назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [ 92 ] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


92

ционном уровне дохода ВВП, автоматически формируется сдерживающий бюджетный излишек.

Прогрессивная налоговая система. Рисунок 12-3 отчетливо демонстрирует, что величина автоматически возникающих бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и достигнутая стабильность зависят от восприимчивости налогов к изменениям уровня ВВП. Если налоговые поступления стремительно меняются вслед за изменениями ВВП, то наклон линии Т на рисунке будет крутым и вертикальный отрезок между Ги ff, то есть размер дефицитов или излишков, большим. Если же при изменении уровня ВВП налоговые поступления меняются очень мало, то наклон линии будет пологим, а достигнутая автоматически стабильность - незначительной.

Наююн линии 7" на рис. 12-3 зависит от характера действующей налоговой системы. При прогрессивной налоговой системе средняя налоговая ставка (= налоговые поступления/ВВП) повышается од-нопремйнно с ВВП. При пропорциональной налоговой системе средняя налоговая стайка остается неизменной по мере возрастания ВВП; при регрессивной налоговой системе средняя налоговая ставка понижается с ростом ВВП. При прогрессивной налоговой системе кривая налогов Т будет самой круто восходящей вверх из всех трех. Однако налоги бу-д>т расти с ростом ВВП как при прогрессивной, так и при пропорциональной системе налогов, а при регрессивной системе они могут возрастать, уменьшаться или оставаться неизменными по мере роста ВВП, Но вы должнь[ понять следующее: чем прогрессивнее налоговая система, тем больше степень достигнутой встроенной стабильности экономики.

Изменения в государственной политике или законодательстве, которые определяют прогрессивность налоговой системы, оказывают втияние на степень достигнутой автоматически етабильности. Например, в 1993 г администрация Ктинтона повысила высшую предельную ставку личного подоходного налога с 31 до 39,6%, а ставку налога на прибыль корпораций на один процентный пункт - до 35%, Это повышение налоговых ставок в целом усилило прогрессивность налоговой системы, несколько укрепив достигнутую автоматически стабильность эконо.мики.

Встроенная экономическая стабильность, обеспечиваемая ндг10говой системой, смягчает остроту колебаний в рамках деловых циклов. Однако встроенные стабилизаторы способны лишь уменьшить, но ие устранить крупные изменения равновесного ВВП. Поэтому для преодоления инфляции или экономических спадов, если эти явления приобретают сколько-нибудь существенные масштабы, от правительства могут потребоваться дискреционные фискальные меры, то есть изменение налоговых ставок или величины государственных расходов.

Реальный бюджет и бюджет при полной занятости

Предположим, нам удалось достигнуть автоматической встроенной стабильности экономики, поскольку изменение величины налоговых поступлений находится в прямой зависимости от ВВП. Однако этот автоматически достигнутый избыток или дефицит текущего, или фаЕстического, бюджета в любом конкретном году не свидетельствует о характере самой фискальной политики правительства, и мы не можем судить о том, какая она - стимулирующая, нейтральная или сдерживающая. И вот почему. Допустим, что экономика находится на уровне полной занятости при ВВП (рис. 12-4). Но отметим, что между кривой правительственных расходов Си кривой налогов Т находится фактический бюджетный дефицит, который представлен вертикальным отрезком аЬ. Теперь представим себе, что инвестиционные расходы сократились, вызвав спад производства до уровня ВВП,. Предположим, что правительство не принимает никаких дискреционных мер. Поэтому линии G и достаются в том положении, которое показано на графике. По мере продвижения экономики к ВВПг налоговые поступления сокращаются и, если государственные расходы остаются неизменными, дефицит возрастет от аЬ (= ed) до ее, то есть на величину dc. «Добавленный» дефицит dc называется циклическим дефицитом, поскольку он связан с экономическим циклом и не является результатом определенных антици[счических фискальных мер правительства, а скорее - побочным продуктом фискального бездействия в тот период, когда экономика скатывалась к спаду.

Заметьте, чтобы на рис. 12-4 найти фактическое значение дефицита ее за год 2, мы должны знать, где располагаются кривые G и Т, я также конкретный уровень ВВП. Мы, однако, таким образом не сможем оценить правительственной фискальной политики - в какой мере ее можно считать стимулирующей, нейтральной или сдерживающей, - если у нас будут данные только о размерах текущего дефицита или профицита бюджета. Дефицит или избыток фактического бюджета указывает не только на возможные дискреционные фискальные решения о расходах и налогах (о чем свидетельствует положение линий С и 7" на рис, 12-4), но также и на уровень ВВП (то есть фиксирует текущее положение экономики на горизонтальной оси рис. 12-4). На рис. 12-4 дефицит фактического бюджета в году 2 (ВВП,) отличается от дефицита в году 1 (ВВП/) только потому, что ВВП Б году 2 ниже, чем в году 1,

Решение проблемы. Экономисты решают эту проблему путем стандартизации бюджетных дефицитов и профицитов в разные годы делового цикла, вводя понятие «бюджет при полной занятости». Этот бюджет, который называют также стандартизованным



li it

Дефицит при ПОЛНОЙ занятости. Т

или структурный дефицит

Циклический дефицит

ВВП ввп [Год 2) (Год1)

Валовой внутренний сгродукт. ВВП

Рисунок 12-4. Дефицит при полной занятости (структурный) и ци1слический дефицит

Фаетический дефицит бюджета в любом конкретном году -это еепичина, на которую правительственные расходы превышают налоговые поступления. Дефицит состоит из дефицита при полной занятости [или структурного дефицита] и циклического дефицита. Обьем производства при полной занятости равен ВВП,: реальный дефицит - эЬ, а циклический равен нулю. В условиях спада при ВВР реальный дефицит равен ее, структура ный дефицит - ed (= ab], а циклический - dc.

(структурным) бюджетом, позволяет оценить, какой была бы структура дефицита или избытка федерального бюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости. Смысл такого действия состоит в том, чтобы получить возможность сравнить фактические государственные расходы за каждый год с государственными доходами, которые оно могло бы получить при условии, что экономика функционировала бы при полной занятости ресурсов.

Еше раз посмотрим на рис. 12-4. Дефицит при полной занятости в году 1 составит я6, что составляет реальный дефицит. В году 2 дефицит фактического бюджета в размере ее превысит дефицит при полной занятости. Эту величину циклического бюджетного дефицита de следует вычесть из реального дефицита ее для получения величины дефицита при полной занятости ed. Мы замечаем, что дефицит при полной занятости в году 2 равен дефициту в год I (ed = ab). Сравнивая между собой дефициты при полной занятости, мы понимаем, что правительство за этот период не меняло фискальную политику.

Дефицит при полной занятости также называется структурным дефицитом, поскольку он отражает взаиморасположение линий С? и Т вне зависимости от каких-либо изменений в размерах ВВП. Структурные дефициты за годы 1 и 2 на рис. 12-4 будут одинаковыми (аЬ - ed). Дискреционнная фискальная политика отражается в продуманном изменении размера дефицита при полной занятости ресурсов (структурного дефицита). Фактический бюджетный дефицит в каждом конкретном году представляет собой сумму структурного и циклического дефицитов. Поэтому изменения фактического дефицита еще не позволяют нам выяснить, стала ли бюджетная политика при этом более или менее стимулирующей или, HanpojHB, сдерживающей. Только изменения структурного дефицита (или структурного профицита) дают нам такую информацию.

Исторические сравнения. На рис. 12-5 сопоставляются бюджетный дефицит или профицит при полной занятости с фактическими колебаниями бюджета, выраженные как доля ВВП, за ряд лет начиная с i960 г (Дефицит и Профицит показаны в процентах ВВП.) В течение многих лет фактические бюджетные дефициты или профициты отличались по величине от дефицитов или профицитов бюджета при полной занятости. Подчеркнем еще раз: для того чтобы оценить дискреционную фискальную политику правительства, нужно отвлечься от фактического бюджета и проследить за изменениями бюджета при полной занятости в конкретные годы или за определенный период. К примеру, в 1965-1968 и 1981 - 1986 гг. проводилась фискальная политика, направленная на экономический рост, что нашло отражение в быстром увеличении дефицита бюджета при полной занятости. В противоположность этому фискальная политика в 1969, 1974, 1987 и 1996 гг. была сдерживающей, о чем свидетельствует существенное снижение дефицита при полной занятости.

Обратите также внимание на рис. 12-5, что после 1981 г. структурный дефицит особенно возрос. Основная доля фактического дефицита в 80-е и в начале 90-х годов сложилась не за счет циклического дефицита (который возникает в результате автоматического сокращения налоговых поступлений при ВВП ниже уровня полной занятости). Основным источником этого фактического дефицита скорее стал структурный дисбаланс между государственными расходами и налоговыми поступлениями, вызванный значительным снижением в 80-е годы налоговых ставок и одновременным увеличением государственных расходов. Типичным примером может служить 1989 г Хотя экономика в этом году достигла уровня полной занятости, структурный дефицит по-прежнему оставался весьма большим. Такая же ситуация возникла и в 1993 г

Значительный дефицит бюджета при полной занятости сохранился и в 90-х годах. В этот период



1960 1эв4 196в 1972 1976 1980 1984 13в8 1992 13ж

1982 1988 197d 1974 1s78 1982 1988 1390 1ээ4

Годы

Рисунок 18-5. Дефицит и профицит бюджета при полной занятости в США

Дефициты и профициты бюджете при полной занятости [или структурного) отличаются по своим размерам от дефицитов и излишков фвктического бюджета. Изменение резмера дефицита или профицита бюджета при полной занятости спужит бопее надежным показателем фискальной политики праеитепьства, чем фактические профициты ипи дефициты, так как по ним нельзя опреде-!\шъ, какая именно зто политика - стимупирующая, нейтрапьнан или сдерживающая.

американское правительство практически отказалось от дискреционной фискальной политики, пытаясь сократить крупный структурный дефицит. Размер этого дефицита был настолько велик, что его финансирование вызвало резкий рост реальных процентных ставок и угрожало масштабным вытеснением с рынка частных инвестиций. Ниже мы вкратце разберем ситуацию, сложившуюся в тот период. Функции по стабилизации экономики в 90-е годы практически полностью перешли к национальному центральному банку - Федералыюй резервной системе. Этот институт и проводимая им политика станут предметом нашего обсуждения в главах 15-15. {Ключевой вопрос 7.)

Как видно из раздела «Международный ракурс 12-Ь, проблема бюджетного дефицита присуща не только Соединенным Штатам.

Предлагаемые требования

к сбалансированному бюджету

За последние два десятка лет годовой бюджетный дефицит США составлял огромную сумму, что заставило некоторых лидеров Конфесса потребовать принятия конституционнной поправки, в которой было бы законодательно закреплено требование ежегодно балансировать бюджет. В наиболее край-

ней форме (без исключений) такая мера фактически ликвидировала бы дискреционную фискальную политику в качестве инструмента стабилизации экономики. В частности, это бы означало, что правительство уже не сможет формировать или увеличивать структурный дефицит бюджета и использовать его для выхода из спада или для его смягчения.

Не менее важно подчеркнуть, что строго сбалансированный бюджет требовал бы от правительства сокращения расходов или увеличения налогов именно в периоды спада. Чтобы понять, почему это так, рассмотрим кривьш на рис. 12-6. Предположим, что в год 1 экономика функционирует при полной занятости на уровне ВВПу. Кривые и С, показывают, что федеральное правительство и данном случае балансирует бюджет: налоговые поступления равны правительственным расходам при ВВПр

Теперь предположим, что в год 2 экономика начнет входить в период спада, а фактический объем ВВП, будет сокращаться. Налоговые поступления начнут автоматически также сокращаться, как показывает кривая Tj. тогда же возникнет бюджетный дефицит в размере ад. В таком случае, чтобы удовлетворить требование сбалансировать бюджет, правительство должно будет ликвидировать циклический дефицит. Оно сможет достигнуть этой цели с помощью одного из следующих методов:

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [ 92 ] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]