назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


8

ГЛАВА 1

Предмет и метод экономике

Микроэкономике

Микроэкономике изучает конкретные экономические единицы. На данном уровне анализа экономист, выражаясь фигурально, изучает под микроскопом характеристики экономической единицы или очень небольшой части экономики. В микроэкономике мы говорим об отдельно взятой отрасли, фирме или домохозяйстве. Мы измеряем цену конкретного продукта, число работников в отдельно взятой компании, доходы, прибыль конкретной фирмы или домохозяйства, расходы конкретной фирмы, государственного учреждения или семьи. Микроэкономике изучает деревья, а не лес.

Деление на макро- и микроэкономике не означает, что экономике так жестко поделена на части, что каждую тему можно отнести либо к макро-, либо к микроэкономике. Многие темы и подразделы экономике уходят корнями в обе эти сферы. Например, несмотря на то что безработица является предметом изучения макроэкономике (поскольку безработица имеет отношение к агрегированным расходам), экономисты признают, что решения, принимаемые отдельными работниками при поиске работы, а также то, как функционирует конкретный товарный рынок или рынок труда, является важным при определении уровня безработицы. {Ключевой вопрос 7.)

Позитивная и нормативная экономике

И макро-, и микроэкономике оперируют фактами, теориями и методами (политикой). И та, и другая содержит в себе элементы позитивной и нормативной Экономикс. Позитивная экономике имеет дело с фактами (отобранными на уровне выработки теории) и не допускает качественных оценок. Ее задача - сформулировать научные представления об экономическом поведении. Позитивная экономике имеет дело с фактическим состоянием экономики. Такая осно1!анная на фактах оценка является исключительно важной для качественного анализа политики.

Нормативная экономике, наоборот, предполагает качественные оценки в отношении того, какой должна быть экономика или какие именно методы следует рекомендовать, чтобы она такой стала. Нормативная экономике, наоборот, оценивает желательность отдельных аспектов экономики. Она лежит в основе методов, призванных реализовать определенную экономическую политику.

Позитивная экономике изучает то, что есть, тогда как нормативная экономике выражает субъективное мнение о том. что должно быть. Например, позитивным является утверждение: «Уровень безработицы в некоторых европейских странах пыше, чем в Соединенных Штатах, а нормативньг.м: «Европей-

ские страны должны реализовать соответствующую политику с целью снижения уровня безработицы». Позитивным является также утверждение: «При прочих равных условиях, если плата за обучение повысится, число абитуриентов в университете уменьшится», нормативным: «Плата за обучение в ymi-верситете должна быть уменьшена, чтобы больше студентов имели возможность получить образование». Всегда, когда в предложении встречаются слова «должны» и «необходимо», существует большая вероятность того, что перед вами нормативное утверждение.

Как можно себе представить, большая часть разногласий между экономистами сводится к нормативным вопросам политики, содержащим в себе элементы качественной оценки. Конечно, часто возникают разногласия относительно того, какие модели или теории дают лучшее представление об экономике или отдельных ее частях. Но большинство противоречий в сфере экономики отражает существование разных мнений или оценочных суждений о том, каким должно быть общество. {Кпоче-вой вопрос 7.)

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 1-3

♦ Макроэкономике изучает экономику в целом; сосредоточена на конкретных частях экономики.

♦ Позитивная экономике занимается констатацией фактов («что есть»). Нормативная экономике выносит оценочные суждения («что должно быть»).

ЛОВУШКИ

для ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ

Зачастую нам бывает трудно объективно рассматривать экономические вопросы, поскольку они в значительной степени затрагивают нас лично. Приведем примеры ряда наиболее часто встречающихся ловушек, которых следует избегать, чтобы успешно применить экономический подход.

Заблуждения

Большинство людей привносит в экономике множество заблуждений и предвзятых представлений. Например, можно полагать, что ко.мпанни получают избыточную прибыль пли давать деньги в долг всегда лучше, чем брать. Можно считать, что государственный сектор, конечно же, всегда менее эффективен, чем частный, или что больше государственного регулирования всегда лучше, чем меньше. Предубеждения способны затуманить голову и



Это можно проиллюстрировать на неэкономическом примере. Вы смотрите футбольный матч, и местная команда демонстрирует великолепную ифу. В состоянии эмоционального возбуждения вы вскакиваете со своего места, чтобы лучше видеть поле. Можно сделать справедливый вывод: «Если вы, индивид, смотрите стоя, вы лучше так видите». Но будет ли это утверждение справедливым также и в отношении всей группы, то есть для всех зрителей, наблюдающих ифу? Вовсе не обязательно. Если все станут смотреть игру стоя, то каждый зритель - и вы тоже - будет видеть поле так же или еще хуже, чем когда все наблюдали игру сидя!

Рассмотрим другой пример - теперь уже из области Экономикс: индивидуальный фермер, которому удалось собрать исключительно богатый урожай, должен в результате получить доход выше обычного. Но данное утверждение не может быть применимо ко всем фермерам как к группе. Высокий, или небывалый, урожай, собранный фермером, не окажет влияния на цену (не приведет к ее снижению), так как каждый фермер производит лишь очень незначительную часть общего урожая. Но для всех фермеров как группы цена понизится, если общий объем урожая увеличится. Таким образом, если все фермеры соберут необычайно высокий урожай, то обший объем сельскохозяйственной продукции увеличится, что приведет к снижению цен на урожай. Если снижение цен окажется существенным, то общий доход фермерских хозяйств может даже упасть.

Вспомните различие между макро- и микроэкономике, которое мы сделали ранее: логически ошибочные обобщения напоминают нам о том, что обобщения, которые справедливы для одного из этих уровней анализа, справедливы для других.

Нарушение причинно-следственной связи

В экономике иногда бывает трудно определить причинно-следственную связь. Две важные логические ошибки часто мешают проводить экономический анализ.

Логическая ошибка post hoc. Необходимо соблюдать осторожность, делая следующее заключение: «Поскольку событие А предшествует событию В, то А является причиной В». Этот вид ошибочного рассуждения известен из латинского изречения «post hoc, ergo propter hoc», что означает «после этого, следовательно, по причине этого».

Например, предположим, что в начале каждой весны шаман племени совершает ритуальный танец. А примерно через неделю деревья и трава покрываются зеленью. Можем ли мы на основе этого с уверенностью заключить, что событие А - танец шамана - вызвало событие В - появление весенней

помешать объективному анализу. Те, кто только начинает изучать экономике, должны быть готовы отбросить ошибочные и предвзятые представления, которые попросту не подтверждаются фактами.

Нечеткая терминология

Экономическая терминология, широко применяемая газетами и популярными журналами, иногда носит чрезмерно эмоциональный характер. Автор, а чаще представляемая им группа, имеющая особый интерес, могут иметь свои причины для пропаганды или же развенчания каких-либо идей. Высокие прибыли могут быть названы «неприличными», низкий уровень заработной платы - «эксплуататорским», а забота о собственных интересах - «жадностью». Государственные служащие могут быть названы «безмозглыми бюрократами», а те, кто поддерживает высокий уровень государственного регулирования, - «социалистами». Для того чтобы уметь беспристрастно рассматривать экономические вопросы, необходимо научиться отвергать такую терминологию или относиться к ней критически.

Определения

Некоторые термины, используемые в экономике, имеют точные научные определения, в значительной степени отличающиеся от значений, в которых эти же слова используются в повседневной речи. Вообще говоря, это не является проблемой, если все знают значения терминов и употребляют их соответственно. Например, термин «инвестиции» для среднего гражданина ассоциируется с приобретением акций или облигаций на рынке ценных бумаг, таких, как акции компании Microsoft или правительственные государственные облигации. Но для экономиста термин «инвестиции» означает капитальные вложения в реальные активы, такие, как машины и оборудование, или строительство нового здания завода, что отличается от финансовой сделки, в ходе которой происходит обмен денег на ценные бумаги.

Логически ошибочное обобщение

Другой ловушкой в экономических рассуждениях является допущение, согласно которому «то, что верно для индивидуума или части группы, обязательно верно также и для группы в целом». Это логически ошибочное обобщение, или неправильное суждение. Истинность конкретного обобщения в отношении индивидуума или части группы не обязательно означает также истинность его и в отношении группы в целом.



ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

РЕСТОРАНЫ БЫСТРОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ:

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ подход

Как экономическт подход может помочь нам понять поведение потребителей в ресторанах быстрого обслуживания?

Вы входите в ресторан быстрого обслуживания. Смотрите ли вы сразу, какая очередь будет двигаться быстрее других? Что вы делаете, когда стоите в середине длинной очереди и открывается новое окно раздачи? Приходилось ли вам зайти в ресторан быстрого обслуживания, увидеть длинную очередь и уйти? Раздражало ли вас когда-нибудь, что человек, стоявший перед вами в очереди, делал заказ, выполнение которого занимает много времени?

При анализе поведения посетителей ресторана быстрого обслуживания полезно встать на экономическую точку зрения. Эти посетители пришли в ресторан, поскольку они ожидают, что предельная выгода, или удовлетворение от еды, которую покупают, будет равна предельным издержкам или превысит их. Когда посетители входят в ресторан, они направляются к самой короткой очереди, полагая, что самая короткая очередь сократит затраты времени на получение пищи. Они действуют целенаправленно: время ограничено. И большинство людей предпочтет потратить его на что-то иное, чем стояние в очереди.

Если одна из очередей временно становится короче, чем другие, некоторые люди перемесгятся в нее. Эти люди, очевидно, считают, что экономия времени за счет перемещения в более короткую очередь превышает издержки, связанные с переходом из одной очереди в другую. Перемещение из очереди в очередь обычно приводит к выравниванию всех очередей. Как только все очереди становятся одинаковой длины, никакого дальнейшего движения не происходит.

Посетители ресторана быстрого обслуживания сталкиваются с необходимостью принимать решение по поводу издержек и выгод еще в одном случае - когда открывается дополнительное окно обслуживания. Вы сами перейдете к новому окну или останетесь на месте? Те, кто перемещается в новую очередь, считают, что выгода от экономии времени в результате перемещения превышает дополнительные издержки. Принимая такое решение, посетители должны также оце-

нить, насколько быстро они попадут к новому окну по сравнению с другими, кто тоже обдумывает такое решение. (Те, кто в Этой ситуации колеблется, проигрывают!)

Посетители в ресторанах быстрого обслуживания выбирают очереди, не имея полной информации. Например, прежде чем решить, в какую очередь вставать, они не изучают стоящих в очередях людей, чтобы определить, что те будут заказывать. Для этого существуют две причины. Во-первых, большинство посетителей ответило бы им: «Это не ваше дело», - и, следовательно, никакой информации не появилось бы. Во-вторых, даже если бы они и смогли собрать информацию, количество времени, необходимого для ее получения [издержки), скорее всего, превысило бы любую экономию времени, связанную с определением наилучшей очереди (выгоды). Поскольку получение информации связано с издержками, посетители ресторана выбирают очередь на основании несовершенной информации. Таким образом, не все решения приводят к ожидаемым результатам. Например, кто-то встанет в очередь, в которой стоящий впереди человек закажет гамбургеры и жареную картошку на 40 человек, ожидающих в припаркованном позади ресторана автобусе! Тем не менее в тот момент, когда посетитель принимал решение, он считал его оптимальным.

Неполнота информации также объясняет, почему некоторые люди, войдя в ресторан быстрого обслуживания и увидев длинные очереди, сразу уходят. Эти люди заключают, что предельные издержки [денежные плюс временные) слишком велики по сравнению с предельной выгодой. Они вообще не пришли бы в ресторан, если бы знали, что очередь такая большая. Но получение такой информации путем предварительной разведки с помощью сотового телефона обошлось бы дороже, чем предполагаемая выгода.

Наконец, подходя к прилавку, посетители должны решить, что они закажут. Делая этот выбор, они опять сравнивают предельные издержки и предельные выгоды, пытаясь получить за потраченные деньги наибольшее личное удовлетворение или блага,

С точки зрения экономиста, то, что верно для посетителей ресторанов быстрого обслуживания, верно и для экономического поведения в целом. Столкнувшись с различными вариантами выбора, потребители, работники и фирмы при принятии решения сравнивают предельные издержки и предельные выгоды.

зедени? Конечно, нет! Петух кричит перед рассветом, но это совсем не значит, что петух вьгзват восход солнца!

Допустим, университет принимает на работу нового тренера баскетбольной команды и результаты команды улучшаются. Стал ли причиной новый тренер? Вероятно. Но. возможно, истинной причиной послужило присутствие более опытных игроков или менее напряженны!! график тренировок.

Корреляция и каузальность. Не следует путать корреляцию, или взаимосвязь, с каузатьностью. Корреляция между двумя событиями или двумя KONtn-

лекта.ми данных указывает на то, что они взаимосвязаны, и эта взaнtocвязь носит систематический и взаимозависи\!ый характер. Например, мы можем заметить, что при увеличении переменной А" переменная Г тоже возрастае!. Но эта корреляция еще не означает, что между ними присутствует причин-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]