назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [ 138 ] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


138

Источники экономической прибыли: 1) неопределенность и риск; 2) неопределенность и нововведения; 3) монополия.

а. Прибыль от взятия на себя неопределенности и риска при нововведениях, а также монопольная прибыль в связи с наличием патента, б. Монопольная прибыль, связанная с преимуществом в расположении, в. Прибыль от взятия на себя нестрахуемого риска изменения спроса (изменение могло быть неблагоприятным).

Глава 30

30-1. а. Частные товары, сверху вниз: Р = Я дол., Q=l; Р = 7 дол., Q = 2; Р = 6 дол., Q = 4; Р = 5 дол., Q = 7;P = 4 дол., Q = Ю; Р = 3 дол., Q = 13; = 2 дол., Q = 16; Р = ] дол., Q = 19. б. Общественные товары, сверху вниз: Р = 19 дол., Q = I; Р = \6 дол., Q = 2; Р - = 13 дол., Q = l>; P=\Q дол., Q = A; Р = 7 дол., Q = 5; Р = А дол., 0 = 6; Р = 2 дол., Q=7; Р = \ дол., Q = 8. Первая таблица представляет собой горизонтальное суммирование индивидуальных кривых спроса; вторая таблица представляет собой вертикальное суммирование этих кривых. Рыночная кривая спроса на частные товары будет определять в комбинации с рыночным предложением действительное соотнощение «цена - выпуск» на рынке. Поскольку индивидуальные предпочтения не проявляются на рынке у потенциальных покупателей общественных товаров, коллективная кривая спроса на общественные товары является гипотетической или ее надо определять путем исследования «готовности платить».

30-2. Оптимальное количество равно 4, поскольку при цене 10 дол. коллективная готовность платить за последнюю единицу товара (= 10 дол.) совпадает с предельными издержками производства (= 10 дол.).

30-3. Программа В, так как для более крупных программ предельная выгода больще не превыщает предельные издержки. В плане В чистая выгода - превыщение совокупных выгод над совокупными издержками - максимальна.

30-4. Издержки перелива называют отрицательными внещними факторами, потому что они являются внещ-ними по отнощению к участникам сделки и сокращают полезность для затронутой третьей стороны (поэтому они «отрицательные»). Выгоды перелива называют положительными внещними факторами, потому что они являются внещними по отнощению к участникам сделки и увеличивают полезность для третьей стороны (поэтому они «положительные»). См. рис. 30-3 и 30-4. Сравните рис. 30-46 и 30-4в.

30-7. Низкая предельная выгода от сокращения потока воды означала бы, что кривая MB была бы расположена значительно левее, чем на диаграмме в учебнике. Она пересечет кривую МС при низком уровне ослабления загрязнения. Это указывает на то, что оптимальный уровень снижения загрязнения (где MB =

= МС) низок. Любое количество цианидов в общественных источниках водоснабжения было бы смертель-ны.м. Следовательно, предельная выгода от сокращения количества цианида была бы очень высокой и кривая MB на рисунке сдвинулась бы в крайнее правое положение, где она пересекла бы кривую МС рядом с точкой 100%.

30-13. Проблема моральной опасности: пункты б и п Проблема неблагоприятного отбора: пункты а, в, д.

Глава 31

31-2. Парадокс состоит в том, что голосование боль-щинстйом голосов не всегда дает ясную непротиворечивую картину общественных предпочтений. Суду отдается предпочтение перед щколой, а парку отдается предпочтение перед судом, так что мы можем предположить, что парку отдается предпочтение перед щколой. Но на самом деле щколе отдается предпочтение перед парком.

31-3. Проект В (маленький резервуар предпочтительнее). Здесь нет проблем «порядка голосования» и В - предпочтение медианного участника голосования. Два участника, голосующих против резервуара и за дамбу, предпочтут маленький резервуар - проект В - проектам «средний резервуар» и «большой резервуар». Два участника, предпочитающих большой резервуар и средний резервуар, предпочтут маленький резервуар дамбе или отсутствию резервуара. Предпочтения медианного голосующего в пользу проекта В будут преобладать. Однако оптимальным проектом с экономической точки зрения является проект С, который дал бы обществу большую чистую выгоду чем проект В.

31-6. Электорат сталкивается с небольшим числом кандидатов, каждый из которых предлагает широкий набор или «пакет» предложенных политик. Тогда голосующие вынуждены выбирать индивидуального кандидата, чей политический пакет больше всего напоминает их собственный. Вероятность полного совпадения предпочтений определенного кандидата и любого из голосующих весьма мала. В результате голосующий должен приобретать некоторые ненужные общественные товары и услуги. Это отражает неэффективное размещение ресурсов.

Государственная бюрократия не действует на основании прибыли, что снижает мотивацию к уменьшению издержек у государственных служащих. Поскольку не происходит рыночной проверки прибылей и убытков, трудно определить, насколько эффективно функционируют правительственные агентства. Не существует также вхождения конкурирующих групп, которые стимулировали бы деятельность и способствовали улучшению общественных товаров и услуг Кроме того, разорительные расходы могут поддерживаться лобби самих бюрократов, и государственный бюджет может поощрять, а не наказывать неэффективность.



31-9. Средние ставки налога: 20; 15; 13,3%. Регрессивный налог

31-11. Действие акцизного налога сказывается в основном на потребителях, когда спрос сильно неэластичен, и в первую очередь на производителях, когда спрос эластичен. Чем более эластично предложение, тем больше сказывается налог на потребителях.

Потеря эффективности при продаже или акцизный налог - это чистая выгода, которой жертвует общество, потому что потребление и производство налогооблагаемого продукта сокращаются ниже уровня эффективного размещения ресурсов, который достигался бы при отсутствии налога. При прочих равных условиях, чем больше эластичность спроса и предложения, тем больше потеря эффективности от данного налога.

Глава 32

32-2. Закон Шермана: раздел 1 запрещает, чтобы тайный сговор ограничивал торговлю; раздел 2 ставит вне закона монополизацию. Закон Клейтона (с поправками): раздел 2 запрещает ценовую дискриминацию; раздел 3 запрещает эксклюзивные или связывающие контракты; раздел 7 запрещает слияния, которые значительно ослабляют конкуренцию; раздел 8 запрещает переплетающиеся директораты. Соблюдение этих законов обеспечивается Министерством юстиции и Федеральной торговой комиссией. Кроме того, по этим законам одна фирма может возбудить судебное дело против другой.

32-5. а) Они запретят горизонтальное слияние (нарушение раздела 7 закона Клейтона); б) они обвинят эти фирмы в фиксации цен (нарушение раздела 1 закона Шермана); в) они разрешат вертикальное слияние, если только обе фирмы не имеют слишком большой доли рынка; г) они разрешат конгломератное слияние.

32-10. Отрасли, состоящие из естественных монополий, имеют заметный эффект масштаба. Регулирование, основанное на ценообразовании по «справедливой прибыли», побуждает фирмы не минимизировать издержки, так как сокращение издержек приведет к тому, что регулирующие органы вынудят фирму назначить более низкие цены. Регулируемые фирмы могут также вести «хитрую» бухгалтерию, чтобы вздувать издержки и прятать прибыли. Поскольку регулирующие комиссии основываются на информации, поставляемой самими фирмами, а члены комиссии набираются из самой отрасли, их агентства могут на самом деле контролироваться фирмами, за которыми они должны надзирать. Кроме того, промышленное регулирование иногда применяется к отраслям, которые не являются естественными монополиями. Поскольку вычисление справедливой прибыли основывается на стоимости капитала фирмы, регулируемые естественные монополии имеют стремление к увеличению до-

пустимой прибыли, ыеэкономично заменяя капитал рабочей силой.

32-12. В отличие от промышленного регулирования, которое концентрируется на ценах в конкретных отраслях, социальное регулирование имеет дело с более широким влиянием бизнеса на потребителей, работников и третьи стороны. Выгоды: увеличение безопасности работников и продукции; меньший ущерб окружающей среде; снижение экономической дискриминации. Два типа издержек: административные издержки и издержки в связи с соблюдением правил. Регулирование должно осуществляться дорогостоящими государственными агентствами. Фирмы должны увеличить расходы, чтобы соответствовать регулирующим правилам.

32-14. Промышленная политика состоит из непосредственных действий правительства, направленных на усиление технического прогресса и экономического роста путем субсидий конкретным фирмам и отраслям. Антитрестовское, промышленное и социальное регулирование ограничивают поведение фирм, часто увеличивая их издержки или сокращая поступления. В противоположность этому промышленная политика увеличивает прибыль - затронутые ею фирмы считают ее благоприятной. Пример: план федерального правительства в 1 млрд дол., предназначенный для того, чтобы помочь американским фирмам конкурировать с Японией в разработке компьютерных экранов с плоским стеклом. Сторонники промышленной политики утверждают, что она усиливает важные отрасли, ускоряет развитие новых технологий, увеличивает производительность труда и повышает конкурентоспособность на международном уровне. Противники утверждают, что промышленная политика заменяет прихотями политиков и бюрократов тщательное изучение ситуации, проводимое предпринимателями и администраторами фирм. Они также указывают на неудачи промышленной политики в прошлом.

Глава 33

33-1. Первое утверждение: кривая предложения смещается (изменение предложения) вдоль соответствующей неэластичной кривой спроса, приводя к большим изменениям равновесной цены и умеренным изменениям равновесного количества. Второе утверждение: кривая спроса смещается вдоль соответствующей неэластичной краткосрочной кривой предложения, вызывая большое изменение цены и небольшое изменение предлагаемого количества.

Экспорт, сильно меняясь год от года, увеличивает нестабильность спроса на сельскохозяйственную продукцию.

33-3. а. Поскольку спрос на большинство сельскохозяйственных продуктов неэластичен, частые колебания предложения, вызванные погодными условиями и другими факторами, относительно мало влияют



на величину спроса, но существенно затрагивают равновесные цены на сельскохозяйственную продукцию. Поступления фермеров от продажи сельскохозяйственных продуктов и, следовательно, их доходы являются нестабильными.

б. Технологические нововведения снизили производственные издержки, увеличили долгосрочное предложение для больщинства сельскохозяйственных товаров и снизили цены на сельскохозяйственную продукцию. Это снижение цен способствовало снижению доходов фермеров.

в. Умеренный долгосрочный рост спроса на сельскохозяйственную продукцию был недостаточным для того, чтобы скомпенсировать увеличение предложения, что в результате привело к прекращению роста доходов фермеров.

г. Поскольку число производителей на боль-щинстве сельскохозяйственных рынков велико, производителям трудно или невозможно осуществлять сговор, чтобы ограничить предложение и снизить колебания цен и доходов или остановить их долгосрочный спад.

33-8. Равновесное соотнощение = 0,73 (= 120/165). Это соотнощение показывает, что цены, получаемые фермерами, по отнощению к ценам, выплачиваемым ими, снизились в среднем на одну четверть после окончания базового периода, используемого для определения ценовых индексов. Если бы уровень сельскохозяйственного производства в базовый период был таким же, реальный доход фермеров также снизился бы на 25%.

33-9. Ценовая поддержка благоприятствует фермерам, налагает издержки на общество и добавляет проблемы мировому сельскому хозяйству Фермеры выигрывают, потому что цены, которые они получают, и продукция, которую они производят, возрастают, увеличивая их доходы. Потребители теряют, потому что цены, которые они платят за сельскохозяйственные товары, увеличиваются, а объем приобретаемых товаров уменьщается. Общество в целом несет несколько типов издержек. Избытки сельскохозяйственных продуктов надо покупать и хранить, что является дополнительным бременем для налогоплательщиков. Внутренняя экономическая эффективность уменьщается, так как искусственно завыщенные цены на сельскохозяйственные продукты приводят к избыточному выделению ресурсов для сельского хозяйства. Окружающая среда страдает: больщее использование пестицидов и удобрений приводит к загрязнению воды; сельскохозяйственная политика препятствует смене полевых культур; ценовая поддержка побуждает к возделыванию критических земель. Эффективное использование мировых ресурсов также искажается из-за введения тарифов и квот на импорт, которые часто требуются при проведении таких программ. Наконец, внутреннее перепроизводство приводит к увеличению предложения на международных рынках, снижая цены и вызывая уменьщение валового дохода иностранных производителей.

Глава 34

34-2. В этой простой экономике каждый человек представляет собой полные 20% распределения населения по доходам. Наиболее богатые 20% (Ал) получают 50% всего дохода; наиболее бедные 20% (Эд) получают 5%.

100 -

20 40 60 80 100 Кумулятивная допя индивидов (в %)

34-5. Существуют три важные причины существования неравенства доходов: неравные личные возможности; различия характера; внещние социальные факторы. Первый фактор зависит исключительно от везения - некоторые люди обладают высоким интеллектом, определенными талантами или физической ловкостью, которые позволяют им получать высокие доходы. Кроме того, они могут унаследовать собственность или им может помогать социальный статус и финансовые ресурсы их родителей. Вторая причина включает личную инициативу - индивиды могут хотеть получить дорогостоящее образование, брать на себя риск или соглащаться на неприятные условия работы, ожидая получить за это более высокую плату. Они могут также проявить высокую личную инициативу в деле. Третий фактор относится к обществу в целом. Рыночная власть и дискриминация являются двумя важными социальными факторами, определяющими неравномерность распределения доходов.

Высокий коэффициент интеллекта сам по себе не приводит к высоким доходам, если он не объединен с личной инициативой и благоприятными социальными обстоятельствами. Унаследованная собственность - пока ею компетентно управляют - обеспечивает доход, независимо от характера и личных качеств владельца. Оба фактора являются счастливым случаем для владельца.

34-11. а. План 1: базовое пособие - 4000 дол.; процентная ставка - 50%; безубыточный доход - 8000 дол. (= 4000/0,5). План 2: базовое пособие - 4000 дол ; процентная ставка - 25%; безубыточный доход - 16 ООО дол. (= 4000/0,25). План 3: базовое пособие - 8000 дол.; процентная ставка - 50%; безубыточный доход -16 000 дол. (= 8000/0,5).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [ 138 ] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]