назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [ 86 ] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


86

РАВНОВЕСИЕ: РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА И УРОВЕНЬ ЦЕН

В главе 3 мы видели, что пересечение кривых спроса на данный продукт и его предложения определяет равновесную цену и равновесный объем производства. То же демонстрируют рис. 11-7 (Кпочевой график): пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем внутреннего продукта.

На рис. 11-7а, где кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на ее промежуточном отрезке, равновесный уровень цен и равно[юсньп"1 реаг1ьнь[й объем производства обозначены Р, и 0, соответственно. Для того чтобы показать, почему Р,, представляет собой равновесную цену, а (), ~ равновесньпт реальный объем производства, предположим, что уровень цен соответствует точке Р,, а не Р. Кривая совокупного предложения показывает, что уровень цен Р побуждает фирмы производить реальнь[й продукт в объеме не свьЩ1е Q,. А какой объем реального продукта готовы приобрести внутренние потребители, фирмы и правительство, а также иностранные покупатели при уровне пен Р,? Кривая совокупного спроса показывает, что этот

стно доказывают, что, способствуя повышению эффективности и уменьшая объем канцелярской работы, присуще!! масштабному регулированию, дерегулирование снизит производственные издержки на единицу продукции. При этом кривая совокупного предложения сместится вправо. И наоборот, усиление регулирования приведет к повьппению издержек производства и сокращению совокупного предложения.

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ П-2

•♦ Кривая совокупного предложения состоит из трех отдельных отрезков: горизонтального, восходящего промежуточного и вертикального.

На промежуточном отрезке издержки производства на единицу продукции, а следовательно, и уровень цен повышаются по мере приближения производства к уровню полной занятости (или превышения этого уровня).

Изменение издержек производства на единицу продукции под воздействием определенных факторов (рис. 11-6), помимо изменений объема производства, приводит к смещению кривой совокупного предложения.

♦ Увеличение совокупного предложения приводит к сдвигу кривой вправо, а сокращение - влево.

объем равен 0,. Конкуренция среди покупателей, которым при таком уровне спроса доступен реальньпт продукт в объеме лишь 0,, взвинтит уровень пен до Р,.

Как показывают стрелки на рис. 11-7а, повьнпе-ние уровня цен с до Р, заставит производителей увеличить объем производства с 0, до 0,., а потребителей - уменьшить объем своих покупок с до 0,. Когда реальные объемы произведенного и купленного продукта сравняются, как это происходит на уровне Р, в экономике настугшт равновесие.

На рис. 11-76 кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного пpeiUIOжeния на горизонтальном отрезке. В этом случае уровень цен не играет никакой роли в фopифoвaHlи равновесного реального объема производства. Чтобы понять, поче.му это происходит, сначала отметим, что на рис. 11-76 равновесная цена и равновесньнт реальньпт объем производства обозначень[ Р, и Q.. Если предИфинимательскии сектор про[гя!едет боль-шин объем продукта, например им не удастся полностью его продать. Совокугнюго спроса Ht хватит, чтобы скупить иа рынке весь iTOT обьем продукта. Столк[увшнсь с [1ежс.тательны\н1 .итаса.чн! TOBapo[i, фирмы сократят [1роиз[юдство до равновесного уровня (что [юказано стре.ткоп, па[[рав-ленной влево), [i рынок опустеет.

И наоборот, СС.И1 фирмь[ [тропзведут продукт [5 o6beNre ли[пь пх товарнь[е за[1ась[ быстро истощатся, потому что объем востребованного спроса 0,, превысит объем производства. В ответ на это фирмы расширят производство, и объем произведенного продукта увеличится до равновесного уровня, что показано стрелкой, направленной вправо: объем вь[пуска увел[1чится с Q, до равновесного уровня Ц,.

ИЗМЕНЕНИЯ РАВНОВЕСНОГО СОСТОЯНИЯ

Теперь давайте разберемся, как с.\ге[цен[1е кривых совокупного спроса и совокупного предложения влияет на реальный объем пронз[юлства и уровень це[1.

Смещение кривой совокупного спроса

Предположим, что до.мохозяйства. фирмь[ и npaiui-тельство решили увелпч[пь свои расходь[. Это вызовет смещение кривой совокупного спроса вправо. В нашем перечне детерминант со[юкуппого спроса (рис. 11-3) указань[ некоторые возможнь[е причины такого смещения. Например, потребители стали более оптимистично 0[1енивать будуп1ую экoиoп1чecкчo конъю[жтуру Эт[1 радужнь[е ожи-да[[пя \iorvT бь[ть связань[ с новыкп! технологпчсс-



КЛЮЧЕВОЙ ГРАФИК

-----?КХ

1 1

1 \.

1 до

реальный внутренний продукт, ввп

Рисунок 11-7.

а] равновесие на промежуточном

отрезке кривой совокупного предложения

1 "2 реальный внутренний продукт, ввп

б) равновесие на горизонтальном

отрезке кривой совокупного предложения

Равновесный уровень цен и равновесный реальный ВВП

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства. На рис, а кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на промежуточном отрезке, где возможно изменение уровня цен, что исключает перепроизводство или дефицит товаров; на рис. б кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на горизонтальном отрезке, где движение к равновесному реальному объему производства не сопровождается изменением уровня цен.

Быстрый тест 11-7

1. Кривая AD будет нисходящей, поскольку:

а) с ростом ВВП сокращаются издержки на производство единицы продукции;

б) действуют эффекты дохода и замещения;

в) изменение параметров детерминант кривой AD влияет на объем востребованного реального ВВП при каждом уровне цен;

г) снижение уровня цен дает толчок росту богатства (или наличных доходов), росту процентной ставки и зарубежнь[х закупок, что способствует росту востребованного реального ВВП.

2. По мере движения кривой 5" вверх на ее промежуточном участке:

а) затрать[ на производство единиць[ продукта растут с ростом объема реального ВВП в направлении полной занятости и за предель[ этого уровня;

б) действуют эффекть[ замещения и дохода;

в) изменения детерминант кривой .также влияют на объем реального ВВП, возникающего при каждом уровне цен;

г) рост уровня цен дает толчок эффекту роста богатства, процентных ставок и зарубежнь[х закупок, что способствует росту востребованного объема реального ВВП.

3. При уровне цен Р, па рис. а:

а) возникает избыток ВВП на величину (Э, за вычетом Q, что толкает цень[ вверх на уровень Р;.

б) возникает нехватка ВВП на величину за вычетом Ql, что толкает цень[ вверх па уровень Р;

в) совокупнь[й объем востребованного реального ВВП превь[шает совокупнь[й объем созданного реального ВВП;

г) экономика находится на грани «равновесной безработиць[».

4. Предположим, что объем произведсппного ВВП равен 2з, как на рис. б. Тогда мы ожидаем, что:

а) уровень цен опустится ниже Р;

б) кривая AD сместится право до пересечения с кривой .4.5" реального ВВП на уровне Q,;

в) уровень цен превь[сит Р/,

г) производственнь[е запась[ увеличатся, что заставит ко.мпании сократить объем производства до Q,.

Ответы: -j g £ ;в ;л т

кими достижениями в США, которь[е способнь[ повь[сить конкурентоспособность американских товаров как на внутреннем, так и мировом рь[нке, а следовательно, и увеличить реальнь[е доходь[ в будущем. В результате потребители могут принять ре-щение тратить больщую (сберегать меньшую) часть своих текущих доходов. Также и фирмы могут ожи-

дать, что будущая деловая конъюнктура даст возможность увеличить прибь[ли от нь[нещних инвестиций в новое оборудование. Поэтому для расширения производственнь[х мощностей они увеличат свои инвестиционнь[е расходь[ на приобретение нового оборудования и установок, связанных с новейшей технологией.



Реальный внутренний продукт, ВВП

а) Увеличение спроса на горизонтальном отрезке

о Q,

Реальный внутренний продукт, ВВП

б1 Увепичение спроса на вертикальном отрезке

Реальный внутренний продукт, ВВП

в) Увеличение спроса на промежуточном отрезке

Рисунок 11-8. Последствия увеличения совокупного спроса

Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит; а] увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке приводит к увеличению реального объема производства, но не затрагивает уровень цен; б] на вертикальном отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, но реальный объем производства не может превысить уровень полной занятости; в] увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению как реального объема производства, так и уровня цен.

Как показано на рис. 11-8, конкретнь[е последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложе-[1ИЯ - горизонтальном, промежуточном или вертикальном - находится в данньнт мо.мепт экономика.

На горизонтальном отрезке (рис. 11-8а), для которого характернь[ вь[сокий уровень безработи-ць[ и значительная недогрузка производственнь[х мошностей, расширение совокупного спроса (от AD до ADj) приведет к существенному увеличению реального объема производства (от 0, до (Э,) и занятости без повь[шения уровня цен (он останется на уровне

На вертикальном отрезке (рис. 11-86), где тру-довь[е ресурсь[ н капитат используются полностью, увеличение совокупного спроса (от AD до AD(,) окажет воздействие только на уровень цен, повь[сив его от до Р5. Реальнь[й объем производства останется на уровне

На промежуточном отрезке (рис. 11-8в) расширение совокупного спроса (от AD до AD) повлечет за собой и увеличение реального объема производства (от Q} до Q4), и повь[шение уровня иен (от Л до Р,).

Повь[шение уровня иен, связанное с увеличением совокупного спроса как на вертикальном, так и промежуточном отрезках кривой совокупного предложения (рис. 11-86. в), приводит к инфляции снроса. Это происходит, когда смещения кривой совокупного спроса «тянут за собой» вверх уровень иен. (Ключевой вопрос 4.)

Мультипликатор и изменения уровня цен

Хорошенько подумав, мь[ поймем, что реальнь[н ВВП [la рис. 11-8в не увеличивается в той же степени, как на рис. 11-8а, даже если совокупнь[й спрос возрастает на одинаковую величину. Р[1сунок 11-9, на котором фактически совмещень[ piic. II-8а, 6, по-казь[вает сдвиг кривой совокупного спроса от /1Z), до ADi по горизонтальному отрезку кривой совокупного предложения. Инь[ми словами, здесь представлена экономика в состоянии с[1ада, страдающая от из6ь[тка незагруженнь[х производственнь[х мошностей и вь[сокого уровня 6езра6отиць[. Предпринимательский сектор готов производить больший объем продукта при сложившемся уровне цен. Любое исходное изменение величинь[ расходов и вь[зван-ное им изменение совокупного спроса, усиленное действием мультипликатора, воплотится в изменении реального ВВП и уровня занятости, и при этом уровень иен останется неизменнь[м. На горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения .мультипликатор действует «в полную силу».

Если же экономика находится на промежуточном либо вертикальном отрезке кривой совокупного предложения, любое исходное изменение совокупного спроса частично или полностью поглощается инфляцией и в силу этого пе проявляется в увеличении реального объема производства и занятости. На рис. 11-9 сдвиг кривой совокупного спроса от

Преподаватели, не включившие в курс обучения главы 9 и 10, могут использовать этот раздел как удобный повод для введения понятий ПСП (МРС), ПСС (MPS), мультипликатор.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [ 86 ] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]