назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [ 126 ] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


126

Отток капитала {capital flight) Инфраструктура {infrastructure) Нефинансовые источники инвестирования

{nonfinancial investment) Капиталосберегающий и капиталоемкий

технический прогресс {capital-saving and

capital-using technological advance) Непредсказуемость законов Вселенной

{capricious universe view)

«Воля к развитию» {the will to development) Земельная реформа {land reform) Порочный круг бедности {vicious circle of poverty) Международный банк реконструкции и развития

{World Bank) Неоколониализм {neocolonialism) Новое мировое экономическое соглашение

{new global compact) Условия торговли {terms of trade)

ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Каковы основные черты экономики менее развитых стран? Перечислите основные пути экономического развития, доступные этим странам. Назовите и объясните препятствия, с которыми сталкиваются эти страны, пытаясь преодолеть бедность. Используя понятие «порочный круг бедности», опишите подробно, что можно предпринять для стимулирования экономического роста менее развитых стран.

2. Объясните, почему возможно увеличение разрыва в абсолютных доходах на душу населения между богатыми и бедными странами, несмотря на то что темпы роста ВВП на душу населения в менее развитых странах выше, чем в промышленно развитых.

3. Ключевой вопрос. Предположим, что реальное производство на душу населения в менее развитой и развитой стране в настоящий момент составляет 500 и 5 тыс. дол. соответственно. Если реальное производство на душу населения в каждой из стран увеличится на 3%, насколько изменится разница в производстве на душу населения между странами?

4. Объясните и дайте оценку следующим утверждениям:

а. «Американский капитализм проложил путь для экономического развития. Менее развитым странам нужно лишь следовать по этому пути».

б. «Экономическое неравенство способствует росту сбережений, а сбережения являются необходимым условием инвестирования. Следовательно, большее неравенство в распределении доходов будет стимулировать накопление капитала и экономический рост».

в. «Промышленно развитые страны опасаются осложнений в результате избытка сбережений; менее развитые страны страдают от недостатка сбережений».

г «Суть экономического развития страны заключается в том, что оно требует изменений человеческого фактора в большей степени, чем изменений материальных условий производства».

д. «Программа американской иностранной помощи является мошенничеством. В действительно-

сти это - неоколониализм, то есть средство, с помощью которого менее развитые страны, независимые в политическом смысле, удерживаются в полном экономическом подчинении».

е. «Бедность и свобода не могут сосуществовать друг с другом; что-то должно взять верх».

ж. «Самым серьезным препятствием на пути экономического развития бедных государств является недостаток инвестиционных товаров».

з. «Страны с высокими показателями ВВП в расчете на душу населения совсем не обязательно относятся к промышленно развитым». 0

5. Объясните, каким образом рост населения может препятствовать экономическому росту Как можно определить оптимальный уровень численности населения для какой-либо страны?

6. Ключевой вопрос. Противопоставьте точку зрения «демографического перехода» традиционной точке зрения, состоящей в том, что более медленный рост населения является необходимым условием повышения жизненного уровня в менее развитых странах.

7. Значительная часть инвестиций в менее развитые страны должна изначально вкладываться в инфраструктуру, развитие которой не ведет непосредственно и немедленно к росту производства товаров и услуг. Какое влияние могут оказывать такие вложения на инфляционные процессы, которые являются результатом государственного финансирования накопления капитала посредством денежной эмиссии и расходования новых денег?

8. Ключевой вопрос. Поскольку предполагается, что реальный капитал должен приносить большую прибыль там, где он редок, как можно объяснить тот факт, что большая часть международных инвестиций направляется в развитые страны (где капитала сравнительно много), а не в менее развитые страны (где капитал очень-редкий ресурс)?

9. «Проблемы, стоящие перед менее развитыми странами, порождают склонность к государственному регулированию хозяйственного развития, а не



к децентрализации экономических процессов». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте вашу точку зрения.

10. В чем суть долгового кризиса менее развитых стран? Как возникла такая ситуация? Какие решения этой проблемы вы предлагаете?

11. Какую продукцию экспортируют менее развитые страны? Используйте принцип сравнительных преимуществ для объяснения характера экспорта этих стран.

12. Выделите основные компоненты нового мирового экономического соглащения, предлагаемого менее развитыми странами. Какие из требований вы считаете наиболее оправданными?

13. Каким образом скажется на экономической эффективности и международном распределении доходов проводимая в мировом масштабе политика неограниченной иммиграции?

14. Ключевой вопрос. Используйте рис. 39-1 (поменяв, при необходимости, факторы), чтобы объяснить быстрый экономический рост в такой стране, как Япония или Южная Корея. Какие факторы, кроме изображенных на рисунке, могут внести свой вклад в экономический рост ?

15. («Последний штрих».) Объясните, каким образом гражданские войны, рост населения и государственная политика способствуют периодическому возникновению голода в Африке.



РОССИЯ-ЭКОНОМИКА в ПРОЦЕССЕ

ПЕРЕХОДА

чевидно, что наиболее заметным событием последнего десятилетия был распад Советского Союза в конце 1991 г. и решение России и других образовавшихся стран трансформировать экономику с центральным планированием в рыночные экономики.

В этой заключительной главе мы проанализируем причины распада Советского Союза и проблемы, с которыми столкнулись образовавшиеся страны. Мы рассмотрим следующие конкретные вопросы. Каковы были основные характеристики и цели советской плановой системы? Почему пала коммунистическая система? Что должно быть сделано для осуществления перехода к рыночной, или капиталистической, системе? Какую роль могли бы сыфать США и другие западные страны в этом переходе? Какой прогресс был уже достигнут на пути перехода? Какие проблемы остаются?

Переход от центрального планирования к рынку осуществляется достаточно широко. Такие страны Восточной Европы, как Польша, ГДР, Чехословакия и Венгрия, раньше Советского Союза вступили на этот путь. Мы рассмотрим проблемы России из-за ее экономического, политического и военного значения. Россия составляет около V4 территории бывшего Советского Союза, она в 1,7 раза больше Канады, второй по величине страны мира. В России проживает около 150 млн человек, несколько больше половины населения Советского Союза. Она обладает огромным количеством природных ресурсов, включая нефть и газ, драгоценные металлы, алмазы и древесину.

ИДЕОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

Чтобы понять плановую экономику бывшего Советского Союза, мы должны вернуться назад и рассмотреть его идеологию и организации.

Марксистская идеология

Коммунистическая партия была ведущей силой в советской политической и экономической жизни. Она представляла собой диктатуру пролетариата,

или рабочего класса. Основываясь на марксизме-ленинизме, коммунисты рассматривали свою систему как неизбежно приходящую на смену капитализму, раздираемому внутренними противоречиями, проистекающими из эксплуатации, несправедливости и нестабильности, которые он, по их мнению, создавал. Для коммунистов рыночная система была хаотичной, нестабильной и несправедливой. Рынки, по их мнению, порождали инфляцию, безработицу и несправедливое распределение дохода. В противоположность этому центральное планирование рассматривалось как способ рационального распре-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [ 126 ] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]