назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [ 12 ] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


12

Определение цены и объема производства: чистая монополия Таблица 24-1. Доход и издержки производителя в условиях чистой монополии

Доход

Издержки

Обьем

производства fs ед.)

Цена [средний доход] fs дол.)

Вапавои доход [в доп.]

Предепьный доход (в доп.]

Средние ваповые издержки [в доп.]

Ваповые издержки (в доп.]

Предепьные издержки [в доп.]

Прибыпь (+] ипи убыток [-] [в доп.]

2 3 4 5

6 7 8 9 10

172 162 152 142 132 122 112 102 92 82 72

0-1 162 = 304= 426 =" 528 = 610 = 672 = 714 = 736 == 738 = 720 -1

-162 -142 -122 -102 82

- 62

- 42

- 22

- 2 --18

190,00

135,00

113,33

100,00

94,00

91,67

91,43

93,73

97,78

103,00

1030

D-3-D-D-3-D-D-3-3 3-

70 60 70

80 90 110 130 150

-100 -2В +34 +В6 +12B +140 + 122 +74 -14 -142 -310

цы. Понизив цену со 142 до 132 дол., монополист может продать еще одну единицу продукции и, таким образом, получить в качестве дохода цену четвертой единицы в 132 дол. Этот прирост обозначен вертикальным прямоугольником на рис. 24-2. Но чтобы продать четвертую единицу за 132 дол., монополист должен понизить цену на первые три единицы со 142 до 132 дол. Это 10-долларовое снижение при трех единицах вызывает 30-долларовую потерю, что показано горизонтальным прямоугольником на рис. 24-2. Общее изменение валового дохода, или предельный доход от продажи четвертой единицы, составляет 102 дол.: прирост в 132 дол. минус потери в 30 дол.

Из табл. 24-1 мы также видим, что предельный доход от второй единицы продукции составляет 142 дол., а не равен ее цене в 152 дол., потому что цена должна быть снижена на 10 дол. по сравнению с ценой первой единицы, чтобы увеличить продажи с одной до двух единиц. Таким образом, чтобы продать три единицы, фирма должна понизить цену со 152 до 142 дол. Получаемый в результате предельный доход составит только 122 дол. - увеличение на 142 дол. валового дохода за счет продажи третьей единицы за вычетом 10 дол. из цен первых двух единиц продукции. Именно это является причиной, объясняющей, почему значения предельного дохода в столбце (4) табл. 24-1 ниже цены продукции в столбце (2) для всех уровней производства, за исключением первого. Так как предельный доход - это, по определению, прирост валового дохода, связанный с каждой дополнительной единицей продукции, снижающиеся величины предельного дохода означают, что валовой до-

ход будет расти замедляющимся темпом, как показано в столбце (3) табл. 24-1.

Зависимости между кривыми спроса, предельного дохода и валового дохода, описанные в главе 20, графически изображены на рис. 24-За и 24-36. Рисуя эти графики, мы по-прежнему исходили из того, что при последовательных сокращениях цены на 10 дол. будет продаваться одна дополнительная единица (столбцы 1-4 табл. 24-1), то есть 11 единиц могут быть проданы по 62 дол., 12 - по 52 дол. и т.д.

Кроме того что кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса, обратите внимание на определенную связь между валовым доходом и предельным доходом. Поскольку предельный доход, по определению, является изменением в валовом доходе, мы замечаем, что до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход положителен. Когда валовой доход достигает максимума, предельный доход равен нулю. А когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.

«Диктующий цену»

На всех несовершенных конкурентных рынках, имеющих нисходящую кривую спроса, и при чистой монополии, и при олигополии, и при монополистической конкуренции, фирмы проводят ценовую политику Их возможность влиять на совокупное предложение приводит к тому, что при принятии решений об объеме производства эти фирмы определяют цену продукта.

Особенно это присуще чистой монополии, при которой одна фирма контролирует совокупный про-



142 дол.

Убытки - 30 дол

132 дол.

1 1

Прирост = 132 дол.

1 2 3

4 5 6 Q

Рисунок 24-2. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

Чистый монополист или фактически любой производитель в условиях несовершенной конкуренции с нисходящей кривой спроса должен снизить цену, для того чтобы продать больше продукции. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена. В нашем примере, снижая цену со 142 до 132 дол., монополист получает от продажи четвертой единицы продукции 132 дол. Но из этого прироста нужно вычесть 30 дол., которые представляют собой потерю иэ-эа снижения цены каждой иэ первых трех единиц продукции на 10 доп. Следовательно, предельный доход четвертой единицы составляет 102 доп. (132 дол. - 30 дол.], то есть он значительно меньше ее цены в 132 дол.

дукт При нисходящей кривой спроса, когда каждый объем производства связан с некоторой особенной ценой, монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства. В столбцах (1) и (2) табл. 24-1 мы видим, что монополист может продать только одну единицу по цене 162 дол., только две единицы по цене 152 дол. за штуку и т.д.

Но это не означает, что монополист «свободен» от рыночных сил в установлении цены и объема производства или что покупатель находится полностью во власти монополиста. В частности, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены - с большими объемами производства. Поскольку кривая спроса монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж или увеличить продажи без назначения более низкой цены.

Ценовая эластичность

Проверка валовым доходом ценовой эластичности спроса является основой для нашего третьего выво-

да. Вспомните из главы 20, что тест на валовой доход показывает следующее: когда спрос эластичен, уменьщение цены будет увеличивать валовой доход. Когда спрос неэластичен, падение цены будет уменьшать валовой доход. Отметьте, что, начиная с верхнего конца кривой спроса на рис. 24-3, для всех сокращений цены со 172 дол. до приблизительно 82 дол. валовой доход увеличивается (и, следовательно, предельный доход является положительным). Это означает, что спрос эластичен в данном ценовом диапазоне. Напротив, при падении цены ниже 82 дол. валовой доход уменьшается (предельный доход является отрицательным), что указывает на неэластичность спроса.

Общее правило, вытекающее из этих наблюдений, состоит в следующем: монополист никогда не выберет такую комбинацию цены - количества, при которой валовой доход уменьшается (предельный доход является отрицательным). Иначе говоря, максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цены -количества на эластичном отрезке. При понижении цены до неэластичной области валовой доход будет уменьшаться. Но более низкая цена связана с большим объемом продукта и, следовательно, с увеличившимися валовыми издержками. Более низкий доход и более высокие издержки означают уменьшение прибыли. {Ключевой вопрос 4.)

Краткой повторение 24-1

♦ Чистая монополия - это единственный постов-щик товара или услуги, для которых нет близких заменителей.

♦ Монополии существуют из-за наличия барьеров для вхождения в отрасль других фирм, таких, как эффект масштаба, патенты и лицензии, а также право собственности на необходимые ресурсы.

♦ Кривая спроса у монополии идет наклонно вниз, сдвигая вниз кривую предельного дохода.

♦ Идущая наклонно вниз кривая спроса означает, что монополия диктует цену.

•♦• Пока фирма находится в неэластичном сегменте своей кривой спроса, она может увеличить совокупный доход и сократить совокупные издержки, поднимая цену и тем самым увеличивая прибыль.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОДУКТА

Какую конкретную комбинацию цены и количества на своей кривой спроса выберет монополия? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны к наше-



1 1 1 1

СГ"\: 1„ 1 1

1 Эластичная кривая

\, -Ьк,

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11111 1 1 1 1 1

---1-\---

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1---1---1---1---1---

1 \ 1 1

Cr>v 1 1 1 1

1 1 \ 1 1

Неэлартичная 1(ривая

1 1 \l MR 1

1 1 1 \ 1

1 1 1 1 1 \

1 1 ° l\>s. 1

1 1 1 1 1 1 1 iS> 1

о 2 4 6 8 10 12 14 16 18

а) Кривые спроса и предельного дохода

Рисунок 24-3. Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы в условиях несовершенного конкурентного рынка

Так как фирма должна снизить цену, чтобы увеличить продажи, кривая ее предельного дохода [МЯ) в условиях несовершенной конкуренции лежит ниже ее понижающейся кривой спроса [О]. Валовой доход (ТЯ) увепичивается снижающимся темпом, достигает максимуме и затем уменьшается. Обратите внимание на то, что, поскопьку МЯ есть изменение в ГЯ, существует особенная связь между МЯ и 7Я, При движении вниз по эластичному отрезку кривой спроса 7Я возрастает и, следовательно, МЯ равен нулю. И при движении вниз по неэластичному отрезку кривой спроса 7Я снижается так, что МЯ становится отрицательным. Монополист ипи другой продавец, действующий в условиях несовершенной конкуренции, никогда не захочет понижать цвну на неэластичном отрезке своей кривой спроса, потому что, поступая твк, он одновременно будет сокращать валовой доход и увеличивать издержки производства, таким обрвзом, понижая прибыпи.

му пониманию спроса монополии добавить понятие издержек производства.

Данные об издержках

Предположим, что, хотя фирма является монополистом на рынке продукта, она приобретает ресурсы на конкурентной основе и использует такую же технологию, что и конкурентная фирма, рассмотренная в предыдущей главе. Это позволит нам использовать данные об издержках, полученные в главе 22 и примененные в главе 23, и облегчит сопоставление решений о цене и производстве чистой монополии с решениями чистого конкурента. Столбцы (5)-(7) табл. 24-1 просто повторяют соответствующие данные об издержках табл. 22-2.

Уравнивание предельного дохода и предельных издержек

Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Точнее говоря, фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MQ.

Сравнение столбцов (4) и (7) табл. 24-1 показывает, что максимизирующий прибыль объем продукта составляет пять единиц; пятое изделие является

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [ 12 ] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]