назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [ 123 ] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


123

роны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим родственникам, друзьям, сторонникам. Например, политический руководитель вполне может дать своим родным или приятелям исключительные права на производство, импорт или экспорт определенных видов продукции. Подобные монопольные привилегии приводят к повышению внутренних цен на соответствующие товары и снижают конкурентоспособность менее развитых стран на мировом рынке. Руководители государственных предприятий часто подбираются не по деловым качествам, а по наличию нужных связей. Правительства многих стран, особенно в Африке, создали так называемые «рыночные комитеты», которые выступают единственными покупателями сельскохозяйственной продукции у местных фермеров. Эти комитеты устанавливают искусственно заниженные закупочные цены, а продают сельскохозяйственную продукцию по высоким ценам мирового рынка. Полученные таким образом «прибыли» поступают в карманы правительственных чиновников. Поэтому в последние годы государство часто воспринимается многими не как фактор ускорения экономического роста, а как потенциальный тормоз.

Дополнительные факторы

Можно проверить разнообразную информацию, касающуюся этого вопроса. Положительный вклад государства в экономическое развитие очевиден в Японии, Южной Корее и на Тайване. В противоположность этому Заир под руководством Мобуту Никарагуа под руководством Сомосы, Филиппины при правлении Маркоса и Гаити при правлении Дювалье являются общепризнанными примерами коррумпированных и неумелых правительств, функционирование которых препятствовало экономическому про-фессу. Революционные преобразования в бывшем Советском Союзе и других странах Восточной Европы при переходе от коммунизма к рыночной экономике определенно свидетельствуют о том, что центральное планирование больше не признается эффек-TjjiBHbiM механизмом развития. Многие менее развитые страны с запозданием признают, что конкуренция и индивидуальные экономические стимулы являются важной составляющей процесса развития и что их граждане должны видеть прямой личный выигрыщ от своих усилий, чтобы предпринимать действия, приводящие к расширению производства.

РРЛЬ РАЗВИТЫХ СТРАН

Каким образом промышленно развитые страны могут помочь менее развитым странам стать на путь экономического роста? В какой степени уже используются различные каналы такой помощи?

Менее развитые страны могут улучшить свое положение благодаря: 1) расширению торговли с развитыми партнерами; 2) помощи из-за рубежа в виде безвозмездных субсидий и займов от правительств развитых государств; 3) притоку частного капитала из более богатых стран.

Расширение торговли

Некоторые специалисты считают, что США и другие промышленно развитые страны могут помочь менее развитым странам самым простым и эффективным путем, ослабив международные торговые барьеры и тем самым предоставив им возможность увеличить свой национальный доход посредством ускорения торгового оборота.

Хотя в таком предложении есть здравый смысл, снятие торговых ограничений нельзя считать панацеей. Верно, что некоторым бедным странам для обеспечения экономического роста достаточно внешних рынков для своего сырьевого экспорта. Но для многих таких стран проблема состоит не столько в выходе на обширный рынок для использования существующих производственных мощностей или для реализации избыточного сырья, сколько в получении капитала и технической помощи для налаживания экспортного производства.

Далее, следует признать, что тесные торговые связи с развитыми странами не обходятся без трудностей. Для многих менее развитых стран сохраняет глубокий смысл старая шутка: «Когда у Дяди Сэма промокли ботинки, остальной мир чихает и кашляет». Например, экономический спад в промышленно развитых странах может катастрофически повлиять на уровень цен на сырье, а значит, и на доходы менее развитых стран. Например, в середине 1974 т. медь стоила 1,52 дол. за фунт, а к концу 1975 т. ее цена упала до 53 центов за фунт! Ясно, что стабильный рост экономики промышленно развитых стран есть необходимое условие прогресса менее развитых стран.

Иностранная помощь: государственные займы и субсидии

Привлекаемые из-за рубежа средства - как государственные, так и частные - могут стать серьезным дополнением к первоначальным накоплениям и инвестициям внутри страны и решающей силой в выходе этих стран из порочного круга бедности.

В большинстве менее развитых стран недостаточно развита инфраструктура. Иначе говоря, эти страны испытывают острые проблемы в таких сферах, как здравоохранение, образование, транспорт, связь, орошение и т.д. В то же время необходимый уровень развития инфраструктуры является предпо-



сылкой для привлечения капитала - как национального, так и иностранного. Таким образом, чтобы облегчить приток средств в экономику менее развитых стран, необходимо привлечь государственную помощь из-за рубежа.

Прямая помощь. США и другие промышленно развитые страны непосредственно помогали менее развитым странам с помощью различных программ и путем участия в международных организациях, предназначенных для стимулирования экономического развития. В течение последнего десятилетия американская помощь менее развитым странам, включая ссуды и гранты, составляла в среднем 10-14 млрд дол. в год. Большая часть этой помощи предоставляется через Агентство международного развития (AW). Некоторая часть помощи направляется в форме поставки продовольственных продуктов через программу «Продовольствие во имя Мира». Другие развитые страны также осуществляют программы помощи. В последние годы помощь другим странам от всех промышленно развитых стран составляла около 60 млрд дол. в год.

Программы помощи развитых стран заслуживают дополнительных комментариев. Во-первых, помощь обычно распределяется на основании скорее политических и военных, чем экономических, соображений. Израиль, Турция, Египет и Греция являются основными получателями американской помощи в ущерб азиатским, африканским и латиноамериканским странам, имеющим более низкий уровень жизни. Во-вторых, помощь промышленно развитых стран составляет только около 0,33% их суммарного ВВП («Международный ракурс» 39-2). Наконец, менее развитые страны все больше беспокоит, что переход стран бывшего Советского Союза и Восточной Европы к рыночно-ориентирован-ной экономике может сделать эти страны новыми претендентами на получение иностранной помощи. Менее развитые страны беспокоит, что помощь развитых стран, которая раньше поступала в Латинскую Америку, Азию и Африку, может быть переадресована, например, Польше, Венгрии и России. Кроме того, существует вероятность увеличения помощи странам Среднего Востока, если заключение мирного соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины будет все время откладываться.

Международный банк реконструкции и развития.

США принимают активное участие в деятельности Мирового банка, или Международного банка реконструкции и развития (МБРР), направленной на помощь менее развитым странам в обеспечении экономического роста. Эта организация, куда входит около 180 государств, не только предоставляет займы, но и: 1) продает облигации (доходы от них так-

же идут на займы); 2) предоставляет гарантии и осуществляет страхование частных займов.

Следует специально выделить некоторые черты деятельности МБРР.

1. МБРР является в определенном смысле «последним» кредитором; он дает займы на осуществление производственных проектов, которые не финансируются из частных источников.

2. Многие займы, предоставляемые МБРР, предназначены для целей общего развития - на сооружение дамб, оросительных систем, осуществление санитарно-гигиенических и медицинских программ, развитие сетей транспорта и связи. При этом предполагается, что деятельность МБРР поможет достичь того уровня развития инфраструктуры, который необходим для привлечения крупных частных капиталовложений.

3. МБРР играет важную роль в технологическом содействии менее развитым странам, помогая им определить целесообразные направления экономического развития.

МБРР имеет две дочерние организации, функционирующие в тех областях, где сам банк не играет активной роли. Международная финансовая корпорация занимается в основном капиталовложениями в частный сектор экономики менее развитых стран. Международная ассоциация развития предоставляет так называемые «мягкие займы» (не обязательно подлежащие погашению) наиболее бедным странам на более выгодных условиях, чем МБРР.

Вред от иностранной помощи. Однако иностранная помощь менее развитым странам часто подвергается критике.

/. Зависимость и стимулирование. Основной повод для критики состоит в том, что иностранная помощь, как и внутренние программы социального обеспечения, может породить новые виды зависимости вместо самостоятельного роста. Высказываются возражения против того, что поступление денег из развитых стран поможет менее развитым странам избежать принятия болезненных экономических решений, организационных и культурных перемен, изменения отношения к развитию промышленности, тяжелой работе и умению полагаться на самих себя, которые необходимы для экономического роста. Критики утверждают, что после 50 лет непрерывной иностранной помощи спрос менее развитых стран на иностранную помощь увеличился; если бы программы помощи способны были обеспечить самостоятельный экономический рост, то спрос на иностранную помощь должен был уменьшиться.

2. Бюрократия и централизованный экономический контроль. Помощь промышленно развитых стран предоставляется не прямо жителям и фирмам менее развитых стран, а их правительствам. Основ-



межлунаролный ракурс 39-2

Доля помощи на экономическое резвитие в ВВП, выборка

США предоставляют наибольшую по объему помощь менее развитым странам. Однако и многие другие промышпенно развитые страны предоставляют в качестве иностранной помощи большую долю своего ВВП.

Доля в ВВП (в %) 0,20 0,40 0,60 0,В0

1,00

Источник: данные World Bank.

HOC следствие этого состоит в том, что иностранная помощь обычно приводит к возникновению сравнительно непродуктивной государственной бюрократии и централизации экономического контроля. Недавний распад централизованной экономической системы Советского Союза и стран Восточной Европы предоставляет доказательства того, что рыночно-ориентированная экономика лучше приспособлена для роста и развития. Более того, бюрократизация менее развитых стран не только отвлекает ценные человеческие ресурсы из частного в государственный сектор, но и сдвигает ориентацию страны с производства продукции и получения дохода на их перераспределение.

3. Коррупция и неэффективность. Критики также полагают, что иностранная помощь используется неэффективно. Во многих менее развитых странах широко распространена коррупция и, по некоторым оценкам, от 10 до 20% иностранной помощи попадает непосредственно в карманы государственных чиновников. Некоторые из самых богатых людей в мире, например Мобуту в Заире, Дювалье в Гаити, Маркое на Филиппинах, являются (или были) правителями в этих странах. Иностранная помощь может создавать у местных политических лидеров

стремление держать свое население в бедности, чтобы продолжать получать иностранную помощь.

Кроме того, именно консультанты по иностранной помощи и многонациональные корпорации, расположенные в промышленно развитых странах, больше всего выигрывают от иностранной помощи. Некоторые экономисты утверждают, что более Д ежегодной иностранной помощи тратится на оплату услуг консультантов. Более того, поскольку корпорации промышленно развитых стран непосредственно выполняют значительную часть программ помощи, они в наибольщей степени выигрывают от этих программ и лоббируют их принятие.

Приток частного капитала

Менее развитые страны получают также средства от промышленно развитых стран в форме частных капиталовложений. Кто же осуществляет эти инвестиции? В первую очередь крупные корпорации и коммерческие банки. Например, General Motors или Chrysler могут финансировать строительство автосборочного завода или предприятия по производству автомобильных деталей в Мексике или Бразилии. Или же, скажем, Bank of America или Citicorp могут предоставлять займы правительству Аргентины или Филиппин.

На протяжении 50-60-х годов приток частных капиталов был сравнительно невелик - в пределах 2-4 млрд дол. ежегодно. Однако в 70-е годы он возрос в среднем до 28 млрд дол. в год. Затем, с начала 80-х годов, когда разразился долговой кризис в менее развитых странах, приток частных капиталов в экономику этих стран резко сократился.

ДОЛГОВОЙ КРИЗИС

в МЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Какова величина общего долга менее развитых стран? Каковы его причины? К каким последствиям он приводит? Что можно сделать для решения проблемы долга, если ее вообще можно решить?

Долг и его рост

Внешний долг (долги иностранным государствам, фирмам, частным лицам и финансовым организациям) менее развитых стран увеличился за последние два десятилетия в 13 раз, со 100 млрд дол. в 1970 г до около 1350 млрд дол. в 1990 г

Причины кризиса

Мы уже отметили, что приток частного капитала в менее развитые страны главным образом из круп-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [ 123 ] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]