назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [ 10 ] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА: ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

»се мы ежедневно имеем дело с монополиями - единственными продавцами продуктов и услуг. Например, посылая письмо, пользуемся услугами Почтовой службы США - монополии, спонсором которой выступает правительство. Когда мы звоним по местному телефону, включаем свет или становимся абонентом кабельного телевидения, мы также поддерживаем монополии.

Давайте рассмотрим признаки, основы и поведение чистой .монополии в области цен и производства (см. табл. 23-1) и ее приемлемость с точки зрения общества. Для этого надо ответить на следующие вопросы; как определяется чистая монополия? Какие условия лежат в основе ее существования? Как поведение монополии в области цен и производства выглядит в сравнении с поведением в этой же области чисто конкурентной отрасли? Иначе говоря, достигают ли монополисты эффективности размешения ресурсов и производственной эффективности как и при чистой конкуренции? Если нет, то существует ли политика, посредство.м которой государство может улучшить поведение чистого монополиста в области цен и производства?

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ: ВВЕДЕНИЕ

Абсолютная, или чистая, монополия сушествует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Давайте сначала рассмотрим признаки чистой монополии, а затем приведем несколько примеров.

Характерные черты

1. Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист - это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, в данном случае слова «фирма» и «отрасль» - синонимы.

2. Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель вынужден приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.

3. «Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта, а «соглашается с ценой». Это связано с незначительностью ее доли совокупного предложения. Чистый монополист, напротив, «диктует цену», поскольку он контролирует обший объем предложения данного продукта. При нисходяшей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить его цену, манипулируя количеством предложенного продукта.



внутренний рынок лезвий, но ее положение на рынке стало менее прочным сначала из-за появления лезвий марки Willcinson из нержавеющей стали, а потом из-за агрессивного вторжения на рынок одноразовых лезвий - продукции компании Bic. В 80-х годах компании Eastman Kodak, имевшей 90%-ную долю рынка по любительским пленкам и 65% от продаж всех типов пленок, включая пакеты фотобумаги для моментального фотографирования, бросила резкий вызов конкурирующая японская фирма Fuji. Доля General Motors в продаже дизельных локомотивов продолжает оставаться на уровне около 75%. На протяжении десятилетий компания Western Electric поставляла примерно 85% американского телефонного оборудования, но быстро начала терять свое положение после наступления эпохи технического прогресса в 70-х годах и вызванного антитрестовским законом отделения в 1984 г части собственности ее филиала - компании Bell Telephone, которой принадлежала местная телефонная сеть. Все это привело к созданию рынка, находящегося под контролем другой отрасли. В 60-х годах доля рынка цифровых компьютеров, составлявшая от 72 до 82% и принадлежавшая компании IBM, снижалась по мере того, как рынок захватывали новые конкуренты - мини- и микрокомпьютерные приложения. Колебавшаяся между 75 и 80% доля рынка электростатических копировальных машин компании Xerox стала падать по мере ослабления ее патентного положения в 70-х годах... Большую часть 60-70-х годов компания Boeing контролировала примерно 7з заказов на реактивные авиалайнеры в западном мире. В конце 80-х годов с появлением и становлением Европейского консорциума аэробусов доля Boeing упала до 50%».

Профессиональные спортивные лиги также обладают монопольной властью. Лиги предоставляют клубам-членам права быть единственными поставщиками их услуг в определенных географических районах. За исключением Чикаго, Нью-Йорка и одного или двух других больших городских конгломератов, крупные города США обслуживаются одной профессиональной бейсбольной, футбольной, хоккейной или баскетбольной командой. Если вы хотите увидеть живую игру в баскетбол профессионалов высшей лиги в Фениксе или Сиэтле, то должны оказать финансовую поддержку соответственно командам Suns или Sonics.

Монополия может также иметь географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой. Местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к монополии в маленьком и географически изолированном населенном пункте.

Scherer F. М. and Ross D. Industrial Market Structure and Economic Performance, 3d ed. Chicago: Rand McNally College Publishing Company, 1990. P. 82.

4. Заблокированное вхождение. Чистый монополист не имеет конкурентов по определению. Но в чем же причина отсутствия конкурентов? Оказывается, возникновение монополии обусловлено существованием барьеров для вхождения в отрасль. Причем барьеры могут быть экономическими, техническими, юридическими и т.д. Определенные препятствия позволяют монополии удерживать конкурентов от вхождения в отрасль, другими словами, в условиях чистой монополии вхождение в отрасль заблокировано.

5. Реклама. Как же отсутствие заменителей продукции монополистов отражается на их рекламной деятельности? В зависимости от типа предлагаемого продукта или услуги монополист может рекламировать их, а может и отказаться от рекламы. Например, чистый монополист, продающий такой предмет роскоши, как бриллианты, мог бы разместить рекламу во многих изданиях, чтобы увеличить спрос. В результате некоторые люди, вместо того чтобы поехать в отпуск, купили бы разрекламированные бриллианты. Коммунальные предприятия, напротив, не видят смысла в широкой рекламе своих услуг и продуктов, поскольку люди, которым нужна вода, газ, электричество или телефонная сеть, знают, к кому обращаться.

Примеры

в большинстве городов принадлежащие государству или регулируемые им предприятия коммунального обслуживания - газовые и электрические компании, водопроводные компании, компании кабельного телевидения и телефонные компании - являются монополиями,поскольку нет близких заменителей их услуг и продуктов. Конечно, почти всегда существует некоторая конкуренция. Например, свечи и керосиновые лампы являются заменителями электричества, однако очень несовершенными; телефон может быть заменен телеграммами, письмами и услугами посыльных, но такие заменители либо дороги, либо неудобны и непривлекательны.

Классическим примером частной нерегулируемой монополии является корпорация De Beers, которая эффективно контролирует от 80 до 90% мирового предложения алмазов («Последний штрих»). Хотя монополий в чистом виде в американской промышленности нет, существует ряд фирм, приближающихся к монополии по типу.

«...Монополии как единственного продавца практически нет ни в одной отрасли обрабатывающей про.мыщленности США, достигшей сколько-нибудь значительного размера. Темпы исчезновения почти сформировавшихся монополий намного превысили темпы появления новых. В 1962 г компания Gillette произвела 70% поступивших на



Значение

Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам.

1. Немалый объем экономической деятельности - 5 или 6% ВВП - осуществляется в условиях, которые приближаются к чистой монополии.

2. Изучение чистой монополии полезно и с той точки зрения, что оно дает возможность понять более реальные рыночные структуры монополистической конкуренции и олигополии, которые будут рассматриваться в главах 25 и 26. Эти две рыночные ситуации сочетают в различной степени черты чистой конкуренции и чистой монополии.

БАРЬЕРЫ ДЛЯ ВХОЖДЕНИЯ В ОТРАСЛЬ

Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вхождения в отрасль, то есть препятствий, которые мешают другим фирмам войти в отрасль. Барьеры для вхождения в отрасль также имеют отношение к объяснению существования олигополии или монополистической конкуренции между такими рыночными крайностями, как чистая конкуренция и чистая монополия.

В случае чистой монополии барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии, то есть рынка, подвластного нескольким фирмам. Еще меньшие барьеры приводят к наличию довольно большого числа фирм, характерного для монополистической конкуренции. Фактическое отсутствие таких барьеров помогает объяснить наличие очень большого числа конкурирующих фирм, которое является основой чистой конкуренции. Важный момент заключается в следующем: барьеры для вхождения в отрасль имеют отношение не только к крайнему случаю чистой монополии, но также и к «частичным монополиям», которые характерны для американской экономики.

Эффект масштаба

Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно доли рынка. Там, где эффект масштаба производства очень значителен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться

на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объема производства (см. рис. 22-96). При данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы.

В анализе нам поможет рис. 24-1. На нем представлен эффект масштаба, то есть снижающиеся средние совокупные издержки, во всем диапазоне производства. В результате любой конкретный объем продукции может быть произведен с наименьшими издержками, когда имеется единственный производитель - монополия. Заметьте, что монополия могла бы произвести 200 единиц при издержках 10 дол. на единицу продукции и совокупных издержках 2 тыс. дол. Если бы в отрасли было две фирмы и каждая из них производила бы 100 единиц, издержки в расчете на единицу продукции составили бы 15 дол., а совокупные издержки выросли бы до 3 тыс. дол. (200 X 15 дол.). Еще более острая конкурентная ситуация с четырьмя фирмами, где каждая производила бы по 50 единиц, способствовала бы резкому увеличению издержек на единицу продукции и совокупных издержек до 20 дол. и 4 тыс. дол. (200 X 20 дол.) соответственно. Вывод: чтобы производить любой объем продукции с минимальными общими издержками, используя наименьшее количество ресурсов, отрасль должна быть чистой монополией.

Если чистая монополия сушествует изначально, легко увидеть, почему эффект масштаба будет функционировать в качестве барьера, защищающего эту фирму от конкуренции. Вновь создающиеся фирмы, старающиеся попасть в эту отрасль в качестве мелких производителей, будут иметь очень мало шансов на выживание и развитие. Новые фирмы - мелкие производители - не смогут производить с такой же экономией издержек, как и монополист, и поэтому не смогут добиться прибыли, необходимой для выживания и роста.

Другой вариант - «начать, уже достигнув внушительного размера», то есть войти в отрасль крупномасштабным производителем. Однако новому предприятию очень трудно найти денежные средства для приобретения большого объема капитального оборудования, необходимого для обеспечения эффекта масштаба во всем диапазоне производства. Финансовые барьеры для упомянутого выше варианта в большинстве случаев настолько велики, что как бы кладут запрет на этот вариант. Масштаб производства объясняет, почему желание войти в такую отрасль, как автомобилестроение, производство алюминия и стали, проявляется чрезвычайно редко.

Все изложенные нами обстоятельства определяют естественную монополию, которая имеет место в

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [ 10 ] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]