назад Оглавление вперед


[ Старт ] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


0

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА -ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

1редыдущие главы (20-22) вооружили нас основными инструментами анализа, без которых невозможно понять, как определяется цена и объем производства продукта. Но решения фирм о ценообразовании и объеме производства во многом различаются в зависимости от характера отрасли, в которой действуют эти фирмы. Не существует такого понятия, как «средняя» или «типичная» отрасль. Предпринимательский сектор демонстрирует едва ли не бесконечное множество различных рыночных ситуаций, и здесь не встретишь двух одинаковых отраслей. На одном полюсе мы видим единственного производителя, господствующего на рынке; на другом обнаруживаем тысячи фирм, каждая из которых обеспечивает незначительную часть совокупного предложения на конкретном рынке. Между этими крайностями располагается почти безграничное число разных рыночных структур.

ЧЕТЫРЕ МОДЕЛИ РЫНКА

Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы невыполнимой задачей. Мы ставим перед собой более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Таким образом, мы познакомимся с общим способом определения цены и объема производства, применимым к большинству типов рынка, которые характеризуют современную экономику

Экономисты различают четыре довольно несхожие ситуации на рынке: 1) чистую конкуренцию; 2) чистую монополию; 3) монополистическую конкуренцию; 4) олигополию. В таком порядке мы и рассмотрим их в этой и следующих трех главах. Эти четыре модели рынка различаются, во-первых, числом фирм в отрасли, во-вторых, тем, какая продукция производится - стандартизированная или мно-

гообразная, и, в-третьих, тем, легко ли или трудно новым фирмам вступить в отрасль.

Сейчас мы вкратце перечислим основные характеристики этих четырех моделей (см. также табл. 23-1), а в дальнейшем подробно проанализируем каждую.

1. В условиях чистой конкуренции в отрасли одновременно действует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или арахис). Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

2. На другом полюсе - чистая монополия (см. гл. 24), которая представляет собой рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (такова, например, местная энергетическая компания). Проникновение в отрасль других фирм заблокировано, так что существующая там фирма и составляет всю отрасль. Поскольку в отрасли производится только один продукт, очевид-



502

Микроэкономике товарных рынков

но, что здесь отсутствует дифференциация продукции.

3. Монополистическая конкуренция (см. гл. 25) характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят многообразные продукты (женскую обувь, мебель, книги). Дифференциация служит основой для успешного продвижения товаров на рынок и обновления ассортимента. Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией довольно просто.

4. Олигополия (см. гл. 26) отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения отдельных фирм о ценообразовании и определении объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении, устанавливая цены и планируя производство. В подобных отраслях могут выпускаться стандартизированные (например, сталь или алюминий) или многообразные продукты (автомобили и компьютеры). Как правило, вступление в олигопо-листические отрасли - дело очень сложное.

Запомните эти характеристики, они приведены в табл. 23-1; к ним придется постоянно обращаться, когда мы займемся подробным изучением каждой модели.

На наш взгляд, полезно время от времени проводить различие между свойствами чисто конку-

рентного рынка и особенностями других основных рыночных структур - чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Для облегчения таких сравнений мы будем использовать термин несовершенная конкуренция в качестве общего определения всех рыночных структур, которые отклоняются от чисто конкурентной модели рынка.

чистая конкуренция: понятие и сфера распространения

Давайте сосредоточим наше внимание на чистой конкуренции и начнем с определения.

1. Очень большое число фирм. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие огромного множества независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свои продукты на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют

2. Стандартизированный продукт. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт На конкурентном рынке продукты фирм В, С, D, Е и т.д. рассматриваются покупателем как точ-

Таблица 23-1. Характерные черты четырех основных моделей рынка

Модели рынка

Признаки

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм Тип продукта

Очень много Стандартизированный

Контроль над ценой Отсутствует

Условия вступления Очень легкие, в отрасль препятствия

отсутствуют

Неценовая конкуренция Отсутствует

Примеры

Сельское хозяйство

Много

Дифференцированный

Несколько

Стандартизированный или дифференцированный

Возможен, но в довольно Ограниченный взаимной узких рамках зависимостью,

значительной при тайном сговоре

Сравнительно легкие Существенно затруднены

Значительный упор на рекламу, товарные знаки, торговые марки и т.д.

Розничная торговля, производство одежды, обуви

Одна

Уникальная, нет близких заменителей

Значительный

Блокировано

Очень распространена, особенно при дифференциации продукта

Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бьповых электроприборов

Главным образом реклама и отношения с общественностью

Местные предприятия коммунального хозяйства



Определение цены и объема

ные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствуют основания для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

3. Принимающие цену. На чисто конкурентном рынке самостоятельным фирмам цоступен весьма незначительный контроль над ценой своего продукта. Это свойство - следствие двух предшествующих. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть общего объема продукции, что ее увеличение или уменьшение не окажет ощутимого влияния на совокупное предложение и, следовательно, цену продукта.

Допустим, в отрасли действуют 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых выпускает по 100 единиц продукта. Совокупное предложение, таким образом, составляет 1 млн единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное воздействие на совокупное предложение -точнее, общая величина предложения уменьшается с 1 млн до 999 950 единиц. Это очевидно недостаточное изменение совокупного предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции. Короче говоря, самостоятельный конкурирующий производитель выступает в роли принимающего цеиу; конкурентная фирма не в состоянии устанавливать рыночную цену, она может только приспосабливаться к ней.

Это означает, что отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть заданная величина, на которую производитель не оказывает никакого влияния. Фирма продает свой продукт по одной и той же цене как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать цену выше существующей рыночной бесполезно: покупатели ничего не купят у фирмы по цене 2,05 дол., если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт или его точный заменитель по 2 дол. за единицу. И наоборот, поскольку фирма А в состоянии продать сколько угодно своей продукции по 2 дол. за единицу, у нее нет никаких причин назначать более низкую цену, например 1,95 дол., ведь, поступи она так, это привело бы к сокращению ее прибылей.

4. Свободное вступление в отрасль и выход из нее. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых или других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Уместность.Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка - неуместное логическое упражнение.

1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки», введенные в предыдущих главах. Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

3. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.

Короче говоря, чистая конкуренция - это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение явлений реальной жизни.

Нащ анализ чистой конкуренции преследует четыре важнейшие цели. Сначала мы изучим спрос с точки зрения конкурентного продавца. Затем мы рассмотрим, как конкурентный производитель приспосабливается к рыночной цене в краткосрочном периоде. Далее, исследуем природу долгосрочных изменений и приспособлений в конкурентной отрасли. Наконец, мы дадим оценку эффективности конкурентных отраслей с точки зрения общества в целом.

СПРОС НА ПРОДУКТ КОНКУРЕНТНОГО ПРОДАВЦА

Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, отдельная фирма неспособна ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Конкурентный производитель «е иле-ет собственной ценовой политики, то есть возможности регулировать цену Он скорее может лишь приспосабливаться к рыночной цене, которую вынужден рассматривать как заданную величину, определяемую рынком. Конкурентный продавец выступает в роли принимающего цену, а не того, кто формирует цены.

Совершенно эластичный спрос

Подчеркнем особо, что кривая спроса на продукт отдельного конкурентного производителя совершенно эластична. Данные столбцов (1) и (2) табл. 23-2

[ Старт ] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]