назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [ 11 ] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


11

1CD 2CD

Обьем производства (в ед.)

Рисунок 24-1. Эффект масштаба: пример естественной монополии

Если в долговременном периоде средние совокупные издержки сокращаются, добиться производства с наименьшими издержками можно лищь тогда, когда производитель всего один. Именно зто и определяет естественную монополию.

том случае, когда масштаб производства настолько велик, что товар или услуга могут быть произведены одной фирмой при более низких средних совокупных издержках, чем если бы их производили две фирмы или более.

Наше рассуждение подразумевает, что более низкие издержки на единицу продукции у монополии позволяют ей назначать и более низкую цену, чем если бы отрасль была более конкурентоспособной. Но этого может не произойти. Как мы увидим позже, чистая монополия может назначать намного более высокие цены, чем издержки на единицу продукции, и получать значительную экономическую прибыль. У чистой монополии преимущество в издержках может материализоваться в виде прибыли для компании, а не в виде более низких цен для потребителя. По этой причине правительство обычно регулирует деятельность естественных монополий, оговаривая цену, которую они могут назначить.

Большая часть предприятий коммунального обслуживания - электрические и газовые компании, автобусные фирмы, местные компании по водоснабжению и телефонной связи - примеры регулируемых естественных монополий. Было бы пустой тратой средств, если бы местное население снабжали водой и электричеством несколько компаний. В этих отраслях технология такова, что на генераторы, насосные станции, очистительные установки, сеть водопроводных труб и линии передач требуются Офом-ные капитальные затраты. Эта проблема усугубляется еще и потому, что капитальное оборудование должно иметь запас прочности, чтобы выдерживать пиковые нафузки в жаркие летние дни, когда поливаются лужайки и работают кондиционеры.

Поэтому единственным производителям правительство выдает эксклюзивные разрешения. Однако в обмен на эксклюзивное право заниматься снабжением электричеством, водой или автобусным обслуживанием конкретной географической мест-

ности правительство резервирует за собой право регулировать цены и услуги, чтобы не допустить злоупотреблений властью, которой оно наделило монополии. Некоторые проблемы, связанные с регулированием, будут рассмотрены позже в данной главе и главе 32.

Легальные барьеры: патенты и лицензии

Мы уже отмечали, что правительство зачастую предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии. Государство создает также легальные барьеры для вхождения в отрасль, выдавая патенты и лицензии.

Патенты. Предоставляя изобретателю исключительное право контролировать рынок продукта в течение 17 лет, американские патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, потраченных на его разработку К тому же патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время их действия.

Патентный контроль сыграл заметную роль в росте многих современных индустриальных гигантов, таких, как National Cash Register, General Motors, Xerox, Polaroid, General Electric, Du Pont. Деятельность компании United Shoe Machinery - ярчайший пример того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть монопольной власти. Компания United Shoe стала исключительным поставщиком некоторых важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Она распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного оборудования, требуя от пользователей ее патентованных машин подписывать соглашение, по которому производители обу-



МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 24-1

Конкуренция с иностранными многонациональными корпорациями

Влияние американских фирм на рынок уменьшается из-за конкуренции иностранных корпораций, действующих в пределах США. Таблица показывает 10 крупнейших корпораций обрабатывающей промышланности, выбранных по объему продаж на внутреннем рынке США. Иностранные многонациональные компании произвели примерно 20% продукции в 1993 г. по сравнению с 4% в 1977 г. На их предприятиях занято около 12% рабочей силы американской промышленности.

КОРПОРАЦИИ

Обьем продаж (в млрд дол.)

10 15 20

Яоуа/Dutch She/;

(Нидерланды) British Petroleum (Великобритания) Sony (Япония) Hanson PLC (Великобритания)

Unilever (Нидерланды) Nestle (Швейцария) Petroleos de Venezuela (Венесуэла)

Mastushita Electric Ind.

(Япония) hioechstAG (Германия) Aramco Oil (Саудовская Аравия)

Собственность на важнейшие виды сырья

Институт частной собственности может быть использован монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, контролируюшая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Существует несколько классических примеров этого. Так, Aluminum Company of America удерживала свое монопольное положение в алюминиевой отрасли многие годы благодаря контролю над всеми основными источниками бокситов - главного сырья, используемого в алюминиевой промышленности. Одно время International Nickel Company of Canada (называемая теперь Inco) контролировала приблизительно 90% известных мировых запасов никеля. В разделе «Последний штрих» данной главы показано, что большинство из известных мировых алмазных рудников принадлежит или находит-

Источник: Wall Street Journal. 2 December. 1994 (данные предоставлены Wharton School, University of Pennsylvania).

ся под эффективным контролем корпорации De Beers из ЮАР. Также очень трудно развиваться новым профессиональным спортивным лигам, когда существующие лиги имеют контракты с лучшими игроками и договоры об аренде главных стадионов и арен.

Два условия

При рассмотрении барьеров для вхождения в отрасль при монополии обратите внимание на два важных момента.

1. Относительная редкость. Барьеры для вхождения в отрасль не являются абсолютно непреодолимы-

ви должны также брать в аренду все другое сапожное оборудование у компании United Shoe. Это позволило ей монополизировать рынок, пока правительство не предприняло в 1955 г. антитрестовские расследования, имевшие некоторый эффект.

В основе разработки пригодной для патентования продукции лежат научные исследования. Фирмы, которые достигают монопольной власти путем собственной научно-исследовательской деятельности или путем покупки патентов других фирм, находятся в выгодном положении, усиливают свою рыночную позицию. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую деятельность, необходимую для разработки новой пригодной для патентования продукции. Монопольная власть, достигнутая благодаря патентам, вполне может усиливаться.

Лнцеизни. Вхождение в отрасль или род деятельности может быть ограничено государством путем выдачи лицензий. Например, на государственном уровне Федеральная комиссия по коммуникациям выдает лицензии радио- и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Общепризнано, что ограничение вследствие этого лицензирования предложения такси приводит к возникновению монопольных доходов владельцев и шоферов такси. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию. Например, продажа алкогольных напитков в ряде штатов осушествляется только через принадлежашие государству розничные магазины. Многие штаты фактически «выдали» себе лицензию на проведение лотерей.



ми, поскольку чистая монополия встречается относительно редко. При том что научно-исследовательская деятельность и научно-технический прогресс могут усилить рыночную позицию фирмы, они могут также подорвать монопольную власть. (Вспомните «Последний штрих» гл. 23.) С течением времени создание новых технологий может уничтожить сушествуюшие позиции монополии. Развитие систем курьерской доставки писем, внедрение факсов и электронной почты подорвали монопольную власть почтовой службы. Монополии кабельного телевидения ослаблены внедрением новых технологий, позволяюших телефонным компаниям передавать аудио- и видеосигналы, что дает возможность потребителям смотреть программы в любое удобное для них время.

Аналогичным образом преимушества обладателей патентов можно обойти с помошью разработки новых, отличных от сушествуюших продуктов, являюшихся тем не менее их заменителями. Кроме того, могут быть найдены новые источники стратегического сырья. Можно также сказать, что монополия с одной фирмой в отрасли может функционировать сверх отпушенного ей времени только при поддержке правительства, например монополия почтовой службы на доставку специальной почты.

2. Приемлемость. Ранее мы предположили, что монополии могут быть приемлемы или неприемлемы с точки зрения экономической эффективности. В некоторых случаях (на предприятиях коммунального обслуживания и в отраслях массового производства) может возникнуть ситуация, когда рыночный спрос и особенности технологии обусловят необходимость сушествования монополии, что обеспечит эффективное производство с низкими издержками. Однако наши выводы относительно происхождения монополии (собственность на сырье, патенты, лицензирование и нечестная конкуренция) указывают скорее на нежелательность монополии.

МОНОПОЛЬНЫЙ СПРОС

Прежде чем начать анализ поведения чистой монополии в отношении цен и объема производства, сделаем три допушения.

1. Статус монополии гарантирован патентами, эффектом масштаба или собственностью на ресурсы.

2. Фирма не регулируется правительством.

3. Фирма является ценовым монополистом, то есть назначает одну и ту же цену на все единицы выпуска.

Решаюшее различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на сто-

роне рыночного спроса. Мы помним из главы 23, что в условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом при рыночной цене, определенной отраслевым предложением и спросом. Конкурирующая фирма «соглашается с ценой» и может продать так много или так мало, как она хочет, по текущей рыночной цене. Отсюда следует, что каждая дополнительно проданная единица продукции будет добавлять постоянную величину - свою цену - к валовому доходу фирмы. Другими словами, для конкурентного продавца предельный доход является постоянным и равным цене продукции. Это значит, что валовой доход увеличивается на постоянную величину, то есть на постоянную цену каждой проданной единицы продукции. (Обращение к табл. 23-2 и рис. 23-1 освежит в вашей памяти взаимосвязи цены, предельного дохода и валового дохода для фирмы, действующей в условиях чистой конкуренции.)

Кривая спроса монополиста (на самом деле кривая спроса любого действующего в условиях несовершенной конкуренции продавца) имеет разные черты. Так как чистый монополист - это отрасль, его кривая спроса, или продаж, представляет собой кривую отраслевого спроса-. Кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а, напротив, представляет собой нисходящую кривую. Это иллюстрируется столбцами (1) и (2) табл. 24-1.

Нисходящая кривая спроса имеет три характеристики, которые мы сейчас рассмотрим.

Цена превышает предельный доход

Нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить продажи, только назначая более низкую цену на единицу продукции. Тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня производства, кроме первого. В чем же причина? Снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену - меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена от всех предшествующих единиц продукции.

Для рис. 24-2 мы выбрали две комбинации цены и количества на кривой спроса монополиста: 142 дол. - три единицы и 132 дол. - четыре едини-

Вспомните, что в главе 23 мы показали отдельные графики для чисто конкурентной отрасли и для одной фирмы в зтой отрасли. Поскольку при чистой монополии фирма и отрасль - это одно и то же, нам нужен только один график.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [ 11 ] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]