назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [ 128 ] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


128

дождя и коротким сезоном вегетации; серьезными ошибками в планировании и управлении и, что наиболее важно, неспособностью создать эффективную систему мотивации.

Бывший когда-то основным экспортером зерна и другой сельскохозяйственной продукции Советский Союз стал одним из крупнейших импортеров сельскохозяйственной продукции. Импорт сельскохозяйственной продукции приводил к расходованию резервов иностранной валюты, которое руководство хотело сохранить для финансирования импорта западных технологий и средств производства.

3. Больше ресурсов или повышение эффективности.

Во многом быстрый рост экономики бывшего Советского Союза в первые десятилетия был связан с использованием большего количества труда, капитала и земли, то есть использованием резервов экономики. Но со временем этот способ расширения производства был полностью исчерпан. Занятость населения была в Советском Союзе одной из самых высоких в мире, так что практически не было возможности набрать дополнительных работников. Более того, прирост населения и рабочей силы сильно сократился. В то время как в 70-е годы ежегодный средний прирост рабочей силы составлял 1,5%, в 80-е годы он уменьшился примерно до 0,6%. Аналогично доля инвестиций в ВВП была достаточно высокой и могла быть увеличена только за счет сокращения доли производства товаров народного потребления. Из-за низкого уровня жизни в бывшем Советском Союзе в политическом отнощении было сложно увеличивать выпуск средств производства за счет товаров народного потребления. Кроме того, природные условия ограничивали доступность дополнительных пахотных земель. Предпринимавшиеся время от времени попытки использовать для производства зерна земли очень низкого качества были непродуктивными, так как урожай был минимальным, а площадь пастбищ сокращалась.

Альтернативой росту за счет использования большего количества исходных материалов является повышение производительности, то есть эффективности использования имеющихся средств. Но это более сложный путь. Рост производительности требует современных средств производства, нововведений и технического професса, сильных материальных стимулов у работников и менеджеров, чего не наблюдалось при традиционной советской плановой системе. На самом деле производительность труда рабочих в бывшем Советском Союзе, по оценкам, составляла от 35 до 40% производительности труда американских рабочих.

4. Проблемы планирования. Проблема централизованной координации экономической деятельности усложняется по мере развития экономики. Во вре-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 40-1

Потребление и доступность товаров в бывшем Советском Союзе и США, середине 80-х годов

Поскольку бывший Советский Союз выделял огромное количество ресурсов на нужды армии, доступность потребительских товаров в СССР была заметно ниже, чем а США.

Продукты

СССР

Пшеница (кг на душу населения)

Мясо (кг на душу населения]

Автомобили (на ЮСЮ человек)

Стиральные машины

(в % от числа семей]

Телевизоры (на 10ОО чаловак)

Радиоприемники (на 10ОО человек]

2123

Потребляемая энергия*

9563

5549

(кг на душу населения]

Телефоны (на 10ОО человек]

Персональные компьютеры

(на 10ОО человек]

* в пересчете на нефть.

Источник: Statistical Abstract of the United States, 1988.

мена правления Сталина - 30-е и 40-е годы ~ планирование напоминало планирование западных капиталистических стран в период второй мировой войны. Устанавливалось несколько ключевых производственных целей, и ресурсы централизованно выделялись для выполнения именно этих целей, независимо от издержек и благополучия потребителей. Но в результате была создана более сложная, промышленно развитая экономика, продукция стала более сложной, возникло много новых отраслей, требующих планирования. Техника планирования, пригодная в эпоху Сталина, стала неадекватной и неэффективной в более развитой советской экономике 70-х и 80-х годов. Советская экономика переросла свой плановый механизм.

5. Неадекватные показатели успеха. Рыночная экономика имеет единственный показатель успеха -прибыль. Успех или неуспех каждой фирмы измеряется ее прибылями или убытками. Прибыли зависят от потребительского спроса, эффективности производства и качества продукции.

В противоположность этому основным показателем успеха советского предприятия было выполнение количественных показателей производства, определенных органами централизованного планирования. Это порождало неэффективность экономики, потому что издержки производства, качество



и ассортимент продукции рассматривались в лучшем случае во вторую очередь. Достижение наименьших издержек производства почти невозможно без системы рыночных цен, точно отражающих относительную редкость или экономическую стоимость различных ресурсов. Управляющие и рабочие часто жертвовали качеством продукции, потому что они получали премии за выполнение количественных, а не качественных показателей. Часто выполнение плана по производству телевизоров и автомобилей приводило к снижению их качества, выпуску бракованной продукции.

Наконец, органам планирования очень трудно определять количественные показатели производства так, чтобы не внести случайные искажения. Если цели производства для предприятия, производящего гвозди, указываются в весовых единицах (тонны гвоздей), то оно будет стремиться производить только крупные гвозди. Но если цель выражается в количественных показателях (тысячи гвоздей), оно будет стремиться использовать имеющиеся средства для производства только мелких гвоздей. Проблема состоит в том, что экономике требуются и крупные, и мелкие гвозди. 6. Проблемы мотивации. Возможно, основным недостатком централизованного планирования было отсутствие экономической мотивации. Рыночные системы западных экономик имеют встроенные сигналы, заставляющие эффективно использовать ресурсы. Прибыли и убытки создают стимулы для фирм и отраслей увеличивать или сокращать производство. Если предложение некоторого продукта относительно невелико, то его цена и прибыльность увеличатся и производители будут стремиться расширять его производство. И наоборот, избыточное предложение означает снижение цен и прибылей и сокращение производства. Стремление к успешным нововведениям в форме либо нового качества продукции, либо технологии производства связано именно с их прибыльностью. Большие трудовые усилия, совершаемые работниками, приносят большие денежные доходы, способствующие повышению уровня жизни.

Этих действий и корректировок планов не происходит при централизованном планировании. Ассортимент производимой продукции в бывшей советской экономике определялся центральными плановыми органами. Если их оценки необходимого количества автомобилей, бритвенных лезвий, нижнего белья и водки, которые хотело бы купить население по устанавливаемым государством ценам, были неверны, то возникали дефициты и излишки отдельных видов продукции. Но руководители, занимающиеся производством этих товаров, премировались за достижение установленных объемов производства; у них не было никаких стимулов корректировать объем производства в ответ на возникновение излишков или дефицита. И у них не было

изменений цен и прибыльности, которые сигнализировали бы им о том, больше или меньше продукции реально требуется. Поэтому в бывшем Советском Союзе многие продукты были недоступными или дефицитными, в то время как другие невостребованные товары заполняли склады.

Побуждения к инновациям практически полностью отсутствовали; более того, нововведениям часто сопротивлялись. Советские предприятия принадлежали государству и были по существу монополиями. В результате ни управляющие, ни работники не получали личного выигрыша от улучшения качества продукции или разработки более эффективной производственной технологии. Исторически внедряемым государством нововведениям сопротивлялись и управляющие, и рабочие. Причина состояла в том, что новый производственный процесс обычно сопровождался более высокими, нереалистичными производственными планами, их невыполнением и лишением премий.

Внедрение нововведений также замедлялось из-за отсутствия конкуренции. У предприятий не было стимулов для производства продукции лучшего качества, внедрения эффективных методов управления или способов производства. Аналогично цель экономического самообеспечения изолировала предприятия Советского Союза от конкурентного давления международных рынков. В целом на протяжении длительного периода времени советские предприятия производили одну и ту же продукцию при помощи одной и той же технологии, причем и продукция, и технология становились все более устаревшими по мировым стандартам.

Индивиды также не имели побуждений к более напряженной работе из-за отсутствия материальных стимулов. Из-за низкого приоритета потребительских товаров при планировании существовал только офа-ниченный набор низкокачественных товаров и услуг, доступных советским потребителям. (Цена автомобиля намного превышала средние доходы рабочих, а для тех, кто способен был его купить, период ожидания составлял от одного до пяти лет.) Хотя упорная работа вознафаждалась продвижением по службе и премиями, увеличение денежного дохода не трансформировалось в пропорциональное увеличение реального дохода. Зачем прилагать усилия ради дополнительных денег, если на заработанные деньги нельзя ничего купить? Как сказал однажды советский рабочий западному журналисту: «Государство делает вид, что платит, а мы делаем вид, что работаем».

Реформы Горбачева

Разрушающаяся советская экономика 70-х и начала 80-х годов вынудила тогдашнего президента Михаила Горбачева осуществить в 1986 г профамму реформ, названную перестройкой, заключавшуюся в



реструктурировании экономики. Это реструктурирование сопровождалось гласностью, кампанией в пользу большей открытости и демократизации в политической и экономической сферах. При гласности рабочие, потребители, руководители предприятий, политические лидеры и другие люди получили возможность высказывать жалобы и предложения по улучшению экономики.

Реформы Горбачева включали шесть взаимосвязанных элементов: 1) модернизацию промышленности; 2) большую децентрализацию принятия решений; 3) создание ограниченного сектора частного предпринимательства; 4) улучшение трудовой дисциплины и стимулирования работников; 6) повышение роли страны в мировой экономике.

Хотя перестройка вначале была вполне успешной, она не могла полностью справиться с системными экономическими проблемами, стоящими перед Советским Союзом. Если оглянуться назад, можно увидеть, что перестройка соответствовала духу традиционных советских «кампаний», призванных добиться большей производительности в рамках той же плановой экономики. Она не стала общей программой организационных изменений типа тех, которые были приняты в Польше и Венгрии. Таким образом, в конце 80-х годов советская экономика находилась в застое; по некоторым оценкам, темпы роста составляли только около 2% в год, по другим, роста экономики не наблюдалось вообще. В конце 1991 г. сменивший Горбачева Борис Ельцин предложил программу радикальных реформ, или «шоковой терапии», для перехода от плановой к рыночной системе.

Краткое повторение 40-2

♦• О неэффективности централизованного планирования в бывшем Советском Союзе свидетельствовали снижение темпов экономического роста, низкое качество товаров и невозможность обеспечить повышение уровня жизни.

f Развал советской экономики в 80-х годах был связан с: а) тяжелым бременем военных расходов; б) хронической неэффективностью сельского хозяйства; в) необходимостью увеличивать реальное производство путем повышения производительности, а не количества исходных материалов; г) неспособностью традиционных методов планирования справиться с растущей сложностью советской экономики; д) неадекватными показателями успеха; е] неэффективностью стимулов для производства, нововведений и работников.

f Реформы Горбачева конца 80-х годов были сосредоточены на перестройке («реструктурировании») и гласности («открытости»), но не могли обеспечить важных системных изменений.

Россия - экономика в процессе перехода

ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ

Бывшие советские республики, особенно Россия, поставили перед собой задачу перехода к рыночной экономике. Каковы же компоненты такой сложной программы реформ?

Приватизация

Если должно возникнуть предпринимательство, то должны быть установлены и защищены законом права частной собственности. Это означает, что государственная собственность - пахотные земли, жилье, фабрики, станки и оборудование, магазины -должны перейти к частным владельцам. Это также означает, что должно быть разрешено образование и развитие новых частных фирм.

Поощрение конкуренции

Промышленный сектор бывшего Советского Союза состоял из крупных принадлежащих государству предприятий со средним числом работников более 800 человек. От 30 до 40% всей промышленной продукции производилось «отраслями», состоявшими из одного предприятия. Когда одну и ту же продукцию производили несколько предприятий, их действия координировались в процессе планирования таким образом, что создавался картель. Короче говоря, большая часть продукции выпускалась в монопольных или почти монопольных условиях.

Переход к эффективной рыночной экономике требует отмены этих государственных монополий и разработки антитрестовских законов для поддержания конкуренции. Приватизация без демонополизации принесет мало выгод экономике в целом. Существующие монополии должны быть реструктурированы или разделены на отдельные конкурирующие фирмы. Например, предприятие, производящее трактора и состоящее из четырех заводов, могло бы быть разделено на четыре конкурирующие фирмы. Следует установить и гарантировать права вхождения новых фирм в ранее монополизированные отрасли. Совместные предприятия, образованные российскими и иностранными компаниями, обеспечивают возможность не только расширения конкуренции, но и открытие экономики для международной торговли. Новые законы дали возможность иностранным фирмам инвестировать непосредственно в российские предприятия.

Ограничение и изменение роли правительства

Переход к рыночной экономике уменьшает экономическую роль правительства. Правительство должно свести свое участие к обеспечению соответ-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [ 128 ] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]