назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [ 42 ] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


42

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 6-1

Сравнение стран по объему экспорта

Соединенные Штаты, Германия и Япония являются крупнейшими экспортерами в мире.

Товарный экспорт 1ЭЭ6 г. (в млрд дол.)

100 200 300 400 500 600

США Германия Япония Франция Великобритания Италия Канада Нидерланды Гонконг Бельгия -Люксембург Китай

Южная Корея Сингапур Тайвань Испания

Источник; World Trade Organization.

в настоящее время. Вместе они экспортируют столько же, столько Германия или Япония, и гораздо больше, чем Франция, Великобритания или Италия. Другие страны Юго-Восточной Азии, особенно Малайзия и Индонезия, также увеличили объем своей международной торговли.

Китай, который все в большей степени полагается на рыночные механизмы, становится еще одной мощной торговой державой. С начала рыночных реформ в 1978 г ежегодный прирост его производства составил в среднем 9% (по сравнению с 2- 3% ежегодно в США). При таких замечательных темпах роста совокупный объем производства в Китае удваивается каждые восемь лет! Рост производства сопровождался увеличением объемов экспорта и импорта. В 1989 г. китайский экспорт и импорт достигли 50 млрд дол. каждый. В 1996 г. каждый из них возрос до 151 млрд дол., причем 33% китайского экспорта направлялось в США. Китай также привлек значительные объемы иностранных

США в мировой экономике

инвестиций (более 600 млрд дол. с 1990 г). Эксперты предсказывают, что Китай вскоре станет одной из ведущих торговых держав мира.

Падение коммунизма в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе также изменило структуру международной торговли. До этого восточноевропейские страны - Польша, Венгрия, Чехословакия и Восточная Германия - торговали в основном с Советским Союзом и его политическими союзниками, такими, как Северная Корея и Куба. В настоящее время Восточная Германия объединилась с Западной, а Польша, Венгрия и Чехия установили новые торговые отношения с Западной Европой и Америкой.

Сама Россия также начала далеко идущие рыночные реформы, включая широкомасштабную приватизацию промышленности, и заключила крупные торговые соглашения с фирмами по всему земному шару. Хотя ее переход к капитализму осуществлялся не гладко, нет сомнения, что Россия способна быть одной из ведущих торговых держав мира. Другие бывшие советские республики, а теперь независимые государства, такие, как Украина и Эстония, также открывают свою экономику для международной торговли и финансов.

И СНОВА О КРУГООБОРОТЕ

Сейчас мы должны представить международную торговлю как «остальной мир» в модели кругооборота из главы 5. Для этого мы вносим в рис. 6-3 в кругооборот две поправки.

1. Наши прежние «Рынок ресурсов» и «Рынок продуктов» теперь становятся «Рынком ресурсов США» и «Рынком продуктов США». Точно так же мы добавляем «США» в блоки «Фирмы», «Правительство» и «Домохозяйства».

2. Внизу схемы кругооборота мы помещаем иностранный сектор - «Остальной мир», который взаимосвязан с «Рынком продуктов США». В этот блок входят все зарубежные страны, с которыми США имеют дело, а также составляющие их шщивидуу-мы, фирмы и правительства.

Поток (13) показывает, что люди, фирмы и правительства за границей покупают американскую продукцию - экспорт - на рынке продуктов США. Этот поток американского экспорта товаров и услуг в зарубежные страны сопровождается потоком денежных поступлений (14) от остального мира в США. В ответ на эти поступления из-за границы американские фирмы увеличивают спрос на внутренние ресурсы (поток 2), чтобы производить товары на экспорт; они выступают со стороны спроса на рынке ресурсов. Таким образом, внутренний поток (1) денежных доходов (рента, заработная плата, проценты и прибыль), поступающий американским домохозяйствам, возрастает.



вает капитал с внутренних рынков ресурсов на рынки ресурсов в других странах. Например, компания General Motors может построить автомобильный завод в Канаде. Или Sony может построить завод по производству проигрывателей для компакт-дисков в США, обеспечивая тем самым обратный поток капитала.

Кроме того, существуют международные потоки рабочей силы. Около 1 млн легальных и нелегальных иммигрантов приезжает ежегодно в Соединенные Штаты, пополняя численность доступных трудовых ресурсов, а также увеличивая совокупные объемы производства и дохода в США. Однако при этом иммиграция увеличивает предложение рабочей силы на конкретных американских рынках труда, снижая тем самым уровень заработной платы в некоторых видах занятости в США.

Расширенная модель кругооборота (рис. 6-3) показывает также, что страна, вовлеченная в международную торговлю, рискует оказаться в состоянии нестабильности, которая не затронула бы «закрытую» экономику. Например, спады и инфляция об-

РЫНОК РЕСУРСОВ США

Денежный доход

ФИРМЫ США

(10) Товары и услуги

->1

(9) Товары и услуги

ПРАВИТЕЛЬСТВО США

(11) Чистые налоги

ДОМОХОЗЯЙСТВА США

(127 Чистые налоги i

РЫНОК ПРОДУКТОВ США

(131 Экспорт США (14) Расходы зарубежных стран

(16) Импорт США (15) Расходы США

ОСТАЛЬНОЙ МИР

Рисунок 6-3.

Кругооборот при наличии иностранного сектора

Потоки (13) - (16) в нижней части схемы показывают, каким образом экономика Соединенных Штатов взаимодействует с остальным миром. Люди за границей покупают товары американского экспорта, внося таким образом свой вклад в денежные поступления фирм и доходы граждан США, Американцы в свою очередь тратят часть своих доходов на покупку товаров, импортируемых из-за границы. Доход от национального экспорта позволяет оплачивать импорт.

Но американский экспорт составляет только половину картины. Поток (15) показывает, что американские домохозяйства, фирмы и правительство тратят часть своих доходов на иностранные продукты. Эти продукты, разумеется, представляют собой импорт - поток (16) в модели кругооборота. Закупки импортных автомобилей и электроники увеличивают доходы и производство за рубежом, что в свою очередь дает возможность иностранным домохозяйствам покупать товары американского экспорта.

Наша модель кругооборота дает упрошенную картину действительности, в которой основную роль играют рынки продуктов, но внимания заслуживают также некоторые другие аспекты взаимоотношений США с «остальным миром». В частности, имеются взаимосвязи между американским рынком ресурсов и остальным миром.

США импортируют и экспортируют не только продукты, но и ресурсы. Например, США импортируют сырую нефть и экспортируют древесину. Более того, некоторые американские фирмы участвуют в производстве за рубежом, которое перекачи-



ладают способностью быстро распространяться в торгующих друг с другом странах. Предположим, что в государствах Юго-Восточной Азии происходит сильный спад. По мере того как их доходы уменьшаются, они начинают приобретать все меньше американских экспортных товаров. В результате потоки (13) и (14) на рис. 6-3 сократятся, а запасы непроданных американских товаров возрастут. Американские фирмы будут реагировать на это сокращением производства и занятости, что уменьшит поток денежных доходов, поступающих американским домохозяйствам (поток 1). Таким образом, спад в Азии может привести к спаду в Соединенных Штатах.

Рисунок 6-3 также помогает нам понять, что иностранный сектор изменяет структуру распределения ресурсов и доходов в американской экономике. При наличии иностранного сектора США выпускали больше одних товаров (экспорт) и меньше других (импорт), чем производили бы в его отсутствие. Таким образом, рабочая сила в США и другие производственные ресурсы смещаются от «импортных» в сторону «экспортных» отраслей. США используют больше своих ресурсов для производства коммерческих самолетов и выращивания пшеницы и меньше для производства автомобилей и одежды. В связи с этим мы задаемся вопросом: «Имеет ли такое перераспределение ресурсов экономический смысл? Увеличивает ли оно валовое производство и уровень жизни в США?» Далее мы рассмотрим несколько ответов на этот вопрос. (Ключевой вопрое 3.)

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 6-1

♦ Объем международной торговли возрос как с глобальной, так и с национальной точек зрения. Соединенные Штаты являются ведущим участником международной торговли, экспорт и импорт США составляют примерно 12-14% ВВП.

♦ Совершенствование технологий транспортировки и связи, снижение тарифов и мирные взаимоотношения между основными промышленно развитыми странами способствовали расширению международной торговли.

♦ В международной торговле лидируют США, Япония и страны Западной Европы. В последнее время активную роль на мировом рынке стали играть «азиатские тигры» (Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань), Китай, страны Восточной Европы и независимые республики, ранее входившие в состав Советского Союза.

Модель кругооборота теперь - с учетом международной торговли - включает иностранный сектор; в нее добавлены потоки экспорта с внутреннего рынка продуктов, импорта на внутренний рынок продуктов и соответствующие потоки ресурсов и средств.

Smith А. The Wealth of Nations, New York: Modern Library, Inc., 1937. P. 424 (впервые книга была опубликована в 1776 г,).

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Специализация и торговля увеличивают производительность ресурсов страны и способствуют росту валового производства. Это утверждение не ново! Адам Смит писал в 1776 г:

«Мудрость любого рачительного главы семьи заключается в том, чтобы никогда не пытаться самому сделать то, что дешевле купить. Портной не тачает себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не шьет для себя одежду, а покупает у портного. Фермер не пытается сделать сам ни одежду, ни обувь, а прибегает к услугам других производителей...

Действия, благоразумные и рачительные для каждой частной семьи, едва ли могут оказаться глупыми и для великого королевства. Если другая страна способна снабжать нас товаром по более низкой цене, чем он обошелся бы на.м, производи мы его сами, лучше покупать его там за некоторую часть продукции naujero собственного производства, в ведении которого мы имеем какое-.чпбо преимущество».

Пэсударства "таствуют в специализати! и торговле по тем же причинам, что и люди: в результате специализации и обмена между людьми, регионами и странами возрастает совокупньпг объем производства и дохода.

Основной принцип

В начале XIX в. английский экономист Давид Рикардо развил идею Смита, верно заметив, что специализация и обмен вьиодны для индивидуума или страны даже в том случае, когда этот человек и.ти страна имеют более высокую производительность во всех видах экономической деятельности, чем потенциальный торговый партнер.

Рассмотрим для примера случай с дипломированным бухгалтером, который также является и квалифицированным маляром. Предположим, что бухгалтер способен покрасить свой дом быстрее, чем профессиональный маляр, которого ои собирается нанять. Предположим также, что работой по специальности бухгалтер может заработать 50 дол. в час и что он должен платить маляру за его работу 15 дол. в час. Теперь допустим, что у бухгалтера покраска дома займет 30 часов, а у маляра - 40.

Следует ли бухгалтеру отвлечься на время от основной работы, чтобы покрасить свой дом, или CNty все же стоит нанять маляра? Альтернативные издержки бухгалтера при самостоятельной покраске дома равны 1500 дол. (30 ч х 50 дол. в час упущенного

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [ 42 ] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]