ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ
Международная
ЭКОНОМИКС
мировая экономика
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
НАФТА, ГАТТ, торговый дефицит по отношению к Японии. Курсы обмена, демпинг. Европейский союз. МВФ, нетарифные торговые барьеры. Официальные резервы, страны «Большой семерки», валютная интервенция. Перетекание капитала, «утечка мозгов», рубль.
Люди по всему миру говорят на языке международной экономике - по телевидению, в газетах, в офисах, в магазинах и на профсоюзных собраниях. «Иностранный» язык? Вовсе нет Если вы читали главу 6, то теперь справитесь с материалом глав с 37 по 40.
Эта глава основана на материале главы 6, но в ней более глубоко анализируются международная торговля и протекционизм. Во-первых, мы рассмотрим наиболее заметные факты, относящиеся к мировой торговле. Во-вторых, более подробно изучим, каким образом международная специализация, основанная на сравнительном преимуществе, может быть взаимно выгодной для участвующих в ней наций. В-третьих, мы используем анализ спроса и предложения для исследования равновесных цен и объема экспорта и импорта. В-четвертых, изучим экономическое влияние торговых барьеров, таких, как тарифы и квоты на импорт. В-пятых, критически оценим аргументы в пользу протекционизма. Наконец, мы обсудим издержки протекционизма и противоречия в международной торговле.
ФАКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
в главе 6 мы рассматривали некоторые положения, касающиеся международной торговли. Давайте сделаем их обзор и рассмотрим несколько новых.
1. Американский экспорт товаров и услуг составляет от 11 до 13% ВВП. У многих других стран доля экспорта выше: Нидерланды - 52%, Германия - 27, Новая Зеландия - 33, Канада - 30% (см. табл. 6-1).
2. США - ведущая страна мира по объему экспорта и импорта. В настоящее время американский экспорт составляет около Д мирового экспорта по
сравнению с /з в 1947 г Германия, Япония, Франция и Великобритания следуют за США в списке крупнейших по объему экспортеров товаров (см. «Международный ракурс» 6-1).
3. С 1965 г американские экспорт и импорт увеличились по объему и более чем удвоились, если считать их как долю ВВП (см. рис. 6-1).
4. В 1994 г. США имели торговый дефицит в 133 млрддол., то есть импорт товаров превышал экспорт на эту величину. Но в том же году американский экспорт услуг превышал их импорт на 57 млрд дол. Таким образом, как мы увидим в главе 38 (табл. 38-1), торговый дефицит товаров и услуг равнялся 76 млрд дол.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 37-1
Доля некоторых стран в мировом экспорте
США имеют наибольшую долю мирового экспорта, затем следуют Германия и Япония. Семь крупнейших экспортеров обеспечивают около 50% мирового экспорта.
Доля в мировом экспорте, 1994 г. (в %] О 2 4 6 8 10 2
Источник: Организация экономического сотрудничества и развития.
5. Основной экспорт американских товаров составляют химикаты, компьютеры, потребительские товары длительного пользования и самолеты. Основные статьи импорта - автомобили, нефть, компьютеры и одежда (см. табл. 6-2).
6. Как и другие промышленно развитые страны, Америка импортирует те же категории товаров, что и экспортирует, например автомобили, компьютеры, химикаты, полупроводники и телекоммуникационное оборудование (см. табл. 6-2).
7. Большая часть экспорта и импорта США приходится на торговлю с другими промышленно развитыми странами, в частности с Канадой, странами Западной Европы и Японией (см. табл. 6-3).
8. Улучшение транспортных и коммуникационных технологий, снижение тарифов и мирные взаимоотношения между большинством промышленно развитых стран способствовали расширению мировой торговли после второй мировой войны.
9. Хотя в торговле все еще преобладают США, Япония и западноевропейские страны, несколько новых «игроков» значительно активизировали свою деятельность («Международный ракурс» 37-1). Четыре «азиатских тифа» - Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань - увеличили свою долю в мировой торговле с 3% в 1972 п до почти 10% в настоящее время. В качестве нового участника междуна-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТОРГОВЛИ
В главе 6 мы видели, что международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать эффективность использования своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем выпуска. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выифать за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. Подобные объяснения причин торговли вполне корректны, но необходимо некоторые вопросы рассмотреть более детально. В основе углубленного исследования вопроса «Почему страны торгуют?» лежат два обстоятельства.
1. Экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.
2. Эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.
Характер и взаимодействие этих двух обстоятельств можно легко проиллюсфировать. Например, Япония обладает многочисленной и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется в изобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых фебуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны - это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров.
Напротив, Австралия обладает обширными земельными угодьями, но недостаточными людскими
родной торговли появился Китай, а распад коммунистической системы привел к тому, что страны Восточной Европы и Россия ищут новых международных торговых партнеров.
10. Международная торговля в последнее время стала центром международной политики. Примерами являются Североамериканское соглащение о свободной торговле (НАФТА), результаты переговоров по Генеральному соглащению о тарифах и торговле (ГАТТ), переговоры между США и Японией о сокращении американского торгового дефицита при торговле с Японией.
Имея в виду эти факты, давайте посмотрим более пристально на экономике международной торговли.