назад Оглавление вперед


[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


1

Спрос на продукт фирмы и средний доход

т 12]

Цена продукта Величина

Доход (в доп.]

(средний доход] (в доп.]

спроса (продано продукта]

Валовой доход

Предельный доход

(в ед.]

131 =J

262=

393 Ц

524 =J

655=

786=

917=J

1048=

1179=J

1310-J

131 131 131 131 131 131 131 131 131 131

описывают кривую совершенно эластичного спроса при рыночной цене, равной 131 дол. Фирма не в состоянии добиться более вьюокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене для увеличения объема продаж.

Мы отнюдь не утверждаем, что кривая рыночного спроса на конкурентном рынке совершенно эластична. Напротив, это типичная нисходящая кривая, что легко заметить, заглянув чуть вперед - на рис. 23-76. На самом-то деле кривые совокупного спроса на большинство сельскохозяйственных продуктов совершенно не эластичны, даже несмотря на то, что сельское хозяйство - наиболее конкурентная отрасль американской экономики. Тем не менее кривая спроса на продукцию самостоятельной фирмы в чисто конкурентной отрасли совершенно эластична.

Различие объясняется следующим образом. Для отрасли, то есть для всех фирм, производящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличен только путем снижения цены этого продукта. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять - и действительно влияют - на обший объем предложения и, следовательно, на рыночную цену Однако это не относится к самостоятельной фирме. Если один-единственный производитель увеличивает или сокращает выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену Следовательно, кривые спроса и продаж самостоятельной фирмы совершенно эластичны, как показано на рис. 23-1 и 23-7а. Вот реальный пример неправомерного обобщения: то,

i §

is. = а

4 5 6

Спрос (в ед.)

Рисунок 23-1. Спрос на продукт фирмы, ее предельный и валовой доходы в условиях чистой конкуренции

Поскольку фирма в состоянии продавать дополнительные единицы продукта по неизменной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой ее совершенно эластичного спроса 10]. Кривая валового дохода фирмы (ТА) имеет вид восходящей прямой.

Таблица 23-2. Спрос на продукт самостоятельной фирмы и ее доход в условиях чистой конкуренции



что верно для отрасли или группы фирм (нисходящая, менее эластичная, чем соверщенно эластичная кривая спроса), неверно для самостоятельной фирмы (соверщенно эластичная кривая спроса).

условиях чистой конкуренции постоянный просто потому, что дополнительные единицы продукта могут быть проданы по неизменной цене. (Ключевой вопрос 3.)

Средний, валовой и предельный доход

Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что в столбце (I) табл. 23-2 обозначено как цена на единицу продукта для покупателя, представляет собой выручку от продажи единицы продукта, или средний доход продавца. Утверждение о том, что покупатель должен заплатить цену 131 дол. за единицу продукта, тождественно следующему тезису: выручка от продажи единицы продукта, или средний доход, полученный продавцом, составляет 131 дол. Цена и средний доход -это одно и то же, но с разных точек зрения.

Валовой доход при любом объеме продаж можно легко определить путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма способна продать. Умножьте данные столбца (I) на данные столбца (2) и получите результат, помещенный в столбце (3). В данном случае валовой доход увеличивается на постоянную величину - 131 дол. - с каждой дополнительной единицы продаж. Каждое проданное изделие прибавляет к валовому доходу свою цену.

Всякий раз, когда фирма планирует какое-либо изменение объема производства, ее интересует, как изменится доход в результате этого сдвига в выпуске. Каким будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукта? Предельный доход есть изменение валового дохода, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукта. Как показано в столбце (3) табл. 23-2, валовой доход равен нулю, когда продано нуль единиц продукта. Первая проданная единица увеличивает валовой доход с нуля до 131 дол. Предельный доход - увеличение валового дохода в результате продажи первой единицы продукта - составляет, следовательно, 131 дол. Вторая проданная единица увеличивает валовой доход со 131 до 262 дол., то есть предельный доход опять составит 131 дол. В столбце (4) вы заметите, что предельный доход есть постоянная величина, равная 131 дол., поскольку именно на такую неизменную величину возрастает валовой доход по мере каждой дополнительной единицы продукта.

В условиях чистой конкуренции цена продукта для отдельной фирмы является постоянной; добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы без понижения цены. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж присоединяет к валовому доходу свою цену - в данном случае 131 дол., и предельный доход представляет собой это приращение валового дохода. Предельный доход в

Графическая иллюстрация

Кривая спроса на продукт конкурентной фирмы и кривые ее валового и предельного доходов изображены графически на рис. 23-1. Кривая спроса, или среднего дохода, является соверщенно эластичной. Кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса, потому что цена продукта для конкурентной фирмы - величина постоянная. Каждая добавочная единица продаж увеличивает валовой доход на( 131 дол. Графически он принимает форму прямой, идущей вправо вверх. Наклон этой прямой постоянен, поскольку постоянен предельный доход.

Краткое повторение 23-1

-♦ Чисто конкурентная отрасль состоит из большого числа фирм, производящих однородный продукт, и никаких существенных препятствий для вступления в такую отрасль не существует.

-♦• Кривая спроса на продукт конкурентной фирмы совершенно эластична по отношению к рыночной цене.

-♦ Кривые предельного и среднего доходов конкурентной фирмы в точности совпадают с кривой спроса на ее продукт; валовой доход увеличивается на цену продукта с каждой дополнительно проданной единицей.

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ

В КРАТКОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ:

ДВА ПОДХОДА

в краткосрочном периоде производственные мощности конкурентной фирмы фиксированы, и она может максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), лишь изменяя количество используемых переменных ресурсов (материалов, труда и тп.). Ее экономическая прибыль определяется как разность между валовым доходом и общими издержками. Это, по сути, и указывает нам направление дальнейшего исследования. Для того чтобы установить объем производства фирмы, максимизирующий ее прибыль, нужно свести воедино данные о доходе из предыдущего раздела этой главы и данные об издержках из главы 22.

Существуют два подхода к определению объема производства, при котором конкурентная фирма



бы ей удалось нести меньшие убытки, чем те постоянные издержки, которые ей так или иначе пришлось бы возмещать в случае закрытия. Таким образом, правильный ответ на вопрос: «Следует ли вообще что-либо производить?» - должен звучать так: «В краткосрочном периоде фирме следует заниматься производством, если она способна: 1) либо получать прибыль; 2) либо нести убыток ниже ее постоянных издержек*.

Итак, допустим, фирма будет что-либо производить. Тогда уместно задать второй вопрос: «Сколько продукта должно быть произведено?» Ответ здесь совершенно очевиден: «В краткосрочном периоде фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыли или минимизирует убытки».

Теперь давайте исследуем три случая, которые демонстрируют истинность этих двух выводов, и ответим на наш третий вопрос, показывая, как можно вычислить прибыли и убытки. В первом случае фирма максимизирует свои прибыли посредством производства. Во втором - фирма таким же образом минимизирует свои убытки. В третьем случае фирма минимизирует убытки путем закрытия. Во всех трех случаях мы воспользуемся одними и теми же данными об издержках в краткосрочном периоде и исследуем производственные решения фирмы, сталкивающейся с тремя различными ценами на продукт.

Случай максимизации прибыли. Нам уже знакомы данные об издержках, на которых строятся эти примеры. Столбцы (2)-(4) табл. 22-3 воспроизводят данные о постоянных, переменных и общих издержках, рассчитанные в табл. 22-2. Допустив, что рыночная цена составляет 131 дол., мы можем вывести валовой доход для каждого объема производства, просто умножая его на цену, как мы делали в

Таблица 83-3. Объем производства, максимизирующий прибыль фирмы в условиях чистой конкуренции: принцип сопоставления валового дохода с общими издержками [при ценах 131, 81, 71 дол.)

Цена 131 дол.

Цена 81 дол.

Цена 71 дол.

[10]

Совокупный

Совокупные Совокупные

Общие

Валовой

Прибыль

Валовой

Прибыль

Валовой

Прибыпь

продукт

постоянные

переменные издержки

доход

(в доп.]

доход

(в доп.]

доход

(в доп.]

(в ед.]

издержки (в доп.]

издержки (в доп.]

(в доп.]

(в доп.]

(в доп.)

(в доп.]

-100

-100

-100

- 59

-109

-119

- 8

-108

-128

+ 53

- 97

-127

+124

- 76

-116

+185

- 65

-115

+236

- 64

-124

+277

- 73

-143

1048

+298

-102

-182

1179

+299

-151

-241

1030

1310

+280

-220

-320

добивается максимальных прибылей или минимальных убытков. Первый заключается в сравнении валового дохода и общих издержек; второй - в сравнении предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, действующим в любой из трех других основных рыночных структур. Чтобы лучше понять, как определяется объем производства в условиях чистой конкуренции, мы разберем оба подхода, уделяя основное внимание второму из них. А для большей наглядности мы проиллюстрируем и тот и другой подходы в табличной и графической формах.

Принцип сопоставления валового дохода с общими издержками

Сталкиваясь с заданной рыночной ценой на свой продукт, конкурентный производитель тем самым сталкивается с необходимостью решать для себя три взаимосвязанных вопроса: 1. Следует ли вообще что-либо производить? 2. Если да, то в каком количестве? 3. Какую прибыль (или убыток) это принесет?

На первый взгляд, ответ на вопрос 1 кажется очевидным: «Производить следует, если это сулит прибыль». Но на практике дело обстоит куда сложнее. В краткосрочном периоде общие издержки фирмы делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки должны быть полностью оплачены даже в том случае, когда фирма уже прекратила свое существование. И если фирма ничего не производит, то в краткосрочном периоде она несет убытки, равные ее постоянным издержкам. Это означает, что, хотя фирма, возможно, не в состоянии получить прибыль ни при каком объеме выпуска, она все же могла бы заниматься производством, если

[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]