назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [ 135 ] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


135

15-4. Основная цель монетарной политики - помочь экономике в достижении неинфляционного уровня совокупного выпуска при полной занятости. Изменения предложения денег влияют на величину процентных ставок, что, в свою очередь, влияет на инвестиционные расходы и совокупный спрос.

а. Крутая кривая спроса на деньги делает монетарную политику более эффективной, так как большой наоон кривой означает, что лишь небольшие изменения предложения денег будут необходимы для получения больших изменений процентных ставок. Относительно пологая кривая «инвестирование - спрос» означает, что небольшие изменения процентных ставок будут достаточны для резкого изменения объема инвестиций, б. Высокое значение ПСП (низкое значение ПСС) дает большой мультипликатор доходов; это означает, что относительно небольшое первоначальное изменение расходов приведет к более заметному изменению ВВП.

Увеличение ВВП, связанное с политикой дешевых денег, увеличит трансакционный спрос на деньги, частично уравновешивая снижение процентных ставок, связанное с начальным увеличением предложения денег Инвестиционные расходы, совокупный спрос и ВВП поднимутся не так сильно.

15-7. Процентная ставка по федеральным фондам - это процентная ставка, взимаемая банками друг с друга за однодневные ссуды, необходимые для соблюдения резервных норм. Базовая процентная ставка (прайм-рейт) - это процентная ставка, взимаемая банками с наиболее кредитоспособных клиентов. Чем жестче монетарная политика, тем меньше избыточных резервов в банковской системе и тем выше ставка по федеральным фондам.

Федеральная резервная система хотела бы сократить избыточные резервы, замедляя прирост предложения денег Это замедлило бы увеличение совокупного спроса (AD) и предотвратило бы возникновение инфляции. Базовая процентная ставка поднялась бы.

15-8. Намерение политики «дорогих» денег можно представить как смешение влево кривой AD и понижение уровня цен (или в реальном мире снижение уровня инфляции). В открытой экономике повышение процентной ставки, связанное с политикой дорогих денег, побудит людей за границей покупать американские ценные бумаги. Поскольку для покупки ценных бумаг им понадобятся американские доллары, международный спрос на доллары увеличится, что вызовет повышение курса доллара. Чистый экспорт уменьшится, что сдвинет кривую AD влево более сильно, чем в закрытой экономике.

Глава 16

16-1. а. Классические экономисты считают, что кривая AS строго вертикальна. Когда цены падают, реальные прибыли не снижаются, потому что заработная плата уменьшается в той же

пропорции. При постоянных реальных прибылях у фирм нет причины изменять объем поставляемой продукции. Кейнсианцы считают, что кривая ASnaeT горизонтально при производстве, меньшем, чем производство при полной занятости. Снижение совокупного спроса в этом интервале не меняет уровень цен, потому что предполагается, что заработная плата и цены не могут уменьшаться.

б. Классические экономисты считают кривую AD стабильной, пока власти удерживают предложение денег на постоянном уровне. Поэтому инфляция и дефляция маловероятны. Кейнсианцы считают кривую AD нестабильной даже при постоянном предложении денег, так как инвестиционные расходы меняются. Уменьшение AD может вызвать спад; быстрое увеличение AD может повлечь за собой вызванную спросом инфляцию. Ни одна из моделей в этой простейшей форме не является реалистичной. Уровень цен и заработная плата не могут быть полностью гибкими в смысле снижения, как предполагает классическая вертикальная кривая AS; они также не являются абсолютно неспособными к понижению, как предполагается в кейнсианской модели с горизонтальной AS. Более реалистичный взгляд на экономику включает кривую AS, имеюшую горизонтальный, промежуточный и вертикальный участки.

Кейнсианский взгляд на AD кажется более реалистичным, чем монетаристская точка зрения. Похоже, что совокупный спрос нестабилен и иногда приводит к спаду, а иногда - к вызванной спросом инфляции.

16-5. а. Кейнсианский механизм: изменения монетарной политики, резервов коммерческого банка, предложения денег, процентной ставки, инвестирования, совокупного спроса, номинального ВВП (PQ).

б. Монетаристский механизм: изменения монетарной политики, резервов коммерческого банка, предложения денег, совокупного спроса, номинального ВВП (PQ). Из-за более длинной и ненадежной цепи в передаточном механизме, кейнсианцы считают монетаристскую политику менее надежной, чем фискальную политику для достижения неинфляционного ВВП при полной занятости. Монетаристы полагают, что сушествует надежная связь между предложением денег и номинальным ВВП. Поэтому для федерального правительства предпочтительна монетаристская политика, сводяшаяся к правилу: увеличивать предложение денег на 3-5% ежегодно.

16-12. Обратитесь к рис. 16-5а (кейнсианство), 16-56 (монетаризм) и рис. 16-6 (разумные ожидания). Политика стабилизации - в данном случае увеличение AD - высокоэффективна в кейнсианской модели; высокоинфляционна - в монетаристской модели и абсолютно неэффективна в модели разумных ожиданий.



в модели ТРО не существует отклонений от производства при полной занятости - все изменения AD предсказываются заранее. В строгой классической модели существуют временные отклонения от полной занятости на период, пока происходят процессы рыночных приспособлений.

16-13. Пункты б, в, г, д.

Глава 17

17-1. Чтобы получить кривую Филлипса из модели AD-AS, мы принимаем, что кривая AS имеет три участка: горизонтальный (или почти горизонтальный), поднимающийся вверх и вертикальный. Когда экономика передвигается от горизонтального участка к наклонному, имеется компромисс между большим объемом продукта (или занятости) и уровнем цен. Экономика может иметь больший объем продукта и большую занятость, только если она согласна принять более высокий уровень цен.

В 70-х годах наблюдались последовательные кризисы предложения, которые дестабилизировали кривую Филлипса и вызвали сомнения в реальности ее сушествования. Они включали: увеличение в четыре раза мировых цен на нефть; снижение сельскохозяйственного производства; уменьшение стоимости доллара; отмену контроля за ценами и заработной платой и уменьшение роста производительности. Все эти факторы сдвигали кривую AS влево, вызывая стагфляцию - увеличивая безработицу и инфляцию.

17-2. Проверьте ваш ответ по рис. 17-5 и его описанию.

17-7. Проверьте ваш ответ по рис. 17-7а и 17-76 и его описанию.

17-8. Основные показатели выбираются произвольно; контроль имеет силу закона. Контроль: 1) вызывает нехватку товаров, что приводит к возникновению «черного» рынка; 2) приводит к снижению качества продукции, чтобы обойти контроль; 3) приводит к неэффективному распределению редких ресурсов общества.

Те немногие экономисты, которые высказываются в пользу контроля, считают его полезным для прекращения инфляционных ожиданий, которые часто способствуют быстрой инфляции. Надежная программа контроля уровня цен и заработной платы может убедить фирмы и рабочую силу в том, что высокие цены и заработная плата неоправданны, поскольку «инфляция под контролем». Контроль за ценами и заработной платой сдержал или, по крайней мере, задержал инфляцию во время второй мировой войны. Но основные показатели и контроль, действующие позже, были весьма неэффективными.

17-10. Основные принципы экономистов, стоящих на стороне предложения, таковы: 1) система налоговых льгот отрицательно влияет на побуждения к работе, инвестированию, нововведениям и предприниматель-

скому риску; 2) снижение налогов может происходить без уменьщения налоговых поступлений; 3) налоги с фирм типа налога на заработную плату приводят к большим издержкам, снижению занятости и снижению ВВП; 4) государственное регулирование бизнеса является избыточным.

По мнению экономистов, стоящих на стороне предложения, основная причина стагфляции - смещения кривой AS влево - это рост издержек и снижение производительности. Высокие налоги и избыточное регулирование ослабляют экономические стимулы и уменьшают производительность. Кривая /15сдвигается влево, вызывая стагфляцию.

Обратитесь к рис. 17-8. Сторонники урезывания налогов утверждают, что экономика на графике находится где-то над точкой т (где налоговые поступления максимальны). Снижая налоговые ставки с я до т, правительство увеличило бы налоговые поступления. Это увеличение произошло бы из-за того, что более низкие налоговые ставки увеличили бы стимулы для производства продукции и получения дохода. Например, предположим, что ВВП составлял первоначально 100 млрддол. При средней ставке налога 30%, налоговые поступления составляли бы 30 млрд дол. (30% от 100 млрд дол.). Теперь предположим, что государство снизит ставку налога до 20% и в результате ВВП увеличится до 200 млрд дол. Новые налоговые поступления увеличатся до 40 млрд дол. (20% от 200 млрд дол.). Совокупное предложение увеличится, одновременно уменьшая безработицу и снижая цены. Короче говоря, стагфляция устраняется.

Глава 18

18-1. а. При сбалансированном ежегодном бюджете нет практически никакой возможности использовать фискальную политику в качестве инструмента стабилизации. При экономическом спаде налоговые поступления снижаются. Чтобы удержать сбалансированный бюджет, фискальная политика может потребовать сокращения государственных расходов или увеличения ставок налогов, что снижает расходы и усиливает спад. Если экономика процветает и налоговые поступления увеличиваются, то, чтобы удержать сбалансированный бюджет, фискальная политика должна будет увеличить государственные расходы или снизить налоги, тем самым увеличивая и без того избыточный спрос и усиливая инфляционное давление. Ежегодно сбалансированный бюджет усиливает циклические спады и подъемы.

б. Циклически сбалансированный бюджет будет противостоять циклическим изменениям, как и должен, так как он будет усиливать спрос путем снижения налогов и увеличения государственных расходов во время спада и ограничивать спрос путем повышения налогов и



уменьшения государственных расходов во время инфляционного бума. Однако поскольку подъемы и спады не всегда бывают равной интенсивности и длительности, бюджетные излишки во время подъема не всегда автоматически совпадают с дефицитом бюджета во время спада. Требование сбалансированности бюджета в течение цикла может сделать необходимым несоответствующие изменения ставок налогов или уровня государственных расходов.

в. Функциональное финансирование не обращает внимания на баланс дефицита или излишков, как ежегодный, так и в течение цикла. Наиболее важным считается поддержание неинфляционного уровня расходов при полной занятости. В расчет принимается сбалансированность экономики, а не бюджета.

18-3. Два способа измерения государственного долга: 1) измерить его абсолютную величину; 2) измерить его величину как долю от ВВП.

Внутренний долг - это долг, при котором держатели облигаций живут в стране, имеющей долг; внешний долг - это долг, при котором держатели облигаций являются гражданами других стран. Выплачивание внутреннего долга включало бы повышение налогов или снижение других государственных расходов и использование полученных денег для выкупа государственных бумаг Это создало бы проблему распределения доходов, потому что держатели государственных облигаций, как правило, имеют более высокие доходы, чем средние налогоплательщики. Но выплачивание внутреннего долга не обременяет экономику в целом - деньги, использованные для погашения долга, останутся внутри страны.

При погашении внешнего долга люди за границей будут использовать деньги от продажи облигаций для покупки товаров у страны, выплачивающей свой внешний долг Стране придется послать часть своей продукции за границу для потребления другими гражданами (и никаких импортируемых товаров взамен).

Рефинансирование государственного долга просто означает перераспределение долга - продажу «новых» облигаций для погашения «старых».

18-7. Экономисты не считают большой государственный долг ношей для будущих поколений. Будущие поколения наследуют не только государственный долг, но также и облигации, составляющие этот долг Они также наследуют государственные средства производства, часть которых финансировалась за счет этого долга.

Есть только один случай, когда долг станет ношей для будущих поколений. В отличие от финансирования налогов, финансирование долга может поднять процентные ставки, так как государство должно конкурировать с частными фирмами за капитал на рынке облигаций. Более высокие процентные ставки

вытеснят долю частных инвестиций, что приведет к меньшим запасам средств производства в будущем и тем самым к менее производительной экономике, которая достанется в наследство будущим поколениям.

18-8. Причинно-следственная цепочка: государство, занимающее деньги для финансирования долга, конкурирует с частными ссудами, что приводит к повышению процентных ставок; более высокие процентные ставки вызывают приток иностранных денег для покупки американских облигаций с более высокой доходностью; чтобы купить облигации, иностранные финансисты должны сначала купить доллары; спрос на доллары повышается и повышается цена доллара; американский экспорт снижается, а импорт увеличивается; возникает американский торговый дефицит.

Американцы часто за большой торговый дефицит США ругают другие страны, особенно Японию. Но, как было показано ранее, значительная часть американского большого торгового дефицита может быть результатом постоянного крупного дефицита бюджета в течение десятилетия или больше.

Этой точке зрения противоречит неочевидная теория эквивалентности Рикардо. Предполагается, люди ожидают, что государственные расходы, связанные с финансированием долга, приведут к более высоким налогам в будущем. В ответ они сокращают текущее потребление и увеличивают накопление. Поскольку увеличение накопления идеально компенсирует увеличение долга государства, процентная ставка не повышается и вытеснения не происходит Поскольку процентные ставки не меняются, обменный курс не будет затронут и прервется связь между дефицитом бюджета и торговым дефицитом.

Глава 19

19-2. При объяснении экономического роста надо учитывать четыре фактора предложения, фактор спроса и фактор эффективности. 1. Факторы предложения: количество и качество природных ресурсов, количество и качество человеческих ресурсов, объем средств производства, технология. 2. Фактор спроса: полная занятость. 3. Фактор эффективности: эффективность размещения ресурсов и эффективность производства.

В течение длительного периода времени страна может увеличить свои производственные возможности для экономического роста (сторона предложения). Но совокупный спрос также должен вырасти (сторона спроса), иначе дополнительные производственные возможности будут простаивать. Экономический рост зависит от увеличившейся возможности производить и увеличившегося желания покупать.

Сторона предложения экономического роста иллюстрируется смещением наружу кривой производственных возможностей от АВ к CD на рис. 19-1. Сторона спроса экономического роста показана перемещением из точки на кривой АВ к оптимальной точке на CD, например от точки а к точке Ь.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [ 135 ] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]