назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [ 90 ] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


90

закрепило в законе меру своей ответственности за обеспечение экономической стабильности. Закои о занятости 1946 г. гласит: j::!;:?;

«Настоящим Конфесс США заявляет, что в сферу постоянно обновляемых политических задач и ответственности федерального правительства входит использование всех доступных средств, согласующихся с его общими целями и обязательствами и другими важнейщими аспектами национальной политики, с помошью и во взаимодействии с промышленностью, сельским хозяйством, профсоюзами, правительствами штатов и местными исполнительными органами, для координации и направления всех своих планов, функций и ресурсов на то, чтобы создавать и поддерживать условия, при которых будут обеспечены общественно полезные возможности занятости, включая самозанятость, для тех, кто способен, желает работать и ищет работу, и обеспечивать максимальную занятость, производство и покупательную способность».

Закон о занятости 1946 г представляет собой важную веху в американском социально-экономическом законодательстве, поскольку он закрепляет обязанность федерального правительства предпринимать меры, используя денежную и фискальную политику, для поддержания экономической стабильности.

Экономический совет при Президенте и Объединенный экономический комитет. Ответственность за реализацию целей закона лежит на исполнительной власти. Президент США обязан представлять ежегодный доклад о текущем состоянии экономики, в котором формулируются политические рекомендации по экономической стабилизации. В соответствии с этим законом были также созданы Экономический совет при Президенте {СЕА), призванный оказывать помощь и давать рекомендации президенту по экономическим вопросам, и Объединенный экономический комитет (JEQ Конгресса США, который рассматривает широкий круг экономических проблем общенационального значения. В качестве советчика президенту и «разведывательного подразделения в вечной войне против экономического цикла» СЭК и его аппарат собирают и анализируют экономическую информацию и используют ее, во-первых, для составления прогнозов; во-вторых, для формулирования программ и выработки политики, направленных на реализацию Закона о занятости; в-третьих, для оповещения президента, Конфесса и широкой q6-щественности о проблемах и мерах, имеющих откб-, шение к состоянию национальной экономики.

ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое Конгрессом для

изменения реального ВВП и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста. Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению федерального правительства. Следовательно, это происходит не автоматически, а только с согласия Конгресса.

Для простоты мы исходим из допущения, что государственные закупки не увеличивают и не сокращают частные расходы. Кроме того, мы пред-, полагаем, что фискальная политика оказывает влияние только на совокупный спрос; она никак - ни намеренно, ми случайно ~ не воздействует на совокупное предложение. Оба допущения отпадут, когда мы будем анализировать сложности реальной экономики и недостатки дискреционной фискальной политики, или просто фискальной политики.

Сначала мы рассмотрим фискальную политику в двух ситуациях: в период спада и при инфляции спроса.

Стимулирующая фискольная политика

В период спада возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике. Рассмотрим рис. 12-1, где мы предполагаем, что резкое снижение инвестиционных расходов привело к смешению кривой совокупного спроса в экономике от AD до у4Л. (Пока не обращайте внимание на стрелки и нисходящую пунктирную линию.) Возможно, перспективы получения прибылей от инвестиционных проектов стали более туманными, поэтому инвестиционные расходы и совокупный спрос значительно сократились. В результате этого реальный ВВП уменьшился с 505 млрддол. ~ величины, близкой к уровню производства при полной занятости, ~ до 485 млрддол. Это падение реального производства на 20 млрддол. сопровождалось ростом безработицы, поскольку для производства меньшего объема продукиии требуется меньше рабочей силы. Такая экономика находится в фазе спада с сопутствующей ему циклической безработицей.

Что в этих обстоятельствах должно предпринять федеральное правительство, чтобы оздоровить экономику? У него есть три основные возможности проведения фискальной политики: 1) увеличение государственных расходов; 2) сокращение налогов; 3) сочетание первых двух вариантов. Если федеральный бюджет сбалансирован, то фискальная политика в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, то есть на превышение государственных расходов над налоговыми поступлениями.

Увеличение государственных расходов. При прочих равных условиях увеличение государственных рас-



\ Исходное увеличение расходов

j / на 5 млрд дол.

\ \\ }

) \\ \ 1

Итоговое увеличение

совокугногоспроса

нагОшрядол.

) 1 ADi AD,

ВВП,

Реальный ВВП [в млрддол.)

Рисунок 12-1. Стимулирующая фискальная политика

Стимулирующая фискальная политика, представленная здесь, направлена на увепичение государственных расходовали уменьшение налогов в целях выведения экономики из состояния спада, В экономике при ПСП = 0,75 увели-яение государственных расходов на 5 млрд дол, или уменьшение личных нелогов на 6,67 млрд доп, (равно первоначальному увеличению потребления на 5 млрд доп.) приводит к возрастанию совокупного спроса от ДО до пунктирной криаой. Мультипликатор затем увеличивает первоначальные расходы до ADt Поэтому реальный ВВП возрастает на искомые 20 млрд дол.

ходов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо от ADj до AD как показано на рис. 12-1. Чтобы понять, почему это происходит, предположим, что для ослабления спада правительство выделяет дополнительные 5 млрддол. на строительство шоссейных дорог, систем спутниковой связи и федератьных тюрем. Мы представляем эти дополнительные 5 млрд дол. государственных расходов горизонтальным отрезком между AD и пунктирной кривой, расположенной справа от ADj. При любом уровне цен реальный объем производимого продукта, на который предъявлен спрос (величина спроса), становится на 5 млрд дол. больше, чем до увеличения государственных расходов.

Но кривая совокупного спроса смещается вправо до ADj, то есть спрос увеличивается больше чем на 5 млрд дол. дополнительных государственных расходов. Это происходит потому, что эффект мультипликатора приумножает первоначальное изменение спроса с каждым следующим цикло.м новых потребительских расходов. Если ПСП в экономике составляет 0,75, то простой мультипликатор равен 4. Кривая совокупного спроса сдвигается вправо на расстояние, в 4 раза превышающее длину отрезка, который представляет увеличение государственных расходов на 5 млрддол. Данное увеличение совокупного спроса происходит в пределах горизонтального отрезка кривой совокупного предложения, поэтому мультипликатор действует в полную силу и реальный объем производства возрастает в 4 раза. За.метьте, что реальный объем производства увеличился до 505 млрддол., то есть возрос на 20 млрд дол. по сравнению с уровнем в 485 млрд дал., наблюдавшимся во время спада. Одновременно сокращается безработица, так как фирмы вновь нанимают работников, уволенных в период спада.

Снижение налогов. Есть и альтернативный путь: зля того чтобы кривая совокупного спроса сдвинулась вправо от ADj до ADj, правительство может снизить налоги. Предположим, правительство сократило личный подоходный налог на 6,67 млрддол., в результате чего располагаемый доход увеличился на такую же величину. Потребление возрастет на 5 млрддол. (= ПСП 0,75 X 6,67 млрд дол.), а сбережения увеличатся на 1,67 млрд дол. (= ПСС 0,25 х 6,67 млрд дол.). В данном случае горизонтальный отрезок между D, и пунктирной кривой на рис. 12-1 представляет исходное увеличение потребительски?; расходов, равное 5 млрд дол. Мы опять говорим о «первоначальном», шш «исходном», увеличении потребительских расходов, потому чго благодаря эффекту мультипликатора оно возрастает в последующих циклах расходов. Кривая совокупного спроса сдвинется вправо на величину, в 4 раза превышающую перво-нача.чьное увеличение потребления на 5 млрд дол., обусловленное снижением налогов. Реальный ВВП возрастет на 20 млрд дол. - с 485 млрд до 505 млрд дол., а это означает, что мультипликатор равен 4. Соответственно увеличится и занятость.

Несомненно, вы заметили, что для одинакового сдвига кривой совокупного спроса вправо снижать налоги надо на ббльшую сумму, чем увеличивать государственные расходы. Это объясняется тем, что какая-то доля сокращения налогов вызывает увеличение сбережений, а не погребления. Чтобы увеличить переоначалыюе потребление на определенную сумму, правительство должно снизить налоги иа величину, превышающую эту сумму. При ПСП, равной 0,75, для будущего увеличения потребления на 5 млрд дол. налоги должны быть сокращены на 6,67 млрддол., поскольку 1,67 млрддол. идет на сбережения (а не на потребление). Если бы ПСП со-



ставляла, скажем, U,b, то для первоначального увеличения потребления на 5 млрд дол. налоги надо было бы сократить на S,33 млрд дол. Чем меньше величина ПСП, тем большее снижение налогов требуется для того, чтобы добиться определенного увеличения потребления и определенного сдвига кривой совокупного спроса.

Сочетание увеличения государственных расходов и снижения налогов. Правительство может одновременно увеличивать государственные расходы и сокращать налоги, чтобы вызвать желаемый перво-начальнь!Й рост расходов и в конечном счете увеличить совокупный спрос и реальный ВВП. В экономике, представленной на рис. 12-1, государство могло бы увеличить свои расходы на 1,25 млрд дол. и в то же время снизить налоги на 5 млрд дол. Удостоверьтесь в том, что такое сочетание приведет к искомому результату - первоначальному увеличению расходов на 5 млрд дол.

Если вы знакомы с материалом, ипоженным в главах 9 и 10, рассмотрите три возможных варианта фискальной политики в свете анализа рецессионного разрыва, связанного с моделью совокупных расходов (рис. 10-8). Вспомните также из главы 11, что сдвиг кривой совокупного спроса вправо непосредственно связан со смещением кривой совокупных расходов вверх. (Юшчевой вопрос 2.)

Сдерживающоя фискальная политика

Когда возникает инфляция спроса, для контроля за ней необходима ограничительная, или сдерживающая, фискальная политика. Рисунок 12-2 привлекает наше внимание к вертикальному отрезку кривой совокупного предложения. Предположим, что сдвиг

кривой совокупного спроса от ADj до на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения повысил уровень цен с Л до Р. (Пока не обращайте внимания на указывающие влево стрелки и пунктирную линию.) Это увеличение совокупного спроса может быть, например, результатом резкого роста инвестиционных расходов или чистого экспорта. Если правительство собирается контролировать инфляцию, то его фискальные меры должны носить совершенно иной характер по сравнению с теми, которые оно применяло для борьбы со спадом. В подобном случае правительство может: 1) сократить государственные расходы; 2) повысить налоги; 3) использовать два первых варианта в сочетании. Когда экономика сталкивается с инфляцией спроса, фискальная политика должна быть направлена на создание бюджетного избытка (профицита), то есть на превышение налоговых поступлений над государственными расходами.

Сокращение государственных расходов. Правительство может сократить свои расходы для замедления темпов или полной ликвидации инфляции, что изображено на рис. 12-2, где горизонтальный отрезок между AD и пунктирной линией указывает на сокращение государственных расходов на 5 млрд дол. Это уменьшение расходов сместит кривую совокупного спроса влево от AD, до AD,, если процесс действия мультипликатора будет завершен. При условии, что иены обладают гибкостью к понижению, они возвратятся на уровень Л, то есть на уровень до начала инфляции. Реальный объем производства останется на уровне максима-чьных производственных возможностей - 515 млрддол.

В реальной экономике цены «устойчивы» к понижению, поэтому, чтобы сдержать инфляцию, надо помешать росту уровня цен, а не пытаться снижать

Рисунок 12-2.

Сдерживающая фискальная политика

Сдерживающая фискальная политика, представленная графически, опирается на сокращение госудерственных ресходов или на сдерживание инфляции спроса с помощью увепичения непогов. В экономике с ПСП, равным 0,75, уменьшение государственных расходов на 5 млрд дол, или повышение налогов на 6,67 млрд дол. (= первоначальному сокращению потребления на 5 мпрд доп.) смещает кривую совокупного спроса с ADi до пунктирной кривой. Эффект мульти-пликетора затем смещает кривую еще левее, ближе к AOs- Общее сокращение совокупного спроса сдерживает инфляцию спроса.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [ 90 ] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]