назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [ 115 ] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


115

то не возникает никаких проблем. Но что произойдет, если США, например, придется столкнуться с «серьезной несбалансированностью» во внешней торговле и финансах, когда речь идет о постоянных и крупномасштабных дефицитах платежного баланса? В этом случае очевидно, что США в конечном счете исчерпают свои резервы и, следовательно, будут неспособны поддерживать фиксированный валютный курс.

Возможность, которую предоставляла Бреттон-Вудсская система, состояла в урегулировании серьезных дефицитов платежного баланса путем девальвации, то есть за счет «упорядоченного» снижения фиксированного валютного курса страны. При Брет-тон-Вудсской системе МВФ позволял каждой стране-участнице без особого разрешения фонда изменять стоимость валюты на 10% с целью корректировки значительного ухудшения платежного баланса. Более крупные изменения валютных курсов требовали санкции совета директоров фонда. Требуя получения разрешения на осуществление крупных изменений валютного курса, фонд пытался поставить преграду произвольным девальвациям валют странами, которые хотели использовать их как быстрый стимул для развития своей экономики. В нашем примере девальвация доллара увеличила бы американский экспорт и снизила бы американский импорт, тем самым способствуя выравниванию постоянного дефицита платежного баланса.

Целью введения системы регулируемой увязки валютных курсов было создание мировой валютной системы, которая воплощала бы в себе лучшие черты как системы фиксированных валютных курсов (такой, как старая мировая система золотого стандарта), так и системы свободно колеблющихся валютных курсов. Снижая риск и неопределенность, краткосрочная стабильность валютных курсов -фиксированные валютные курсы - вероятно, стимулировала бы торговлю и способствовала бы эффективному использованию мировых ресурсов. Периодическая регулировка валютных курсов - регулировка увязки, осуществляемая через МВФ на основе постоянных или долгосрочных сдвигов платежеспособности страны, обеспечила механизм, при помощи которого устойчивая несбалансированность платежных балансов может быть преодолена без болезненных изменений в уровнях производства и цен.

Крушение Бреттон-Вудсской системы. Бреттон-Вудсская система предусматривала использование в качестве международных резервов золота и доллара. Использование золота как международного средства обмена вытекало из его роли в системе золотого стандарта более раннего периода. Доллар же был признан в качестве мировых денег по двум причинам.

1. США вышли из второй мировой войны с наиболее сильной экономикой среди стран свободного мира.

2. США аккумулировали огромное количество золота и в период с 1934 по 1971 г проводили политику скупки и продажи золота иностранным финансовым органам по фиксированной цене 35 дол. за унцию. Таким образом, доллар переводился в золото по предъявлению; доллар стал рассматриваться как заменитель золота и поэтому считаться «таким же хорошим, как золото».

Сама идея использования долларачсак составной части мировых валютных резервов заключала в себе зачатки дилеммы. Проанализируем ситуацию, развивавшуюся в 50-60-е годы. Проблема с золотом как мировыми деньгами состояла в его количестве. Рост мировых денежных запасов зависит от объемов вновь добытого золота, из которых исключается какое-то количество, припрятанное для спекулятивных целей или используемое для промышленных или ювелирных целей. К сожалению, рост золотых запасов отставал от быстро расширяющихся масштабов международной торговли и финансов. Поэтому доллар приобрел возрастающую по своей важности роль мирового валютного резерва.

Многие страны приобретают доллары в качестве резерва в результате дефицита платежного баланса США. За исключением трех-четырех лет, платежный баланс США в 50-60-е годы в основном сводился с отрицательным сальдо. Этот дефицит отчасти финансировался за счет уменьшения американского золотого резерва, а отчасти за счет возрастания количества долларов у иностранных держателей, у которых они считались «такими же хорошими, как золото» до 1971 г

По мере того как количестю долларов, находящихся на руках у иностранцев, стремительно росло, а золотые резервы США истощались, другие страны неизбежно стали задавать вопрос: неужели доллар бьш действительно «таким же хорошим, как золото»? Способность США сохранять обратимость доллара в золото становилась все более сомнительной, а поэтому сомнительной бьша и роль доллара как общепринятой международной резервной валюты. Таким образом, дилемма состоит в том, что для того чтобы поддерживать доллар в качестве резерва, надо было ликвидировать дефицит платежного баланса США. Но ликвидация дефицита платежного баланса прекратит существование дополнительных резервов долларов. США должны бьши сократить или устранить дефицит платежного баланса для сохранения статуса доллара как мировой валюты. Но в случае успеха это замедлило бы рост международных резервов или ликвидности и поэтому привело бы к офаничению развития международной торговли и финансов.

Эта проблема обострилась в начале 70-х годов. Столкнувшись с устойчивым и растущим дефицитом платежного баланса США, президент Р. Никсон 15 августа 1971 г. приостановил конвертируемость доллара в золото. Эта приостановка явилась кон-



цом политики обмена золота на доллары по цене 35 дол. за унцию, которая просуществовала 37 лет. Новая политика разорвала связь между золотом и международной стоимостью доллара, пустив доллар в «плавание» и позволив рыночным силам определять его стоимость. Свободное колебание доллара лишило старую Бреттон-Вудсскую систему фиксированных курсов американской поддержки и привело к ее распаду.

Управляемые колебания

Существующей системе обменных курсов лучше всего подходит название обменные курсы с управляемыми колебаниями - колеблющиеся обменные курсы, время от время сопровождающиеся валютной интервенцией центральных банков для стабилизации или изменения курса. При изменении экономических условий у разных стран требуется постоянное изменение обменных курсов, чтобы избежать постоянного дефицита или излишка платежного баланса. Обычно основные торгующие страны позволяют своим обменным курсам изменяться до равновесных уровней, основанных на спросе и предложении на валютных биржах. В результате наблюдается заметно большая изменчивость обменных курсов, чем в эпоху Бреттон-Вудса (см. раздел «Международный ракурс» 38-2).

Но страны также признают, что краткосрочные изменения обменных курсов, возможно, усиленные покупками и продажами спекулянтов, могут уменьшить потоки товаров и финансов. Более того, некоторые долгосрочные изменения курсов могут быть нежелательными. Поэтому время от времени центральные банки различных стран вмешиваются в действие рынков иностранной валюты, покупая или продавая крупные суммы определенной валюты. Они «управляют» курсами или стабилизируют их, влияя на спрос и предложение валюты. Приведем два примера.

\. Интервенция «Большой семерки» в 1987 г. В 1987 г промышленно развитые страны «Большой семерки» - США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада - договорились стабилизировать стоимость доллара. В два предыдущих года ценность доллара быстро снижалась из-за заметного торгового дефицита Америки. Хотя торговый дефицит США оставался большим, эти страны пришли к заключению, что дальнейшее падение курса доллара может повредить экономическому росту в странах «Большой семерки». Поэтому они приобрели большое количество долларов, чтобы обеспечить сохранение их стоимости. С 1987 г страны «Большой семерки» периодически вмешивались в деятельность рынков иностранной валюты, чтобы стабилизировать стоимость валют.

2. Интервенция 1994 г. В 1994 п стоимость американского доллара снизилась по отношению к японской иене и немецкой марке. Этому способствовал значительный многолетний торговый дефицит США. Другой фактор состоял в том, что люди из других стран начали продавать имеющиеся у них американские акции и облигации, используя доллары для покупки других валют и инвестирования в другом месте.

Направляемые США центральные банки 16 стран противостояли резкому падению курса доллара, скупая большие количества долларов. Эти акции усилили спрос на доллары и временно замедлили снижение курса доллара.

В действительности нынешняя валютная система несколько сложнее, чем описано выше. В то время как ведущие валюты - американский и канадский доллары, японская иена, фунт стерлингов - колеблются или плавают в соответствии с изменяющимися условиями спроса и предложения, большинство стран европейского общего рынка пытаются привязать свои валюты друг к другу Более того, многие менее развитые страны привязывают свою валюту к валюте какой-либо ведущей промышленно развитой страны. Так, около 40 наименее развитых стран привязали свои валюты к доллару Наконец, некоторые страны привязывают стоимость своих валют к «корзине» или фуппе других валют.

Насколько хорошо работает система управляемых плавающих валютных курсов? У системы имеются как сторонники, так и критики.

Сторонники. Сторонники системы доказывают, что за время ее недолгого существования она функционировала хорошо, намного лучше, чем предполагалось.

1. Рост объемов торговли. Колебания валютных курсов не вызвали свертывания мировой торговли и финансов, что предрекали скептики. В действительности физический объем мировой торговли в условиях управляемых плавающих валютных курсов рос примерно такими же темпами, что и в предыдущее десятилетие при фиксированных валютных курсах.

2. Управляемость потрясений. Сторонники доказывают, что управляемое плавание пережило суровые экономические потрясения, которые, по мнению одного авторитетного лица, сломали бы режим фиксированных курсов не один раз. В частности, такие драматичные события, как мировое падение сельскохозяйственного производства в 1971-1974 гг, беспрецедентный рост цен на нефть в 1973-1974 и 1979-1980 гп, охватившая весь мир стагфляция в 1974-1976 и 1981-1983 гп, породили серьезную несбалансированность международной торговли и финансов. Признано, что гибкие валютные



МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 38-2

Соотношение обменных курсов

Система колебаний обменных курсов (управляемые колебания], введенная в 1971 г., привела к куда большим колебаниям курсов, чем в более раннюю эпоху Бреттон-Вудса.

50 -

----1----1

---+-

1948 1952 1956 1960 1964 1968 1972 1976 1980 1984 1988 Источник: Economic Report of the President, 1993. P. 287.

курсы облегчили процесс приспособления к этим сдвигам в международном масштабе, в то время как аналогичные события оказали бы невыносимое давление на систему фиксированных курсов.

Противники. Однако до сих пор сушествуют веские аргументы в пользу системы, характеризующейся большей стабильностью валютных курсов. Те, кто выступает за фиксированные курсы, видят проблемы нынешней системы.

/. Изменчивость и приспособление. Критики утверждают, что эти «управляемые» валютные курсы были чрезмерно непостоянными. Они изменялись, считают они, даже тогда, когда соответствующие экономические и финансовые условия конкретной страны были весьма стабильными. По мнению критиков, управляемое плавание не сумело справиться с несбалансированностью платежного баланса, как это (предположительно) удалось бы сделать

фиксированным валютным курсам. Таким образом, США в последние годы испытывали постоянный дефицит торгового баланса, в то время как Западная Германия и Япония имели устойчивое положительное сальдо. Изменения международной ценности доллара, марки и иены не выправили эти дисбалансы.

2. «Несистема»? Скептики считают, что управляемое плавание - это, по существу, «несистема». То есть правила и руководящие принципы, определяющие поведение каждой страны в отношении к своему валютному курсу, являются недостаточно четкими или обязательными, чтобы сделать систему жизнеспособной в долгосрочном плане. В общих чертах, отдельным странам не удастся избежать соблазна вмешательства в функционирование валютных рынков не просто в целях сглаживания краткосрочных или спекулятивных колебаний стоимости их валют, а для оказания серьезной поддерж-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [ 115 ] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]