назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [ 91 ] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


91

их до прежнего уровня. Обычно инфляция спроса постоянно сдвигает кривую совокупного спроса вправо. Следовательно, цель фискальной полятя-кя - остановить эти сдвиги, а не восстанавливать прежний, более низкий уровень цен. Тем не менее рис. 12-2 выявляет основной принцип: сокращение государственных расходов может сдержать инфляцию спроса. Ж-- r.,ir:.m.iyp;-ini v...

Повышение налогов. Точно так же, как правительство снижает налоги для увеличения потребительских расходов, оно может прибегнуть к повышению налогов для сокращения потребительских расходов. Если ПСП в экономике составляет 0,75, как на рис. 12-2, правительство должно повысить налоги на 6,67 млрд дол,, чтобы потребление уменьшилось на 5 млрддол. При повышении налогов на 6,67 млрд дол. сбережения сократятся на 1,67 млрд дол. (ПСС 0,25 X 6,67 млрд дол.), и это сокращение сбережений по определению не является уменьшением расходов. Но повышение налогов на 6,67 млрд дол. приведет к сокращению потребительских расходов на 5 млрд дол. (ПСП 0,75 х 6,67 млрд дол.), что выражено отрезком между кривой AD и пунктирной линией слева от нее (на рис. 12-2). Благодаря эффекту мультипликатора совокупный спрос сместится влево на 20 млрд дол, при любом уровне цен (мультипликатор, равный 4x5 млрд дол.), а уровень цен упадет с до Л. Это обеспечит контроль за инфляцией спроса.

Сочетание сокращения государственных расходов и повышения налогов, дя уменьшения совокупного спроса и контроля за инфляцией правительство может прибегнуть к сочетанию сокращения государственных расходов и повышения налогов. Чтобы проверить себя, определите, почему сокращение государственных расходов на 2 млрддол, в сочетании с повышением налогов на 4 млрд дол. приведет к смещению кривой совокупного спроса от AD до ADj.

Кроме того, если вы знакомы с материалом, изложенным в главах 9 и 10, то сможете объяснить три варианта фискальной политики в свете концепции инфляционного разрыва, разработанной в модели совокупных расходов (см. рис. 10-8). Вспомните из главы И, что сдвиги кривой совокупного спроса влево соответствуют смещению кривой совокупных расходов вниз. (Ключевой вопрос 3.)

Финансирование дефицитов и ликвидация избытков

Влияние бюджетного дефицита на экономический рост зависит от источников финансирования этого дефицита. А дефляционное воздействие бюджетного избытка зависит от того, как им распорядится правительство.

Зай.мы или выпуск новых денег. Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег для его кредиторов. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае разным,

1. Заимствование. Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за привлечение финансовых средств. Этот дополнительный спрос на финансы вызовет рост процентной ставки и вытеснит некоторь!е виды частных инвестиций и чувствительных к уровню процента потребительских расходов. Сокращение частнь!х расходов сужает стимулирующее воздействие государственных дефицитных расходов.

2. Создание денег. Если государственные расходь: дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, вытеснения частных инвестиций можно избежать. ФeдepaJьныe расходы могут возрастать, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Создание новых денег представляет собой более благоприятный для экономического роста способ финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

Погашение долга или бездействующий бюджетный избыток. Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства таких фискальных мер, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект подобного излишка зависит от того, как правительство им распорядится,

1. Погашение долга. Поскольку федеральное правительство США имеет накопленную задолженность в размере 5,4 трлн дол., понятно, что ему приходится использовать излишек бюджетных средств для погашения долга. Используя излишек для погашения долга, правительство, однако, может снизить антиинфляционное воздействие самого факта создания им этого излишка. Для погашения долга правительство выкупает у населения часть своих долговых обязательств (облигаций). Но такой мерой правительство одновременно возвращает свой излишек от налоговых доходов назад - на денежный рынок. В результате снижаются процентные ставки и снова начинают расти частные займы и расходы. Рост частных расходов в некоторой мере позволяет нивелировать сдерживающую фискальную политику, которая привела к возникновению избытка бюджета.

2. Изъятие из обращения. Однако правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия бюджетного избытка, просто аккумулируя избыточные средства и исключив любое их дальнейшее использование. Изымая избыток из



обращения, правительство «урезает» общую покупательную способность экономики и до некоторой степени сдерживает ее. Если избыточные налоговые поступления не вливаются обратно в экономику, то тем самым исключается возможность датсьнейшего расходования даже некоторой части бюджетного избытка. Таким образом, избыточные средства не смогут оказывать инфляционного давления на экономику и ослаблять антиинфляционное воздействие сдерживающей фискальной политики. Следовательно, мы можем заключить, что полное изъятие из обращения бюджетного избытка представляет собой более сдерживающую меру по сравнению с использованием этих средств для погашения государственного долга.

Варианты политики: государственные расходы (G) или налоги (7)?

Какое из средств борьбы с экономическим спадом и инфляцией более предпочтительно - государственные расходы или налоги? Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от субъективной точки зрения на то, насколько велик государственный сектор.

«Либеральные» экономисты, которые считают, что слишком много нерешенных задач в социальной области и инфраструктуре, обычно рекомендуют увеличивать государственные расходы в периоды спада. В период 1нфляции спроса они рекомендуют увеличивать налоги. Обе меры предполагают расширение или по крайней мере сохранение существующих размеров государственного сектора.

«Консервативные» экономисты, считающие, что государственный сектор слишком велик и неэффективен, обычно выступают за снижение налогов в периоды спада и сокращение государственных расходов в периоды инфляции спроса. Обе меры направлены или на сдерживание, или на расширение государственного сектора экономики.

Дискреционной фискальной политике, направленной на стабилизацию экономики, может, таким образом, сопутствовать как расширение, так и сокращение государственного сектора.

f Закон о занятости 1 946 г. вменяет в обязанность федеральному правительству обеспечение «максимальных зонятости, производства и покупательной способности».

-♦Дискреционная фискальная политика - это целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями со стороны правительства для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

+ Правительство прибегает к стимулирующей фискальной политике, которая проявляется в смещении кривой совокупного спроса вправо, для поощрения расходов и увеличения реального объема производства. Эта политика предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или сочетание обеих мер,

4- Сдерживающая фискальная политика, которая проявляется в смещении кривой совокупного спроса влево, направлена на борьбу с инфляцией спроса. Эта политика предполагает сокращение государственных расходов, повышение налогов или сачетание обеих мер.

Воздействие фискальной политики на экономический рост ощутимее, когда бюджетный дефицит финонсируется в большей мере путем создания денег, а не путем зоимствования; сдерживающий эффект фискальной политики будет большим, когда бюджетный избыток изымается, а не когда он используется для сокращения долга. <:

НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ

Объем государственных налоговых поступлений в некоторой степени изменяется автоматически, в направлении, прямо противоположном изменению делового цикла. Это автоматическое изменение, или встроенный стабилизатор, является частью большинства налоговых систем. Мы не учитывали этот встроенный стабилизатор при анализе фискальной политики, поскольку безоговорочно предполагали, что каждому уровню ВВП соответствует определенная сумма налоговых поступлений. В действительности это не так. В реальной жизни налоговая система такова, что чистые налоговые поступления изменяются прямо пропорционально величине ВВП. (Чистый налог равен общей величине налоговых поступлений за вычетом трансфертных платежей и субсидий.) Далее мы будем использовать термин «налоги», подразумевая «чистые налоги».)

Практически все налоги приносят больше налоговых поступлений по мере роста ВВП. В частности, личный подоходный налог имеет профессивные ставки и по мере роста ВВП обеспечивает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Кроме того, с ростом ВВП и увеличением объема закупок товаров и услуг возрастают поступления от налога на прибыль корпораций, налога с оборота и акцизов. И точно так же увеличивается сбор налога на заработную плату, когда экономический рост создает новые рабочие места. Напротив, в слу-



чае сокращения ВВП налоговые поступления из всех этих источников уменьшаются.

Трансфертные платежи {или «отрицательные налоги») ведут себя прямо противоположным образом. Выплаты пособий по безработице, социальному обеспечению, субсидий фермерам - все подобного рода платежи сокращаются в периоды экономического роста и возрастают в периоды спада производства.

Автоматические, или встроенные, стабилизаторы

Рисунок 12-3 может служить хорошей иллюстрацией того, как налоговая система США достигает автоматически встроенной стабильности. Государственные расходы (G) в этой схеме считаются величиной постоянной и независимой от размера ВВП; некоторый конкретный уровень этих расходов утверждается Конгрессом. Но Конгресс we определяет /jo-вень налоговых поступлений; он определяет лишь налоговые ставки. Величина налоговых поступлений измеряется в том же HanpaBjieHHM, что и уровень ВВП, которого реально достигает экономика. Прямую зависимость налоговых поступлений от уровня ВВП отражает восходящая линия Г.

Экономический смысл. Экономический смысл этой прямой взаимосвязи налоговых поступлений и величины ВВП становится очевидным в свете двух обстоятельств:

1. Налоги сокращают расходы и совокупный спрос.

2. С точки зрения стабильности сокращение расходов желательно, когда экономика движется к инф-

ляции, и напротив, в периоды резкого падения деловой активности желательно увеличивать расходы.

Другими словами, налоговая система, изображенная на рис, 12-3, обеспечивает некоторую стабильность в экономике, автоматически вызывая изменения величины налоговых поступлений и, следовательно, изменения в государственном бюджете, которые противодействуют одновременно и инфляции, и спаду деловой активности. Встроенный стабилизатор - это любое воздействие, которое увеличивает дефицит государствешюго бюджета [или сокращает его избыток) в периоды спада и увеличивает его избыток (или уменьшает дефицит) в периоды инфляции без каких-либо специальных шагов со стороны политиков. На рис. 12-3 показано, какими именно средствами достигается такой результат в американской налоговой системе.

С ростом ВВП в периоды процветания налоговые поступления автоматически возрастают и, поскольку они сокращают расходы, сдерживают экономический подъем. Иными словами, по мере продвижения экономики к более высокому уровню ВВП налоговые поступления автоматически увеличиваются и способствуют ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка.

Напротив, когда ВВП сокращается в периоды спада, налоговые поступления автоматически уытъ-шаются, что ведет к росту расходов и тем самым к смягчению экономического спада. То есть с понижением уровня ВВП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет о: излишка к дефициту. Из рис. 12-3 видно, что при низком уровне дохода ВВП, автоматически создается благоприятный для экономического роста бюджетный дефицит; а на высоком и, возможно, инфля-

Рисунок 12-3. Встроенная стабильность

Обьем налоговых поступлений \Т] изменяется прямо пропорционально величине ВВП, а государственные расходы [G] считаются независимыми от динамики ВВП, Когда производство входит в фазу спада, автоматически образуется дефицит, что помогает преодолеть спад. Напротив, бюджетный избыток, автоматически еоэни-каюцдмй в периоды экономического роста, содействует преодолввиго возможной инфляции.

Валовой внутренний продукт, ВВП

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [ 91 ] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]