назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [ 130 ] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


130

Какой объем экономической помощи уже посту-. пил реально? И в каких формах? Табл. 40-1 показывает, что в 1992-1993 гг. Запад предоставил помощь России в размере 23 млрд дол., из них 3 млрд дол. выделили международные финансовые организации, 2,5 млрд дол. - Международный валютный фонд и 0,5 млрд дол. - Мировой банк. Оставщиеся 20 млрд дол. поступили в порядке двусторонней помощи, то есть представляли собой прямую помощь одной страны другой. Около 18 млрд дол. были предоставлены в виде экспортных кредитов - то есть субсидируемых правительством кредитов, - что позволит России покупать экспортные товары путем ссуд под низкие проценты вместо выплаты наличных денег Оставщиеся 2 млрд дол. были предоставлены в форме грантов.

Доля США в двусторонней помощи составляет приблизительно от 2 до 3 млрд дол. в год. В 1994 г. Соединенные Штаты выделили 2 млрд дол. в форме грантов и почти 1 млрд дол. в виде кредитов.

Частное инвестирование

Сумеет ли Россия при движении в сторону капиталистической системы привлечь иностранные инвестиции для поддержки своей экономики? Имея огромный потенциальный рынок и население почти в 150 млн человек, можно было бы ожидать, что ответ будет положительным. Потоки частных инвестиций могли бы серьезно помочь российской экономике, возможно, даже больще, чем общественная помощь. Кроме предоставления реального капитала стремящиеся к получению прибыли иностранные инвесторы принесут с собой управленческие навыки, улучшенные технологии, предпринимательское умение и маркетинговые связи.

Но иностранные фирмы, занимающиеся бизнесом в России, сталкиваются со значительными препятствиями. Одна из трудностей состоит в том, чтобы определить, кто за что отвечает. Следует ли иметь дело с Министерством торговли в Москве, или с региональными чиновниками, или и с теми, и с другими? Кому иностранная фирма платит налоги и с кем, собственно, подписывать контракты? Кто выдает необходимые разрещения и лицензии? Более того, законодательная поддержка коммерческой деятельности часто бывает громоздкой, неоднозначной или вообще отсутствует. Во многих случаях нельзя найти надежных поставщиков исходных материалов. А инфраструктура, например коммуникации и транспорт, по западным стандартам остается весьма примитивной. Налоги с предприятий - одни из самых высоких в мире. Рэкетиры регулярно собирают с фирм деньги на охрану, а мастера легкой наживы обманывают инвесторов. Всплески гиперинфляции порождают неуверенность и вызывают колебания у частных инвесторов.

Таблица 40-1. Иностранная помощь России, 1992-1993 гг

Тип помощи

Обьем fs млрд дол.)

Международные финансовые

организации

Мировой банк

Двусторонняя помощь

Экспортные кредиты

Гранты

Всего

Источник: International Monetary Fund.

Членство в международных организациях

Исторически бывший Советский Союз стоял в стороне от международной торговли и финансовых организаций, таких, как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк и Генеральное соглащение по тарифам и торговле (ГАТТ); Членство в этих организациях могло бы пойти на пользу Советскому Союзу. Россия была принята в МВФ и Мировой банк в 1992 г и, как мы видим из табл. 40-1, получила 3 млрд дол. помощи от этих организаций. Членство в ГАТТ привело бы к снижению тарифных барьеров для российского экспорта.

ДОКЛАД ОБ УСПЕХАХ

Каково же текущее состояние реформ в России? Достижения

К положительным результатам можно отнести то, что некоторые мероприятия российской экономической реформы все-таки были проведены.

1. Приватизация. К концу 1994 г. около 70% всех предприятий было приватизировано и находилось в частных руках. Было приватизировано около Уз бывших государственных предприятий; 90% мелких компаний являются частной собственностью; 80% предприятий в секторе обслуживания также являются частными.

Процесс приватизации состоял из двух стадий. На первой стадии государство дало ваучеры 40 млн российских граждан. Получатели могли объединять свои ваучеры для приобретения предприятий. На второй стадии, начавшейся в 1994 г, разрешалось покупать государственные предприятия за наличные деньги. Это дало возможность иностранным инвесторам покупать российские предприятия, а предприятиям - возможность получить необходимый капитал.



Однако земельная реформа продвигается более медленно. Фермеры боятся неопределенности и потенциальных проблем, которые могут сопровождать приватизацию земель и возникновение свободных рынков.

2. Ценовая реформа. За некоторыми исключениями, Россия отказалась от государственных фиксированных цен. В январе 1992 г правительство перестало контролировать около 90% всех цен. Международная ценность рубля упала до текущих высоких цен «черного» рынка и стала определяться спросом и предложением.

3. Низкий уровень безработицы. Несмотря на огромные структурные изменения, связанные с переходом к рынку, массовая безработица пока не наступила. Весной 1994 г безработица была чуть ниже 6%, что, по международным стандартам, почти соответствует полной занятости.

Отрицательная сторона реформ состоит в том, что многие российские рабочие были вынуждены смириться со значительным снижением зарплаты, чтобы сохранить свои рабочие места. В результате произошло резкое падение уровня жизни и одновременно стало расти неравенство доходов.

Проблемы

В процессе экономического перехода Россия столкнулась со значительными проблемами.

1. Инфляция. Как показывает столбец (2) табл. 40-2, инфляция в России была огромной. Существует несколько источников возникновения такой инфляции.

Во-первых, в январе 1992 п были «отпущены» цены и, как ожидалось, цены на многие товары мгновенно выросли в 3-4 раза (см. рис. 40-1).

Во-вторых, российские домохозяйства создали огромные запасы денег и вкладов в сберегательных банках в течение многих лет ожидания времени, когда редкие потребительские товары появятся в изобилии. После либерализации цен избыточная денежная масса хлынула на рынок и способствовала усилению инфляции и падению рубля.

Третьим и наиболее важным источником инфляции был крупный государственный дефицит, финансируемый за счет увеличения предложения денег Дефицит, в свою очередь, имеет много корней. Во-первых, приватизация государственных предприятий привела к тому, что правительство потеряло важный источник поступлений - прибыли предприятий. Во-вторых, характерная для переходного времени неопределенность привела к массовым уклонениям от уплаты налогов. Многие местные власти не платили налогов центральному правительству

Многие приватизированные предприятия не платили новый установленный 28%-ный налог на добавленную стоимость. Антиалкогольная кампания правительства также привела к потере поступлений от продажи алкогольной продукции. В-третьих, государство предоставило крупные субсидии промыщ-ленности и сельскому хозяйству и увеличило социальные пособия, чтобы смягчить проблемы переходного периода.

Одним из заметных побочных эффектов инфляции в России было резкое снижение международной ценности рубля. Когда цены в стране были либерализованы, то с ними был «отпущен» и рубль. В начале 1992 г курс обмена составлял 90 руб. за 1 дол. К январю 1994 г курс рубля упал до 1607 рублей за 1 дол., а осенью 1994 г снова стремительно упал до уровня 3926 руб. за 1 дол. и только немного поднялся впоследствии в результате вмещательства Центрального банка России. Такие резкие изменения международной ценности рубля, очевидно, повредили международной торговле России.

2. Сокращение объемов производства и снижение уровня жизни. Реальный объем производства начал снижаться уже в 80-х годах, но в процессе реформ его снижение ускорилось. В столбце (3) табл. 40-2 отражен процесс снижения объема производства в 1991-1994 гг Отметим, что максимальное снижение реального ВВП наблюдалось в 1992 г и составило 19%, а в 1994 г - 12%.

Причины такого резкого снижения объемов производства состоят: 1) в высокой инфляции, которая привела к неблагоприятным условиям для получения кредитов и инвестирования; 2) в разрушении международных торговых связей России со странами бывшего коммунистического блока Восточной Европы; 3) в банкротстве и закрытии многих бывших государственных предприятий, которые не могли выжить в новых рыночных условиях; 4) в изменении структуры размещения ресурсов и снижении роли армии.

Мы знаем, что продукция - это доход. Снижение реального объема производства означает снижение жизненного уровня в России. Сельскохозяйственным рабочим, государственным служащим и пенсионерам пришлось нелегко, и, как мы уже отмечали, многим работникам пришлось смириться с резким сокращением зарплаты для того, чтобы сохранить свое рабочее место.

3. Неравенство и социальные издержки. В течение переходного периода экономическое неравенство увеличилось. Как уже отмечалось, многие сельскохозяйственные рабочие, пенсионеры и государственные служащие очень обеднели. Появилась также небольшая обогатившаяся элита - одни связаны с частным предпринимательством, другие - с кор-



Таблица 40-2. Инфляция и реальный ВВП в России, 1991-1994 гг.

Россия - ЭКОНОМИКС в процессе перехода Дестабилизация и развал

Уровень

Рост ревльного

инфляции fs %]

ВВП (в %]

1991

1992

1353

1993

1994*

•Оценка.

Источник: International Monetary Fund и российские источники.

рупцией, нелегальной деятельностью и спекуляцией. Значительные трения между «выигравшими» и «проигравшими» подогревают сомнения общества относительно желательности рыночной экономики. Экономическая безопасность отсутствует, ухудшились медицинское обеспечение и образование; реально сократилось число школ; резко снизилась продолжительность жизни. В 1988 г продолжительность жизни мужчин в России составляла 65 лет. В 1994 г она составляла 59 лет - на 13 лет меньше, чем американских мужчин.

£%-.*.•-.•... г. -v

> Россия предприняла шаги к тому, чтобы стать капиталистической системой. Компоненты перехода от планирования к рынкам включают: а) создание частной собственности и прав собственности; 6) развитие конкуренции; в) ограничение и изменение роли правительства; г) отмену внутреннего контроля за уровнем цен; д) открытие экономики для международных рыночных сил; е) введение монетарной и фискальной политик для стабилизации экономики; ж) обеспечение общественной поддержки реформ.

> Реформаторским усилиям России могут способствовать: иностранная помощь; частные инвестиции иностранных фирм и участие в международных торговых и финансовых организациях.

> В приватизации и либерализации цен были достигнуты заметные успехи; безработица пока не стала серьезной проблемой. Однако инфляция продолжает оставаться высокой; реальное производство и уровень жизни снизились, а экономическое неравенство увеличилось.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Мнения экспертов относительно вероятности успешного перехода России к рыночной экономике существенно расходятся.

Пессимистическая точка зрения состоит в том, что экономические и политические условия в России крайне переменчивы, это может подорвать и экономические реформы, и процесс демократизации. В частности, постоянный дефицит российского бюджета, финансируемый правительством за счет печатания денег, усиливает этот же дефицит. Слабому и нерешительному центральному правительству будет трудно вводить и собирать налоги. Фирмы и местная власть будут увиливать от налоговых платежей, поэтому центральное правительство не сможет обеспечить их получение. Широко распространенное уклонение от налогов обозначает уменьшение налоговых поступлений, увеличение дефицита бюджета и рост инфляции, а следовательно, и финансовую нестабильность. Снижение налоговых поступлений ослабляет способность правительства обеспечивать выполнение налогового законодательства, так что возникает порочный круг, а в результате страка движется в сторону политического и экономического коллапса. Снижение налоговых поступлений также сокращает возможности центрального правительства выполнять его основные функции, такие, как поддержание законности и порядка и социальное обеспечение своих граждан. Может возникнуть стремление к старому политическому порядку - к экономически надежному социализму, которое приведет к отказу от экономических реформ и демократии.

Довести дело до конца

Более оптимистическая точка зрения состоит в том, что процесс реформ в России - относительно новое явление и наиболее страшные экономические препятствия в виде инфляции и снижения реального производства уже позади. Как можно предположить исходя из табл. 40-2, уровень инфляции и темп снижения объемов производства будут уменьшаться.

Важно, что быстро развивается частный сектор. Около 70 тыс. государственных предприятий были приватизированы, и появилось около 18 тыс. новых фирм. Начинают появляться финансовые рынки и рынки ценных бумаг и, возможно, некоторая часть из 40 млрд дол., которые, по некоторым оценкам, находятся за границей, вернутся в Россию, чтобы стимулировать инвестирование и экономический рост. Хотя переход России от централизованного планирования к рынкам может продолжаться еще около десяти лет и сопровождаться значительными трудностями, считаются маловероятными полная неудача экономических и политических реформ и возвращение к социализму

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [ 130 ] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]