назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [ 107 ] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


107

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 37-2

Экономический рост на душу населания и уровень торгового протекционизма

Более высокие уровни торгового протекционизма в менее развитых странах в целом связаны с более низким уровнем экономического роста, измеряемого по среднему ежегодному увеличению производства продукции на душу населения.

• Сингапур

Гонконг • Южная Корея

. Шри-Ланка* • • • • •

• Танзания

• •*

• Сьерра-ЛеонХ.

• , Нигерии Замбия

50 100 150 гОО 250

Уровень торгового протекционизма

Краков пошюрвнт S7-2

Источник: Gould D. М.. Woodbridge G. L., and Ruffin R. J. The Theory and Practice of International Trade. Economic Review, Federal Reserve Bank of Dallas, 4th Quarter, 1993. P. 3. Данные за 1976-1985 гг

пользоваться для обоснования протекционизма с военно-политических позиций. Однако оба эти аргумента заслуживают серьезнейшей критики. Оба они игнорируют возможность использования альтернативных средств для поощрения промышленного развития и военной самообеспеченности. Большинство других аргументов является во многом эмоциональными призывами, основанными на полуправде и явных вымыслах. Эти аргументы отмечают только непосредственные и прямые последствия протекционистских пошлин. Они игнорируют простую истину, что в конечном счете страна должна импортировать для того, чтобы экспортировать.

Существуют также убедительные исторические доказательства, которые подтверждают, что свободная торговля ведет к процветанию и росту, а протекционизм приводит к противоположным результатам. Вот несколько примеров.

•♦• Страна будет экспортировать определенную продукцию, если мировая цена превышает внутреннюю цену; она будет импортировать продукцию, если мировая цена ниже виутренией.

•♦• В модели из двух стран равновесные мировые цены и объемы экспорта и импорта соответствуют точке, в которой кривая предложения экспорта одной страны пересекается с кривой спроса на импорт другой.

> Торговые барьеры включают тарифы, квоты но импорт, нетарифные барьеры и добровольные ограничения экспорта.

•♦• Тариф на продукцию повышает цену, сокращает потребление, увеличивает внутреннее производство, сокращает импорт и создает тарифные поступления для государства; квоты на импорт делают то же самое, ио создают поступления для иностранных производителей, а ие для государства, которое ввело квоты.

•♦• Большинство аргументов в пользу торгового протекционизма - это специальные интересы, которые, если им следовать, создадут выигрыш для защищаемых отраслей и их работников за счет больших потерь для экономики в целом.

1. Конституция США запрещает отдельным штатам взимать пошлины, превращая Америку в огромную зону свободной торговли. Специалисты по экономической истории признают, что это важнейший позитивный фактор в экономическом развитии страны.

2. Действия Великобритании в поддержку более свободной международной торговли в середине XIX в. имели важное значение как средство стимулирования ее индустриализации и развития.

3. Создание Общего рынка в Европе после первой мировой войны, как мы вскоре увидим, во многом способствовало устранению пошлин между странами-членами. Экономисты сходятся во мнении, что создание такой зоны свободной торговли явилось важным фактором, обеспечившим процветание Западной Европы в последние десятилетия.

4. В целом тенденция к снижению пошлин с середины 30-х годов явилась стимулом роста послевоенной мировой экономики.

5. Как мы уже отмечали, высокие пошлины, введенные в соответствии с законом Смута - Хоули в 1930 г, и порожденные им ответные меры усугубили Великую депрессию 30-х годов.

6. Исследования менее развитых стран в подавляющем большинстве случаев показывают, что те страны, которые для защиты своих национальных отраслей полагались на импортные ограничения, довольствовались более медленным ростом по сравнению с теми странами, которые проводили более открытую экономическую политику («Международный ракурс» 37-2.)



Международная торговля

Таблица 37-2. Чистые издержки торгового протекционизма в восьми отраслях

Отрасль или

Ежегодные потери

Чистое уменьшение

Ежегодные издержки

продукция

в экономике из-за барьеров

занятости при отмене

на одно сохраненное

(в млн дол.]

барьеров

рабочее место (в дол.]

Текстиль и одежда

15,85

71 639

221 258

Морской транспорт

3,09

11 905

259 555

Молочные продукты

2 195

385 877

Сахар

2 040

322 059

Арахис

Нет оценок

Мясо

190 733

Нерезиновая обувь

1 377

123 456

Часы

Нет оценок

Источник: United States International Trada Commission, 1993.

издержки протекционизма

Какие издержки вызывают существующие в США виды торгового протекционизма, такие, как тарифы, квоты и добровольные ограничения экспорта, для американцев?

Издержки для общества

На рис. 37-6 было показано, что тарифы и квоты приводят к издержкам для внутренних потребителей, но дают выигрыщ внутренним производителям и в случае тарифов - поступления федеральному правительству Издержки потребителей в связи с торговыми ограничениями можно вычислить, определив влияние, которое они оказывают на цены защищенных товаров. Защита повыщает цену продукта тремя способами.

1. Растет цена импортируемого продукта (см. рис. 37-6).

2. Более высокая цена импорта приведет к тому что некоторые потребители станут покупать более дорогие товары, произведенные внутри страны.

3. Цена товаров, произведенных внутри страны, будет расти из-за снижения импортной конкуренции.

Некоторые исследования показывают, что издержки потребителей защищенной продукции значительно превышают выигрыш для производителей и правительства. Существуют заметные чистые издержки или потери эффективности для общества из-за торгового протекционизма. Совсем недавно Ко-

3 United States International Trade Commission, The Economic effects of Significant U.S. Import Restraints, November 1993; C,C. Coughlin et al. Protections Trade Policies: A Survey of Theory, Evidence and Rationale, Review [Federal Reserve Bank of St. Louis), January/February 1988. P. 17-18: G.C. Hufbauer and КЛ. Elliot. Measuring the Costs of Protectionism in the United States. Washington: Institute for International Economics, 1994. P. 8-9.

миссия no международной торговле США - агентство, которое принимает жалобы по поводу нечестной торговли - выявило 44 сектора американской экономики, где торговые барьеры взвинтили цены. Эти торговые барьеры привели к чистым издержкам для американцев в размере более 20 млрд дол. ежегодно в начале 90-х годов.

Более того, чистые потери из-за торговых барьеров больше, чем убытки, приведенные в большинстве исследований. Из-за тарифов и квот возникает множество трудно учитываемых вторичных эффектов, также приводящих к издержкам. Например, ограничения на импорт стали в 80-х годах подняли цену на нее для всех американских покупателей, включая американскую автомобильную промышленность. Поэтому американские производители автомобилей имели более высокие издержки и были менее конкурентоспособными на мировых рынках.

Наконец, отрасли используют большие количества экономических ресурсов, чтобы убедить Конгресс издавать и поддерживать протекционистские законы. В той степени, в какой «погоня за прибылью» отвлекает ресурсы от других целей, более желательных с социальной точки зрения, торговые ограничения создают дополнительные издержки для общества.

Вывод: выигрыщ, который американские торговые барьеры создают для защищаемых отраслей и их рабочих, происходит за счет гораздо больших потерь для экономики в целом. Результатом является экономическая неэффективность.

В табл. 37-2 рассмотрены экономические потери для восьми отраслей, в которых чистые издержки торгового протекционизма наиболее велики. Она также показывает снижение уровня занятости, которое произойдет, если федеральное правительство ликвидирует торговые барьеры в этих отраслях. В столбце (4) отражено, чему равны связанные с торговыми барьерами издержки, приходящиеся на



каждое сохраненное рабочее место (столбец 2, деленный на столбец 3).

В таблице отражены два утверждения.

1. Торговые ограничения в текстильной отрасли приносят особенно большие издержки американцам. Федеральное правительство ввело квоты на импорт более 3000 видов текстильной продукции. (Эти квоты постепенно будут заменены тарифами по условиям Генерального соглашения по тарифам и торговле (гл. 6).)

2. Издержки по сохранению рабочих мест за счет торгового протекционизма огромны. Поскольку ежегодная заработная плата на одно рабочее место в этих отраслях составляет лишь часть этих сумм, протекционизм в качестве способа сохранения рабочих мест, вряд ли является выгодным. Более того, из исторического опыта ясно, что отмена торговых барьеров не вызывает чистой потери рабочих мест в Америке; она просто перераспределяет трудовые ресурсы и может даже увеличить ее.

По оценкам Комиссии по международной торговле США, отмена торговых барьеров уменьшит цены на продукцию в защищаемых отраслях в среднем на 3%. Цены на одежду упадут на 11,4%; на чемоданы и сумки - на 9,1; на сахар - на 8%. Снизятся также цены на обувь, часы, роликовые подшипники, штампованное и выдуваемое стекло, ювелирные изделия, инструменты, замороженные фрукты и овощи, керамическую плитку и изделия из кожи.

Влияние на распределение доходов

Исследования также показывают, что ограничения импорта в пропорциональном отнощении больше затрагивают семьи с низкими, чем с высокими доходами. Поскольку тарифы и квоты действуют примерно так же, как акцизные налоги и налоги с продаж, эти торговые ограничения в высокой степени регрессивны. То есть «избыточная цена», связанная с торговым протекционизмом, по мере увеличения доходов составляет все меньшую долю дохода. Например, домохозяйства в среднем платят, по оценкам, лишние 260 дол. в год за одежду из-за торговых ограничений. Более тяжелый груз протекционизма по отношению к доходам приходится на более бедные домохозяйства.

Кроме того, такие товары, как одежда и еда, на которые бедные семьи тратят непропорционально большую часть своего дохода, имеют наиболее сильные торговые ограничения. Детские свитера из полиэстра имеют налог на импорт в 34,6%, в то время как норковые шубы могут ввозиться беспошлинно. Торговый протекционизм поднимает цену произведенного внутри страны апельсинового сока на 40%, но увеличивает цену минеральной воды «перье» ме-

нее чем на 1%. Дешевые украшения облагаются пошлиной в 27,5%, а золотые ожерелья - в 6,5%". {Ключевой вопрос 11.)

АМЕРИКАНСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Последние несколько лет американская международная торговая политика представляла собой смесь либерализации торговли, энергичного продвижения экспорта и двусторонних переговоров по конкретным вопросам торговли.

Либерализация торговли в целом

В главе 6 мы обсуждали два последних региональных и глобальных соглашения по уменьшению торговых барьеров.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Это широко обсуждавшееся соглашение, заключенное в 1994 т., отменяет тарифы и другие торговые барьеры между Канадой, Мексикой и США на 15 лет. Когда оно будет полностью выполнено, зона действия Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) будет представлять собой крупнейшую зону свободной торговли в мире. В конце 1994 т. подать заявку на членство в НАФТА предложили также Чили.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1994 г более 120 стран мира успешно завершили Уругвайский раунд переговоров по Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ).

Положения ГАТТ, которые должны вступить в действие между 1995 и 2005 гг, включают:

1. Снижение тарифов по всему миру

2. Либерализацию правил, которые затрудняли торговлю услугами.

3. Сокращение сельскохозяйственных субсидий, которые искажают глобальную картину торговли сельскохозяйственной продукцией.

4. Новую защиту интеллектуальной собственности (авторское право, патенты, торговые марки).

5. Отмену квот на текстиль и одежду и замену их постепенно снижающимися тарифами.

6. Создание Всемирной торговой организации для наблюдения за выполнением соглащения и разрешения всех споров по применению новых правил.

После реализации всех положений ГАТТ к 2005 п, по оценкам, мировой ВВП увеличится на 6 трлн дол., или на 8%. Однако при этом американские поступления от тарифов снизятся на 12-14 млрд дол.

" Bovard J. Americas Unfairest Taxes: Tariffs and Quotas. National Center for Policy Analysis, Policy Report No. 171, June, 1ЭЭ2.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [ 107 ] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]