельцы кинотеатров и площадок для гольфа меняют цены в зависимости от времени (более высоки цены вечером и в выходные дни, когда велик спрос) и от возраста (способность платить). На железных дорогах тариф, установленный на тонно-милю перевозки грузов, меняется в соответствии с рыночной стоимостью перевозимого продукта. Грузоотправителю Ют телевизионных приемников или украшений для платьев будет установлен больший тариф, чем грузоотправителю 10 т гравия или угля. Авиалинии устанавливают более высокие тарифы для бизнесменов, чей спрос неэластичен, и снижают тарифы для туристов, чей спрос более эластичен. В гостиницах, ресторанах, театрах и аптеках существуют скидки для пенсионеров. В международной торговле ценовая дискриминация называется демпингом. Например, южнокорейский производитель электронной аппаратуры может продавать телевизоры на 100 дол. дешевле в США, чем у себя в стране.



лист сочтет, что прибыльно производить скорее семь, чем пять, единиц продукции. Дополнительный доход от шестой и седьмой единиц составляет 214дол. (112дол. + 102 дол.). Таким образом, валовой доход для семи единиц составляет 924 дол. (710 дол. + + 214 дол.). Валовые издержки для семи единиц составляют 640 дол., так что прибыль равна 284 дол.

Безусловно, ценовая дискриминация увелич::ьа-ет прибыль монополиста, однако она также приводит к большему объему производства и, таким образом, к меньшей неэффективности распределения. В нашем примере количество произведенных единиц - семь - соответствует количеству, которое получится при чистой конкуренции, то есть эффективность распределения {Р = МС) достигнута.

Графические выводы. Рис. 24-7 суммирует все эффекты ценовой дискриминации. Так, рис. 24-7а просто повторяет рис. 24-4 в обобщенной форме, чтобы показать позицию недискриминирующего монополиста, как исходную посылку. Недискриминирую-щий монополист производит продукцию в объеме Q, (где MR = MQ и назначает цену 0,с (равную отрезку Ob). Совокупные доходы занимают площадь прямоугольника ObcQi, а экономическая прибыль -площадь abed.

Из рис. 24-76 видно, что монополист занимается совершенной ценовой дискриминацией, назначая каждому покупателю самую высокую цену, которую он согласен заплатить. Начиная с нуля, каждая последующая единица продукции продается по цене, указанной соответствующей точкой на кривой спроса. Это означает, что кривые спроса и пре-

уч Экономическая „ V4 прибыль

/ АТС

с /

\ MR

Объем производства в) Монополист с единой ценой

Экономическая прибыль

/ АТС

1 /

.............................-

i n4

D = MR

О Ql Ог

Объем производства б) Совершенно дискриминирующий монополист

Рисунок 24-7. Монополист с единой ценой против совершенно дискриминирующего монополиста

Совершенно дискриминирующий монополист (рис. б) собирает больше прибыли [hfgj по сравнению с abed] и производит больший объем продукции (Qj, а не О,), чем произвел бы монополист с единой ценой (рис. а). Потребители на отрезке fc кривой спроса (рис 61 будут платить более высокие цены с дискриминацией, а те, что на отрезке сд, заплатят меньше.

покупатель, то валовой доход увеличился бы с 610 дол. (122дол. х5)до710дол. (122 дол. + 132 дол. + + 142 дол. + 152 дол. + + 162 дол.) и прибыль увеличилась бы, таким образом, со 140 дол. (610 дол. -- 470 дол.) до 240 дол. (710 дол. - 470 дол.).

2. Больше продукции. При прочих равных условиях занимаюшийся дискриминацией монополист на деле предпочтет производить больший объем продукции, чем не занимаюшийся дискриминацией. Вспомните, что, когда не занимаюшийся дискриминацией монополист понижает цену, чтобы продать дополнительную продукцию, более низкая цена будет использоваться не только при дополнительных продажах, но и для продаж всех пред-шествуюших единиц продукции. В результате предельный доход становится меньше цены, и графически кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса. Тот факт, что предельный доход меньше цены, является антистимулом для возросшего производства.

Но когда занимаюшийся совершенной дискриминацией монополист понижает цену, последняя используется только для проданной дополнительной единицы, а не для предшествующих единиц. Следовательно, цена и предельный доход равны для любой единицы продукции. Графически кривая предельного дохода монополиста, занимающегося совершенной дискриминацией, будет совпадать с его кривой спроса, и антистимул для возросшего производства будет устранен.

Как было показано ранее в табл. 24-1, поскольку предельный доход теперь равен цене, монопо-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [ 15 ] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]