назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [ 125 ] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


125

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

ГОЛОЛ в АФРИКЕ

Голод в африканских стрвнвх объясняется не только природными, на и демагрвфическими, и сацивльными факторами.

Недавний голод в Сомали, подтверждаемый шокирующими фотографиями осаждаемых мухами истощенных детей со вздутыми животами, не является чем-то необычным в странах Африки, расположенных вокруг пустыни Сахара. До того как вооруженные сипы США и помощь ООН прибыли в Сомали в конце 1992 г., от жестокого голода каждый день умирало, по некоторым оценкам, 2 тью. чеповек. Полагают, что умер каждый четвертый сомалийский ребенок в возрасте до пяти пет, всего около 300 тыс. детей. Несмотря на приток помощи от богатых стран, голод в Эфиопии 1993-1994 гг. унес около 1 мпн жизней. Многим африканским странам, включая Эфиопию, Судан, Анголу, Либерию, Заир, Мозамбик и Малави постоянно угрожает голод. По оценкам, риску подвергаются от 5 мпн до 20 мпн африканцев. Эта трагедия удивительна, потому что бопьшая часть африканских стран попностью обеспечивала себя продовольствием в момент обретения независимости; теперь выживание населения значитепьно зависит от импортируемых продуктов питания.

Непосредственной причиной зтой катастрофы является засуха. Но реальные причины уменьшающейся способности Африки прокормить себя бопее сложны - зто переплетение природных и социальных факторов. Отсутствие дождей, хроническая гражданская война, бьютрый рост населения, широкомасштабная эрозия почвы, государственная попитика, не способствующая повышению производительности, - все это обостряет пробпему голода в Африке.

1. Гражданскея война. Региональные восстания и длительные гражданские войны опустошили некоторые аф-

риканские страны. Например, и Эфиопия, и Судан сильно пострадали за десятилетия гражданской войны. Эти конфликты не топько отвлекают драгоценные ресурсы от гражданских нужд, но и осложняют возможность предоставления помощи, необходимой для борьбы с голодом и развития экономики. Во время голода в Эфиопии 19ВЗ-19В4 гг. эфиопское правитепьство не пропускало продуктовую помощь в районы, оккупированные сипами повстанцев. Присланное продовольствие часто направлялось в армию, а не голодающим гражданам. Во время голода в Эфиопии 1973-1974 гг. Хайле Сипассе продал большую часть присланного продовольствия на мировых рынках, чтобы поддержать свой режим. В Сомали враждующие группировки разрушили большую часть школ, фабрик и правительственных министерств и ввергли страну в анархию. Вооруженные банды воруют насосы, тракторы и домашний скот с ферм, совершают ограбления портов, куда присыпается продовольственная помощь.

2. Рост населения. Насепение Африки растет быстрее, чем производство продовольственных товаров. Численность населения увеличивается на 3% в год, в то время как производство продовольствия - топько на 2%. Эта мрачная арифметика означает, по сути, снижение жизненного уровня, голод и недоедание. По данным Международного банка реконструкции и развития, в 80-е годы в странах тропической Африки доходы на душу населения составляли всего лишь V4 уровня, достигнутого к концу 70-х годов.

3. Ухудшение экологии. Помимо прочего, рост населения способствовал ухудшению экологической обстановки в Африке. Рост потребности в продовольствии при увепичении численности населения приводил к уничтожению лесов с цепью использования новых площадей для земледелия. Во

лей менее развитых стран разрешается переехать в промышленно развитые страны, и в политике развитых стран наблюдается тенденция решать вопрос в пользу наиболее производительных работников менее развитых стран.

Политики этих стран полагают, что развитым странам следует либерализировать свои законы об иммиграции, чтобы увеличить приток безработных и частично занятых работников из менее развитых стран. В то время как в ряде стран, например США и Канаде, отменена дискриминация по стране происхождения, некоторые европейские страны вводят еще более строгие ограничения по отношению к потенциальным иммигрантам из менее развитых стран. Вводятся дополнительные условия, направленные на репатриацию безработных иммигрантов. Миграция не только приводит к оттоку избыточной рабочей силы из менее развитых стран, но и

является источником доходов в форме пересылаемых эмигрантами средств. В настоящее время совокупные переводы денег эмигрантами в менее развитые страны составляют около 25 млрд дол. в год.

США, Канада и другие развитые страны изменили свои законы об иммиграции в пользу работников высокой квалификации, таких, как технические специалисты, врачи, инженеры и ученые. Это способствует «утечке мозгов» из менее развитых стран, теряющих человеческий капитал, в который были вложены средства. Для примера: по некоторым оценкам, Африка в целом потеряла около 60 тыс. менеджеров среднего и высшего звена из-за миграции в период 1985-1990 гг

6. Неоколониализм. Более серьезное опасение состоит в том, что, несмотря на обретение политической независимости, многие страны продолжают



многих случаях деревья, препятствовавшив распространв-нию пустыни, вырубались, и хрупкий поверхностный почвенный спой выдувался пустынными ветрами. Постоянный недостаток древесины, который еще больше усугубляется уничтожением лесов, ведет к тому, что помет животных, традиционно используемый в качестве удобрения, идет на топливо. Кроме того, сокращение традиционных сроков выдерживания земель под паром привело к чрезмерной эксплуатации пашен и пастбищ, к истощению почв. В результате уничтожения лесов и чрезмерной эксплуатации земельных угодий уменьшилась способность поча погпощать влагу, снизилась их продуктивность и сопротивляемость засухе. Существуют предположения, что снижение способности зв-мепь погпощать влагу сокращает испарения и соответственно копичество выпадаемых осадков. Все зто осложняется тем, что мощностей для хранения урожая явно недостаточно. Таким образом, даже когда удается собрать хороший урожай, сохранить его избыток на последующие годы довольно трудно. Значитепьная часть сельскохозяйственной продукции в накоторых частях Африки уничтожается крысами, насекомыми или же просто портится.

4. Государственная политика и долги. Согласно общепринятому мнению, возникновению голода в африканских Сфанах способствовала неразумная государственная политика. Во-первых, правительства стран Африки отказывапись от инвестиций в сельское хозяйство, отдавая предпочтение промышленному резвитию и укреплению военного потенциала. По некоторым оценкам, правительства африканских стран в среднем тратят на вооружение в 4 раза бопьше, чем на развитие сельского хозяйства. Более 40% бюджета Эфиопии расходуатся на содержание армии. Во-вторых, власти африканских стран проводили попитику низких цен на сельскохозяйственную продукцию для обеспечения растущего город-

ского населения дешевыми продуктами. Хотя иностранная помощь способствовала решению проблем, связанных с нехваткой продовольствия для насепения африканских стран, многие специалисты полагают, что в долгосрочном плане эти проблемы невозможно продолжать решать подобным образом. И действительно, как показывает опыт, предоставление продовольственной помощи может снять лишь временные трудности. Но такие меры подрывают долгосрочные планы создания условий для полной самообеспеченности продовольствием африканских стран. Считается, что иностранная про-довольственнея помощь ликвидирует пишь симптомы болезни, а не ее причины.

Все это еще бопьше оспожняется тем, что страны Центральной Африки несут на себе бремя относительно высокой и продолжающей расти внешней задопженности. По данным МВФ, совокупная внешняя задолженность этих стран возроспа с 21 мпрд дол. в 1976 г. до 127 млрд дол. в 1990 г. В качестве условия для дальнейшего предоставпе-ния помощи от зтих стран требовалось строгое выполнение режима экономии, что вело к падению доходов на душу насепения. Одним из трагических последствий этого явилось сокращение социальных программ для детей во многих африканских странах.

Подведем итоги. Явление массового голода, с которым сталкиваются многие страны Африки, вызвано частично причинами природного характера, частично политикой самих зтих стран. Засуха, перенаселенность, ухудшение экологической обстановки, неадекватность мер государственного регулирования - все эти факторы способствуют возникновению массового гопода. Наличие комплекса подобных причин заставляет предполагать, что голод и недоедание в Африке не прекратятся и в будущем.

ощущать «экономический неоколониализм». Более "Д прямых инвестиций многонациональных компаний направляется в промышленно развитые страны, а оставшаяся /j попадает в основном в те менее развитые страны, где контракты и концессии многонациональных корпораций идут на пользу корпорациям в ущерб этим странам. Бедные страны возражают против того, чтобы большая часть выгод от эксплуатации их природных ресурсов доставалась другим странам. Более того, менее развитые страны хотели бы добиться большей диверсификации и, следовательно, большей стабильности своей экономики. Однако иностранный частный капитал выискивает такие отрасли, которые в данный момент дают наибольшую прибыль, то есть те, где продукция идет на экспорт. Иными словами, в то время как менее развитые страны стремятся к меньшей зависимости от мировых рынков, поток иностранного частного капитала увеличива-

ет эту зависимость. Компании Exxon, Alcoa, United Fruit и другие гонятся за прибылью и не заинтересованы в экономической независимости, диверсификации или общем прогрессе менее развитых стран.

Вызывает большие сомнения вероятность заключения нового мирового соглащения развитыми странами с менее развитыми странами. В то время как бедные страны считают, что их предложения обоснованы и справедливы, многие развитые страны рассматривают их как призыв к перераспределению мирового дохода и богатства, что на самом деле не имеется в виду Многие развитые страны ощущают, что проблему неполной занятости в менее развитых странах одним махом решить нельзя и что этим странам предстоит пройти через тот же процесс терпеливой тяжелой работы и постепенного накопления капитала, через который прошли развитые страны за два последних столетия.



888 РЕЗЮМЕ

1. Большинство стран мира относится к числу менее развитых стран (с низким доходом на душу населения). В то время как в некоторых из них в последние годы наблюдались высокие темпы экономического роста, в других темпы роста были невысокими или же экономический рост вообще не отмечался.

2. Изначальный дефицит природных ресурсов и ограниченные возможности увеличения существующих запасов создают серьезные препятствия на пути экономического развития стран.

3. Большая численность и быстрый рост населения в менее развитых странах являются причиной низкого уровня доходов на душу населения. Часто увеличение доходов на душу населения способствует быстрому росту населения, который в итоге снова снижает личные доходы до нищенского уровня. Концепция так называемого демографического перехода подразумевает, что повыщение уровня жизни должно способствовать снижению уровня рождаемости.

4. Население большинства менее развитых стран страдает от безработицы и неполной занятости. Щроизводительность труда низка в результате недостаточных инвестиций в физический и человеческий капитал.

5. Во многих менее развитых странах трудности, связанные с процессом инвестирования и сбережениями, являются непреодолимым препятствием для накопления капитала. В некоторых самых бедных странах потенциальные возможности для сбережений практически отсутствуют. Многие вкладчики предпочитают переводить свои средства из этих государств в промышленно развитые страны, чем использовать их внутри страны. Отсутствие предпринимательского класса и слабые стимулы к инвестированию являются серьезным тормозом для накопления капитала.

6. Социальные и институциональные изменения, в особенности «воля к развитию», являются существенными факторами экономического роста.

7. Понятие «порочный круг бедности» объясняет многие трудности экономического развития:

«бедные страны остаются бедными по причине своей бедности». Низкие доходы сдерживают процесс сбережения и накопления физического и человеческого капитала, что в свою очередь тормозит рост производительности труда и доходов. Быстрый рост населения может свести на нет все возможные попытки разорвать этот порочный круг

8. Отсутствие предпринимательского класса, неразвитость инфраструктуры, дилемма «сбережения - инвестиции» и отрицательное воздействие социально-культурных факторов вызывают необходимость государственного вмешательства для стимулирования процесса экономического роста. Тем не менее широкое распространение коррупции и плохое управление экономикой делают государственное регулирование в менее развитых странах относительно неэффективным с точки зрения его воздействия на экономический рост.

9. Содействие развитых стран может заключаться в устранении торговых барьеров и предоставлении государственной и частной помощи в виде капиталовложений. Критики иностранной помощи считают, что она: а) делает менее развитые страны более зависимыми; б) способствует развитию бюрократии и централизации экономического контроля; в) неэффективна из-за существования коррупции и плохого управления.

10. Сочетание таких факторов, как рост цен на энергоносители, обесценение доллара, снижение экспортных цен и нестабильная кредитоспособность менее развитых стран, способствовало возникновению в начале 80-х годов кризисной ситуации с задолженностью. Проблемы внешнего долга по-прежнему остаются серьезными и препятствуют экономическому росту

11. Менее развитые страны стремятся к заключению нового мирового экономического соглашения с промышленно развитыми странами, которое включает: а) больший и лучше распределяемый приток помощи; б) аннулирование части долга; в) расширенный доступ менее развитых стран на мировой рынок; г) либерализацию иммиграционной политики; д) конец неоколониализма.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Демографический переход

{demographic transition) Своп долг/акции {debt-equity swaps) Промышленно развитые страны

{industrially advanced countries, lACs)

Менее развитые страны

{less developed countries, LDCs) Безработица и неполная занятость

{unemployment and underemployment) «Утечка мозгов» {brain drain)

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [ 125 ] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]