назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [ 122 ] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


122

Кажущийся дорогим металлический плуг, который будет эксплуатироваться 10 лет, в долгосрочном плане оказывается дещевле недорогого, но технологически устаревщего деревянного плуга, который необходимо заменять каждый год.

В какой степени менее развитые страны переняли и эффективно использовали технологию промыщленно развитых стран? Картина в данном случае будет смещанная. Нет сомнения, что заимствование технологий сыграло заметную роль в быстром развитии стран Тихоокеанского кольца, таких, как Япония, Южная Корея, Тайвань и Сингапур. Аналогичным образом страны ОПЕК много выифали от получения в развитых странах знаний о том, как надо добывать и очищать нефть. В последнее время бывщий СССР и страны Восточной Европы хотели приобрести западную технологию для ускорения перехода к рыночной экономике.

Но при рассмотрении вопроса о передаче прогрессивных технологий менее развитым странам необходимо сохранять реалистичный подход. В промыщленно развитых странах внедрение технологий происходит обычно при наличии относительно ограниченной высококвалифицированной рабочей силы и относительно избыточного объема основного капитала. Такие технологии обычно являются капиталоемкими или трудосберегающими. Напротив, менее развитые страны нуждаются в технологиях, которые бы соответствовали их ситуации с ресурсами, характеризующейся избытком неквалифицированной рабочей силы и очень ограниченными запасами инвестиционных товаров. Трудоемкие и капиталосберегающие технологии более всего подходят для экономически отсталых стран. Это означает, что многие передовые технологии, используемые в промыщленно развитых странах, в менее развитых странах неприменимы. Поэтому эти страны должны разрабатывать свои собственные технологии. Не стоит забывать и о том, что во многих менее развитых странах существует проблема «традиционной экономики», которая вообще не восприимчива к каким-либо изменениям. Особенно это характерно для крестьянского сельского хозяйства, преобладающего во многих мало развитых странах. Неудача с внедрением достижений технического прогресса может лищь обострить проблему голода и недоедания. Таким образом, в этих странах продолжает сохраняться сильная тенденция к использованию традиционных методов производства.

Социокультурные

и институциональные факторы

Наличие или отсутствие экономического роста невозможно объяснить только с помощью причин чисто экономического характера. В существенной мере экономический рост определяется социальными и

институциональными факторами. Экономическое развитие происходит не только благодаря изменениям материальной базы, то есть появлению новых транспортных систем и коммуникаций, щкол, домов, заводов и оборудования, но и благодаря серьезным сдвигам в мышлении людей, их поведении, способах общения друг с другом. Часто отказ от обычаев и традиций является основной предпосылкой экономического развития. Возможно, самый важный и менее всего поддающийся количественной оценке фактор экономического прогресса - это воля к развитию. Экономический рост может зависеть от того, «чего хотят отдельные индивиды и социальные группы и действительно ли они желают отказаться от старого и напряженно трудятся над внедрением нового»

Социокультурные преграды. Социокультурные факторы, сдерживающие экономический рост, многочисленны и разнообразны. Рассмотрим несколько примеров.

1. Некоторые из менее развитых стран не в состоянии создать условий для развития единой национальной экономики. Приверженность племенным отношениям берет верх над стремлением к национальной общности. Междоусобные распри снижают экономическую активность внутри племен, лишая их возможностей развивать эффективную специализацию производства и торговлю. Сложные экономические условия в Сомали, Судане, Либерии, Заире и других, расположенных рядом с Сахарой странах Африки, в значительной мере обусловлены военными и политическими конфликтами между враждующими кланами.

2. Существование клановой системы - формальной или неформальной - также сохраняет распределение рабочей силы по кланам, а не на основе квалификации или способностей. Это ведет к нерациональному распределению рабочей силы.

3. Соблюдение религиозных обычаев и обрядов может существенно ограничивать продолжительность рабочего дня. Кроме того, значительные средства, которые могли бы использоваться в качестве инвестиций, идут на отправление различных религиозных церемоний. Например, жители сельской местности Индии тратят на религиозные обряды примерно 7% своего личного дохода". Вообще говоря, религиозные и философские учения порой базируются на вере в непредсказуемость законов Вселенной в том смысле, что никакой связи между поступками человека и его усилиями в жизни, с од-

3 Staley Е. The Future of Underdeveloped Countries, rev. ed. New York: Frederick A. Praeger, 1961. P. 218.

" Nijhawan t. P. Socio-Political Institutions, Cultural Values, and Attitudes: Their Impact on Indian Economic Development, in J.S. Uppal (ed.). Indias Economic Problems. New Delhi: Tata McGraw-l-lill Publishing Company, Ltd., 1975. P. 31.



Низкая производительность

Быстрый рос»

Низкий уромнь

инвастнций физический н чалмечвекий

нпиталы

Рисунок 39-1. Порочный круг бедности

Низкий душевой доход в бедных странах ограничивает возможность сбережений и инвестиций. В результате сохраняются низкая производительность труда и низкие доходы. К тому же быстрый рост населения может сразу поглотить прирост дохода на душу населения и таким образом сделать невозможным выход из порочного круга бедности.

удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход низок.

Многие специалисты считают, что разорвать этот порочный круг можно с помощью увеличения темпов накопления капитала, подняв долю инвестиций в ВВП, скажем, до 10%. Но из рис. 39-1 следует, что истинный бич многих менее развитых стран - быстрый рост населения, - скорее всего, сведет на нет все потенциально возможные выгоды от ускорения накопления капитала. Например, используя гипотетические данные, предположим, что реальный ВВП в какой-нибудь менее развитой стране не увеличивается. Тем не менее каким-то образом удалось поднять уровень инвестиций до 10% ВВП. В результате ВВП начинает расти, например, со скоростью 2,5% в год. Если население этой страны будет стабильным, то реальный ВВП на дущу населения также будет расти на 2,5% в год. В этом случае примерно через 28 лет уровень жизни в этой стране повысится вдвое. Но что произойдет, если и население также будет продолжать расти со скоростью 2,5% в год, как, например, в странах Латинской Америки? В этом случае реальный доход на дущу населения останется на прежнем уровне и порочный круг разорвать не удастся.

Но будем оптимистами и предположим, что численность населения страны не изменяется или же растет значительно медленнее, чем 2,5% в год. Тог-

да будет наблюдаться рост реального дохода на дущу населения, а значит, станет возможным увеличение сбережений и капиталовложений, устойчивое повыщение производительности труда, а также дальнейщий рост личного дохода. Короче говоря, если можно достичь роста доходов, сбережений, инвестиций и производительности труда на основе внутренних источников, то порочный круг бедности может быть разорван. Задача состоит лищь в том, чтобы обеспечить эффективную стратегию и тактику, которая поможет это соверщить. (Ключевой вопрос 14.)

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста.

Активная роль

В соответствии с одной из высказываемых точек зрения, роль государства, по крайней мере на начальной стадии роста, должна быть значительной. Это требование во многом вытекает из характера трудностей экономического развития, с которым сталкиваются менее развитые страны.

Низкий доход



1. Законность и порядок. Подлинным бичом некоторых беднейших стран являются преступность и межплеменные столкновения, отвлекающие внимание и ресурсы общества от решения хозяйственных задач. Сильная и устойчивая государственная власть необходима для установления законности и порядка в стране, для достижения мира и единства.

2. Отсутствие частного предпринимательства. Во

многих странах отсутствует достаточно многочисленный и энергичный класс предпринимателей, имеющих возможность и желание накапливать капитал и развивать производство. Таким образом, частное предпринимательство не в состоянии стать ведущей силой в процессе экономического роста.

3. Инфраструктура. Многие трудности экономического роста порождаются дефицитом общественных товаров и услуг, иначе говоря, недостаточным развитием инфраструктуры. Санитарно-гигиенические и основные медицинские профаммы, образование, орошение и сохранение земель, сооружение дорог и прочих коммуникационных систем - все эти, по сути, нерыночные товары и услуги приносят обществу офомные дополнительные выгоды. Только государство способно обеспечить производство таких товаров и услуг в достаточном количестве.

4. Принудительное накопление и капиталовложения.

Иногда вмешательство государства требуется для решения проблемы сбережений и инвестиций, которая тормозит накопление капитала в менее развитых странах.

Зачастую обеспечить выход из положения могут лишь государственные налоговые меры, стимулирующие накопление капитала, причем двумя способами. Во-первых, уровень накопления можно увеличивать с помощью повышения налогов. Возросшие налоговые поступления направляются на осуществление наиболее важных капиталоемких проектов. При этом часто возникают острые проблемы, связанные с созданием справедливой и эффективной налоговой системы, ее четким функционированием, более или менее всеобщим соблюдением налогового законодательства.

Во-вторых, можно принудительно стимулировать сбережения через инфляцию. Государство может финансировать накопление капитала, пуская в оборот и тратя дополнительную денежную массу или же продавая банкам облигации и тратя полученные доходы. Как уже отмечалось, порождаемая этими мерами инфляция, по сути, означает произвольное дополнительное налогообложение экономики.

Целесообразность накопления посредством инфляции подвергается сомнению по нескольким важным причинам. Во-первых, инфляиия нередко искажает структуру капиталовложений, отвлекая средства от производственных объектов на строительст-

во роскошных домов, скупку драгоценных металлов или на приобретение иностранных ценных бумаг с целью защиты от роста цен. Во-вторых, высокий темп инфляции может сокращать добровольные частные сбережения, поскольку владельцы средств не склонны копить обесценивающиеся деньги или же акции, по которым выплачиваются обесценивающиеся дивиденды. Инфляция также стимулирует «бегство капиталов» из страны. Что касается международных экономических отношений, то инфляиия обычно стимулирует наращивание импорта и замедляет рост экспорта из страны, создавая дефицит платежного баланса.

5. Проблемы, связанные с социальным устройством.

Государство имеет самые широкие возможности для того, чтобы устранять с пути экономического роста препятствия, вытекающие из характера социального устройства. Сдерживание роста населения и земельная реформа - вот важнейшие проблемы, решение которых немыслимо без широкого государственного вмешательства. И только государство в состоянии реально поощрять волю к развитию, побудить общество отказаться от религиозного фатализма и понять ценность социальной активности, заменив лозунг «Все в руке Божьей» новым - «Господь помогает тем, кто помогает себе сам».

Проблемы государственного сектора

Все это не позволяет нам, однако, закрывать глаза на проблемы и трудности, возникающие там, где государство берется за осуществление программ экономического развития. Когда в частном секторе нет одаренных предпринимателей, можем ли мы надеяться, что в правительстве найдутся настоящие лидеры? Разве нет опасности того, что государственная бюрократия будет не поощрять, а тормозить долгожданные социально-экономические перемены? А как быть с известной склонностью централизованного экономического планирования благоприятствовать впечатляющим «показным» проектам за счет более целесообразных, хотя и менее привлекательных на первый взгляд профзмм? И по какой причине при осуществлении государственной программы развития политические мотивы не возобладают над экономическими?

Специалисты по экономическому развитию стали с гораздо меньшим энтузиазмом оценивать потенциальную роль государства в процессе экономического роста, чем 30 лет назад. Во многих менее развитых странах некомпетентность в области государственного регулирования и коррупция превратились в повседневную реальность. Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы деньгами, поступающими из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей сто-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [ 122 ] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]