назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [ 95 ] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


95

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ИНДИКАТОРЫ

Однш из инструментов, которыми пользуются политики для прогнозироватля будущего направления изменения реального ВВП, служит месячный индекс группы переменных, предсказывавших изменения ВВП в прошлом.

«Индекс опережающих индик:аторов снижается третий месяц подряд - еозникли опасения спада». «Индекс опережающих индикаторов снова ползет вверх». «Спад на фондовом рынкв тянет вниз индекс опережающих индикаторов». Такого рода эагоповки регупярно пояаляготся в газетах. В центре этих статей - средневзвешенный, или сводный, индекс Conference Boerd, включающий 10 экономических переменных*. Этот «индикатор» обычно растет и снижается одновременно с изменениями делового цикла. Следовательно, изменения индекса опережакхцих индикаторов обеспе чиваюг информацию о будущем направлении развития экономики и таким образом могут сократить длительность «разрыва восприятия», связанного с реализацией макроэкономической политики.

Давайте рассмотрим эти 10 klomhohbhtob индекса опережающих индикаторов с точки зрения прогноза сокращения ВВП, помня о том, что их изменения в протиеоположном направпении будут предсказывать прирост ВВП.

1. Средняя продолжительность рабочей недели. Сокращение средней продолжитепьности рабочей не-депи производственных рабочих в обрабатывающих отраслях ук:азывает иа уменьшение е будущем обьема выпуска продукции обрабатывающей промышпенности и ВВП.

г. Первичные заявки на получение пособий по безработице. Увеличение числа первичных заявок на по~ луненив пособий по безработице связано с падением уровня занятости и, спедоватвпьно, сокращением производства.

3. Новые заказы на поставку потребительских товаров. Сокращение числа заказов, подученных про-изводитепями на поставку потребительских товаров, предшествует сокращению будущего произеодства. то есть ВВП.

4. Оптовая торговле. Хотя это и заучит нескопько парадоксально, но улучшение деятельности оптовых торгое-цве по своевременному снабжению покупателей спужит свидетельством сокращающегося спроса со стороны бизнеса и потенциального падения ВВП.

5. Контракты и заказы на новые машины и оборудование. Сокращение обьема заказов на производственное оборудование и другие инвестиционные товары означает уменьшение в будущем совокупного спроса и ВВП.

G. Лицензий на строительство яиплья. Сокращение числа полученных лицензий на строитвпьство нового жилья предсказывает будущее уменьшение инвестиций и, спедо-вательно, очевидную вероятность снижения ВВП.

* Conference Board - частная неприбыльная исследовательская группа, членами которой являются S700 корпораций и других чйенов из 60 стран.

7. Цены на фондовом рынке. Падение цен на акции часто является отражением ожидаемого сокращения объема продаж корпораций и снижения их прибылей. Более того, падение цен на акции снижает благосостояние потребителей, побуждая их сокращать свои расходы. Кроме того, заниженная рыночная стоимость акций делает менее привлекательным для фирм выпуск новых акций как средства привлечения капитала дпя инвестиций. Следовательно, снижение цен на акции может вызвать падение совокупного слро-св и ВВП.

8. Предложение денег. Сокращение предложения денег (денежной массы] обычно связано с падением ВВП. (Компоненты предложения денег и их ропь в макроэкономике являются предметом глав 13-15.)

9. Разброс процентных ставок. Рост краткосрочной номинальной процентной ставки, как правило, отражает монетарную политику, направленную на замедление экономики. Меры этой политики окезываюг значительно меньшее впияние на долгосрочные процентные ставки, которые оказываются выше краткосрочных. Поэтому меньшая разница между краткосрочными И долгосрочными процентным и ставками предполагает провадение жесткой монетарной политики и погенциапьно неправлена на сокращение ВВП.

10. Потребительские ожидания. Ослабление уверенности потребителей, которое отражается в индексе потребительских ожиданий, предвещает сокращение потребительских расходов и поспвдующее падение внутреннего производства.

Необходимо отметить, что ни один из этих факторов в отдельности не может надежно предсказать будущее развитие экономики. Бывают месяцы, когда, например, один или два из Этих индикаторов снижаются, в то время как все остальные растут. Скорее, изменения средневзвешенного, или сводного, индекса, состоящего из всех 10 компонентов, давали в прошпом предварительные сведения о направлении изменений ВВП. Принято Считать, что если на протяжении трех месяцав подряд происходит падение или повышение данного индекса, то вся экономика вскоре будвт развиваться в том же направлении.

Хотя сводный индвкс во многих случаях совершенно правильно предупреждал о колебаниях экономики, он вовсе не безупречен. Временами индекс девал ложные предсказания о спадах, которые так и не сбывались. В других случаях спады так скоро следовали за изменением в направлении движения индекса, что у политических деятелей не хватапо времени, чтобы воспользоваться «предварительным» сообщением. Бопее того, порой структурные изменения Экономики приводили к тому, что существующий индекс не срабатывай, и вызывали необходимость его пересмотра.

С учетом этих оговорок индекс опережающих индикаторов лучше всего рассматривать как полезный, но не абсолютно надежный информационный инструмент, который власти допжны использовать с большой осторожностью при оп-раделении макроэкономической политики.



Экономисты признают, что фискальная политика -особенно изменение налогов - может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на воздействие фискальной политики.

Допустим, что на рис. 12-8 совокупный спрос и совокупное предложение представлены соответственно кривыми AD, и AS\, так что равновесный ВВП находится в точке при уровне цен Р,. Предположим также, что уровень безработицы в точке правительство сочло слишком высоким и поэтому прибегло к стимулирующей фискальной политике п форме снижения налогои. Воздействие такой меры на спрос состоит в увеличении совокупного спроса ADi до, скажем, AD2. Этот сдвиг повышает величину реального ВВП до ft, а также ведет к росту цен до

Как снижение налогов может повлиять на величину совокупного гтредложения? Некоторые экономисты - так называемые сторонники экономики предложения - убеждены, что снижение налогов ведет к сдвигу кривой совокупного предложения вправо. Вот какие три довода они приводят

1. Сбережения и инвестиции. Более низкие налоги увеличивают размер дохода после уплаты налогов и таким образом увеличивают сбережения домохозяйств. Точно так же снижение налогов на бизнес повышает рентабельность инвестиций. Короче говоря, снижение налогов унеличивает объемы сбережений и инвестиций, увеличивая тем самым норму накопления капитала. Таким образом, масштабы «национальной фабрики» - производственных мощностей - возрастают более быстрыми темпами, чем прежде. <--Г - a-Jri i-in п:,-у,,.1

2. Стимулы к труду. Снижение личного подоходного налога увеличивает также посленалоговую величину заработной платы труда и, следовательно, усиливает стимулы к труду. Многие из тех, кто все еще не входит в состав рабочей силы, будут стремиться предложить свои услуги при более высокой зарплате после уплаты Haj№roB. Те же, кто уже входит в состав рабочей силы, согласятся на более про-

должительную рабочую неделю и сокращение отпусков.

3. Готовность к риску. Снижение ставок налога -это также хороший импульс для тех, кто берет на себя риск. Частные лица и предприниматели с гораздо большей готовностью станут рисковать своими усилиями и финансовым капиталом, внедряя новые производственные технологии и новые продукты, если сниженные налоговые ставки обещают им в будущем более высокую посленалоговую отдачу.

Короче говоря, снижение налогов переместит кривую совокупного спроса вправо - от AS, до AS- иа рис. 12-8, что снизит инфляцию и обеспечит дальнейший рост реального ВВП.

Сторонники экономики предложения признают также, что снижение налоговых ставок не обязательно должно приводить к сокращению налоговых поступлений, В действительности они говорят, что снижение налоговых ставок, способствуя значительному увеличению объема производства и дохода, может даже повлечь за собой рост налоговых поступлений. Эта расширившаяся налоговая база способна обеспечить рост налоговых поступлений даже при более низких ставках. (В то время как, согласно широко распространенным взглядам, снижение налоговых ставок приводит к сокращению налоговых поступлений и росту дефицита бюджета.)

Распространенный скептицизм. Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанным вьЕше постведствиям снижения налогов и трактовке экономики предложения, особенно принимая во внимание опыт применения этой концепции в 80-х годах. Во-первых, критики считают, что ожидаемое позитивное воздействие снижения налогов на стимулы, сбережения и инвестиции, а также готовность к риску на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники экономики предложения. Во-вторых, любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо носят долгосрочный характер, то есть занимают длительное время, тогда как воздействие на спрос проявляется в экономике практически сразу.

РЕЗЮМЕ

1, Ответственность правительства за достижение и поддержание полной занятости закреплена в Законе о занятости 1946 г Для помощи президенту в проведении политики, направленной на реализацию целей этого закона, был создан Совет экономических консультантов (СЭК).

2. Увеличение государственных расходов вызывает рост совокупного спроса и равновесного ВВП, а сокращение этих расходов ведет к противоположным результатам. Повышение налогов вызывает со-

кращение, а с[1ижение налогов - увеличение совокупного спроса и равновесного ВВП. Следовательно, фискальная политика, ориентированная на рост государственных расходов и снижение налогов, то есть на создание бюджетного дефицита, подходит для борьбы с экономическим спадом. А такие меры, как сокращение государственных расходов и повышение налогов, то есть формирование бюджетного избытка, являются элементами фискальной политики, пригодной для устранения инфляции спроса.



274 3. Достигнутая автоматически стаОильность связана с тем, что чистые начоговые поступления изменяются пропорционально уровню ВВП. В периоды спада Б государственном бюджете автоматически формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику; в периоды подъема в бюджете автоматически образуется антиинфляционный избыток. Встроенный стабилизатор сглаживает, но не устраняет нежелательные изменения ВВП.

4. Фактическийдефицит бюджета состоит из двух элементов; структурного дефицита {если таковой имеется) и циклического дефицита (если таковой имеется). Структурный дефицит, также известный под названием дефицита при полной занятости ресурсов, - это часть фактического дефицита, который бы наблюдался в экономике, если бы в ней использовались все имеющиеся ресурсы. Циклический дефицит - часть фактического дефицита, который возникает тогда, когда реальный ВВП оказывается меньше ВВП при полной занятости ресурсов.

5. Бюджет при полной занятости, или стандартизованный бюджет, показывает, каким был бы дефицит или избыток федерального бюджета, если бы экономика в течение года функционировала в условиях полной занятости. Изменения в дефиците или профиците бюджета при полной занятости, который также называется структурным дефицитом или профицитом, - намного более значимый показатель ориентации фискальной политики правительства -

стимулирующая, неитратьная или сдерживающая. Перемены в размере дефицита или профицита фактического бюджета гораздо менее значимы, поскольку эти показатели зависят только от состояния экономики.

6. Принятие и последующая реализация соответствующей фискальной политики сопряжены с некоторыми вопросами и проблемами. 1-[аиболее важные из них следующие: а) возможно ли сделать выработку и реализацию фискальной политики более своевременными, чтобы обеспечить ее максимальную эффективность в сглаживании экономических колебаний; б) может ли общество рассчитывать на то, что Конгресс принимает фискальную политику, которая соответствует экономической ситуации; в) стимулирующая фискальная политика может быть неэффективной, если сокращает частные инвестиционные расходы; г) положительное воздействие стимулирующей фискальной политики может быть отчасти поглощено инфляцией; д) фискальная политика может оказаться неэффективной или неподходящей в результате непредвиденных событий в мировой экономике. Кроме того, фискальная политика может ускорить изменения валютных к)-сов, что ослабляет эффект этой политики; е) сторонники экономики предложения утверждают, что традиционная фискальная политика не в состоянии учитывать воздействие изменения налогов на совокупное пред,чожение.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Закон о занятости 1946 г. (Employment Act of 1946) Экономический совет при Президенте (СЕЛ}

(Council of Economic Advisers) Дискреционная фискальная политика

(discretionary fiscal policy) Стиму.чнрующая фискальная политика

(expansionary fiscal policy) Бюджетный дефицит (budget deficit) Сдерживающая фискальная политика

(contractionary fiscal policy) Бюджетный избыток (профицит) (budget surplus) Встроенный стабилизатор (built-in stabilizer) Прогрессивная налоговая система

(progressive tax system)

Пропорциональная налоговая система

(proportional tax system) Регрессивная налоговая система

(regressive tax system) Фактический бюджет (actual budget) Циклический дефицит (cyclical deficit) Бюджет при по.тной занятости

(full-employment budget) Структурный дефицит (structural deficit) Политический деловой цикл (political business cycle) Эффект вытеснения (crowding-out effect) Эффект чистого экспорта (net export effect) Фискальная политика, ориентированная

на предложение (supply-side fiscal policy)

ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Какова основная цель Закона о занятости 1946 г.? Какова роль Экономического совета при Президенте США (СЕА) в свете этого закона?

2. Ключевой вопрос. Предположим, что гипотетическая экономика, где ПСП равна 0,8, переживает глубокий спад. На сколько следует увеличить го-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [ 95 ] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]