назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [ 13 ] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


13

последней единицей продукции, чей предельный доход превышает предельные издержки. Какую цену назначит монополист? Из данных табл. 24-1 (столбцы 1 и 2) видно, что есть только одна цена, при которой пять единиц могут быть проданы, - 122 дол.

Графически этот анализ представлен на рис. 24-4 {Ключевой график), где данные о спросе, предельном доходе, средних валовых издержках взяты из табл. 24-1. Сравнение предельного дохода и предельных издержек снова показывает, что максимизиру-юший прибыль объем продукта составляет пять единиц, или количество Q„,. Единственная цена, при которой Q„, может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси продукта и затем под прямым углом от точки, в которой он достигает кривой спроса, до вертикальной оси. Найденная цена равна Р„. Чтобы назначить цену выше, чем Р,„, монополист должен сдвинуться вверх по кривой спроса; это означает, что продажи опустятся ниже максимизирующего прибыль уровня Q,„. Если монополист назначит цену меньше, чем Р„„ это вызовет рост объема продаж сверх максимизирующего прибыль уровня.

Столбцы (2) и (5) табл. 24-1 показывают, что при пяти единицах продукции цена продукта - 122 дол. - превышает средние валовые издержки в 94 дол. Экономическая прибыль, следовательно, равна 28 дол. на единицу продукции; валовая экономическая прибыль тогда составит 140 дол. (5 х 28 дол.). На рис. 24-4 прибыль на единицу продукции показана отрезком АР„„ а совокупная экономическая прибыль вычисляется путем умножения прибыли на единицу продукции на максимизирующий прибыль объем производства Q„.

Максимизирующая прибыль комбинация производства и цены может быть определена путем сравнения валового дохода и валовых издержек, имеющих место при каждом возможном уровне производства. Используя данные столбцов (3) и (6) табл. 24-1, читатель может проверить все выводы, к которым мы пришли, проводя анализ на основе сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Аналогично построение графика зависимости валового дохода и валовых издержек от объема продукта также покажет, что максимальная прибыль достигается при пяти единицах. {Ключевой вопрос 5.)

Монополия не имеет кривой предложения

Вспомним, что кривая предложения чисто конкурентной фирмы - это та часть кривой предельных издержек, которая лежит над средними переменными издержками (см. рис. 23-6). Кривую предложения определяют, применяя правило максимизации прибыли Р = МС. При любой данной цене, установ-

ленной рынком, чисто конкурентный продавец максимизирует прибыль, уравнивая эту цену (а она равна предельному доходу) с предельными издержками. Когда рыночная цена поднимается или падает, конкурентная фирма будет двигаться вверх или вниз по кривой предельных издержек, потому что ей выгодно производить больший или меньший объем продукции. Мы считаем, что каждая цена имеет свою уникальную связь с конкретным объемом производства, которая определяет кривую предложения.

На первый взгляд кажется, что кривая предельных издержек чистой монополии будет одновременно и ее кривой предложения. Но это неверно. Учи-стой монополии нет кривой предложения. Причина состоит в том, что отношение между ценой и предлагаемым объемом продукции может быть различным. Цена и предлагаемый объем зависят от расположения кривой спроса и, следовательно, от расположения кривой предельного дохода. Как и конкурентная фирма, монополия уравнивает предельный доход с предельными издержками, но для монополии предельный доход меньше цены. Поскольку монополия не уравнивает предельные издержки с ценой, вполне возможно, что различные условия спроса приведут к различным максимизирующим прибыль ценам для того же объема продукции. Чтобы убедиться в этом, обратитесь к рис. 24-4 и нанесите карандашом более крутую (менее эластичную) кривую спроса, рисуя соответствующую ей кривую предельного дохода таким образом, чтобы она пересеклась с кривой предельных издержек в той же точке, что и настоящая кривая предельного дохода. С более крутой кривой спроса это новое количество MR = МС даст более высокую цену Вывод: не существует единственной, уникальной цены, связанной с объемом произведенной продукции 0,„, и поэтому у чистой монополии нет кривой предложения.

Неправильные представления

о монополистическом ценообразовании

Наше исследование разрушает некоторые распространенные заблуждения относительно поведения монополий.

1. Не самая высокая цена. Поскольку монополист может манипулировать объемом продукта и ценой, бытует мнение, что монополист «будет назначать наивысшую цену, которую он может получить». Это мнение явно вводит в заблуждение. Существует много значений цены выше Р,„ (рис. 24-4), но монополист избегает их, потому что они влекут за собой прибыль, меньшую, чем максимальная. Совокупная прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными издержками. И то и другое в равной степени зависит от продан-



ESSiSSSSSSSSSSSiSSSSSSSSSSSS М1111навв1нннв»а»»1ан1

КЛЮЧЕВОЙ ГРАФИК

I

Рисунок 24-4. Максимизирующее прибыль положение фирмы в условиях чистой монополии

в условиях чистой монополии производитель максимизирует прибыль, производя обьем продукции, при котором MR = МС. В этом случае прибыль составляет ЛР„, на единицу продукции, а совокупные прибыли измеряются белым прямоугольником.

4 5 6 7 8 Обьем производства (в ед.)

НОГО количества продукции, цены и издержек на единицу продукции.

2. Прибыли совокупные, а не на единицу продукции.

Монополист стремится к максимальной совокупной прибыли, а не к максимальной прибыли на единицу продукции. На рис. 24-4 сравнение вертикального расстояния между средними издержками и ценой при различных возможных объемах производства показывает, что прибыль на единицу продукции больше в точке, которая расположена немного левее от максимизирующего прибыль выпуска Q,„. Это проще увидеть в табл. 24-1, где прибыль на единицу составляет 32 дол. (132 дол. -100 дол.) при четырех единицах продукции в сравнении с 28 дол. (122 дол. - 94 дол.) при максимизирующем прибыль объеме в пять единиц. В этом примере монополист соглашается на более низкую, чем максимальная, прибыль на единицу продукции по той причине, что дополнительные продажи компенсируют более низкую прибыль на единицу продукции. Стремящийся к прибыли монополист скорее стал бы продавать пять единиц, приносящих прибыль в 28 дол. на единицу продукции (ради совокупной прибыли в 140 дол.), чем четыре единицы, приносящие прибыль в 32 дол. на единицу (ради совокупной прибыли только в 128 дол.).

3. Убытки. Нужно также подчеркнуть, что чистая монополия не гарантирует экономических прибылей. Правда, вероятность получения экономических прибылей больше у чистой монополии, чем у чисто конкурентного производителя. В долговременном периоде при возможности свободного и легкого вхождения новых фирм в отрасль чистый конкурент будет получать нормальную прибыль, в то время как барьеры для вхождения позволяют монополисту сохранять экономические прибыли в долговременном периоде. В отличие от ситуации конкуренции барьеры для вхождения не пускают потенциальных участников отрасли, которые увеличили бы предложение, вызвали снижение цены и ликвидировали экономическую прибыль.

Конечно, как и чистый конкурент, монополист не будет постоянно действовать с убытком. Столкнувшись с убытками, владельцы фирм предпочтут переместить свои ресурсы в альтернативные отрас-

Кроме того, разница между краткосрочным и долгосрочным периодом менее важна в условиях монополии, чем в условиях чистой конкуренции. При чистой конкуренции вхождение или выход фирм гарантирует, что экономические прибыли будут нулевыми в долговременном периоде. Но при чистой монополии барьеры для вхождения препятствуют ликвидации экономической прибыли новыми фирмами в ходе конкуренции.



Как мы уже обнаружили, чистый монополист будет максимизировать прибыли, производя объем продукции Q„ и назначая цену Р„. Можно легко увидеть, что монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель*. Выпуск Q„ не доходит до точки Q, в которой минимизируются средние валовые издержки (точки пе-речения МС и ATQ. В столбце (5) табл. 24-1 мы видим, что АТС при пяти единицах выпуска монополиста составляют 94,00 дол. по сравнению с 91,43 дол., которые были бы результатом в условиях чистой конкуренции. Более того, при Q„, цена намного больше, чем предельные издержки. Это означает, что общество оценивает дополнительные единицы монополизированного продукта более высоко, чем альтернативную продукцию, которую можно было бы произвести из тех же ресурсов. Другими словами, максимизирующий прибыль объем продукта монополиста приводит к недораспре-делению ресурсов; монополист считает выгодным ограничение объема и, следовательно, использование меньшего количества ресурсов, чем оправданно с точки зрения общества. Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы на монополистических рынках.

Распределение дохода

В большинстве случаев монополии в бизнесе способствуют неравенству в распределении дохода. Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены, чем назначила бы чисто конкурентная фирма, имеющая те же издерж-

На рис. 24-4 сравнение цены и обьема продукции у монополии и чистой конкуренции дается аналогично случаю с одной чисто конкурентной фирмой [см. рис. 23-7al. Однако анализ также можно начать с чисто конкурентной отрасли [см. рис. 23-76, который вос-произаеден ниже). Вспомните, что кривая предложения конкурентной отрасли S является горизонтальной суммой кривых предельных

S = MC

ли, которые дают более высокие доходы. Таким образом, мы можем ожидать, что монополист получит нормальную или более высокую прибыль в долгосрочном периоде. Но если ситуация со спросом и издержками, с которой сталкивается монополист, не так благоприятна, как показанная на рис. 24-4, то возникнут убытки в краткосрочном периоде. Несмотря на свое господство на рынке, монополист, как показано на рис. 24-5, из-за низкого спроса и относительно высоких издержек несет убытки в краткосрочном периоде. Тем не менее он продолжает действовать до тех пор, пока его совокупный убыток меньше постоянных издержек. Точнее, при Q„, цена продукта монополиста /"„, превышает его средние переменные издержки. Однако правительственная корпорация AMTRAK, обладающая монополией на перевозки пассажиров на поездах дальнего следования, постоянно работает с убытком. Это относится и к почтовой службе.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ МОНОПОЛИИ

Давайте теперь оценим чистую монополию с точки зрения общества в целом. Наше обсуждение будет касаться: 1) цены, объема производства и эффективности; 2) распределения дохода; 3) некоторых неопределенностей, связанных с проведением сравнений издержек между конкурирующими и монополистическими фирмами; 4) технологического прогресса.

Цена, объем производства и эффективность

В главе 23 мы сделали вывод, что результатом чистой конкуренции может быть и производственная эффективность, и эффективность размещения ресурсов. Производственная эффективность достигается потому, что свободное вхождение и массовый выход фирм заставили бы их работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства были бы минимальными. Цена продукта тогда находилась бы на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками. На рис. 24-4 показано, что конкурирующая фирма продала бы Q, единиц продукции по цене Р,.

Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходило бы до той точки, в которой цена (мера стоимости продукта для общества) была бы равна предельным издержкам (мере альтернативной продукции, от которой отказалось общество, производя любой данный товар).

Рис. 24-4 показывает, что при тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [ 13 ] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]