назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [ 38 ] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


38

своего дохода, чем люди с низкими доходами. Прогрессивность достигается за счет системы растущих налоговых ставок, применяемых к разным доходным группам по мере повышения дохода внутри каждой группы.

Столбцы (1) и (2) табл. 5-2 отражают механизм расчета подоходного налога для семейной пары, заполняющей совместную налоговую декларацию в 1997 т. Отметим, что ставка 15% применяется к любому налогооблагаемому доходу ниже 41 200 дол., весь дополнительный доход свыше этой величины, но до верхнего предела 99 600 дол. облагается по ставке 28%. Дополнительный доход, получаемый тремя следующими категориями получателей, облагается по более высоким ставкам - вплоть до 39,6%.

В столбце (2) табл. 5-2 перечислены предельные налоговые ставки. Предельная налоговая ставка - это налог, выплачиваемый на каждую дополнительную единицу дохода. Таким образом, если налогооблагаемый доход семейной пары составляет 50 тыс. дол., то эта пара выплатит налогов по ставке 15% на каждый доллар от 1 дол. до 41 200 дол. и налог по предельной ставке 28% на каждый доллар от 41 201 дол. до 50 тыс. дол. Вы должны уметь показать, что их суммарный налог составит 8644 дол.

Предельные налоговые ставки из столбца (2) завышают величину личного подоходного налога, поскольку растущие налоговые ставки применяются только при переходе дохода из одной налоговой группы в следующую. Чтобы получить более ясное представление о налоговом бремени, мы должны рассматривать средние ставки налогообложения. Средняя ставка налогообложения ~ это частное от деления общей величины уплаченного налога на общую величину налогооблагаемого дохода. Семейная пара, пример которой мы приводили в предыдущем параграфе, чей доход входит в налоговую фуппу со ставкой 28%, платит налог с максимальной суммы дохода в этой группе. Средняя ставка их налогообложения составляет 17,3% (8644 дол. / 50 тыс. дол.).

Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода, называется прогрессивным на-

логом. Такой налог составляет большую величину в абсолютном выражении и более крупную долю в доходе по мере роста этого дохода. Таким образом, можно утверждать, что личный подоходный налог в американской налоговой системе представляет собой умеренно прогрессивный налог (Ключевой вопрос 15.)

Налоги на заработную плату. Взносы в систему социального обеспечения, или налог на фонд заработной платы, представляют собой выплаты в обязательные федеральные программы социального обеспечения и медицинского страхования (Medicare). Эти налоги взимаются и с предпринимателей, и с работников. Совершенствование и расширение программ социального страхования в сочетании с ростом численности работающих привели в последние годы к значительному увеличению налогов на заработную плату. В 1998 п каждый наниматель и каждый работник заплатил налог в размере 7,65% с первых 68 400 дол. годового дохода работника и 1,45% со всех дополнительных доходов.

Налог на нрибы.и! к«ри»раций. Федеральное правительство также взимает налоги с корпораций. Налогом на прибыль корпораций облагаются корпоративные прибыли, то есть разность между совокупными доходами и совокупными расходами. Базовая ставка составляет

Налог с продаж н акниты. Налоги, которыми облагаются продажи или товары, могут принимать форму налога с продаж или акциза. Эти два вида налогов различаются между собой в основном по степени охвата. Налог с продаж применяется к широкому кругу товаров, в то время как акцизом облагается небольшой, выборочный перечень товаров. Как свидетельствует рис. 5-7, федеральное правительство собирает акцизы (с таких товаров, как алкогольная продукция, табачные изделия, бензин), но не взимает общего налога с продаж; этот налог - основной источник их доходов для большинства местных органов власти.

Таблица 5-2. Ставки федерального личного подоходного налога, 1997 г.*

Общая величина налогооблагаемого дохода (в доп.)

Предельная налоговая ставка (в %)

Общая величина налога (в дол.) в данной группе

Средняя ставка

налогообложения

на самый высокий доход

(в %) 13)/())

От1 до 41 200

15,0

6 180

15,0

От 41 201 до 99 600

28,0

22 532

22,6

От 99 601 до 151 750

31,0

38 699

25,5

От 151 751 до 271 050

36,0

81 647

30,1

Более 271 050

39,6

* Данные о супружеских парах, заполняющих совместную налоговую декларацию.



Здравоохранение и больницы (10%) Дороги (10%:

Общественная безопасность (6%)

Расходы штатов 458 млрд дол.

Налоги на наследство и дарение

(1%) Лицензионные Налог на и прочие сборы имущество (9%) (2%)

Налоговые поступления штатов 373 млрд дол.

Налог на прибыль корпораций (7%)

Рисунок 5-8. Расходы и налоговые поступления штатов, 1994 г.

Правительства штатов тратят средства в основном на социальное обеспечение и образование. Основным источником налоговых поступлений служат налоги с продаж и акцизы. [Источник: U.S, Bureau of the Census,)

ФИНАНСЫ ШТАТОВ

И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Отметим, взглянув на рис. 5-8, что основными источниками налоговых поступлений на уровне штата служат налоги с продаж и акцизы, которые составляют около 49% всех налоговых сборов. Второй важнейший источник налоговых поступлений штатов - это личный подоходный налог, который здесь взимается по куда более умеренной ставке, чем на федеральном уровне. Налоги на прибыль корпораций, различные лицензионные и регистрационные сборы составляют оставшуюся часть налоговых поступлений.

Расходы правительств штатов направляются главным образом на: 1) социальное обеспечение; 2) образование; 3) здравоохранение и содержание больниц; 4) строительство и эксплуатацию дорог

Рисунок 5-8 содержит обобщенные данные и не дает представления о бюджетах отдельных штатов. Различные штаты отличаются друг от друга по типам применяемых налогов. Так, хотя личный подоходный налог и служит основным источником налоговых поступлений для всех штатов вместе взятых, семь штатов вообще не [«имают личный подоходный налог Более того, в разных штатах наблюдаются большие различия в величине взимаемых налогов и выплат.

На рис. 5-9 приведены данные о поступлениях и расходах всех местных органов власти, включая не только крупные и мелкие города, но и районы, му-

ниципалитеты, поселки и школьные округа. Выделяют один источник поступлений и одно направление их использования: большая часть доходов местных правительств проистекает из налога на имущество. Поступления в местные бюджеты расходуются в основном на образование.

Заметный бюджетный дефицит, наблюдаемый на рис. 5-9 при сравнении поступлений и расходов местных властей, в основном устраняется, когда принимаются во внимание неналоговые источники доходов. В 1994 г. налоговые поступления местных органов власти были дополнены 242 млрд дол. межправительственных субсидий от федерального правительства и правительств штатов. Более того, местные органы власти получили дополнительные 93 млрд дол. в виде дохода от принадлежащей им собственности, то есть в виде поступлений от государственных больниц и предприятий коммунального хозяйства.

Фискальный федерализм

Исторически сложилось так, что сбор налогов в штатах и на местном уровне всегда значительно отставал от расходов. Нехватка поступлений покрывается в основном за счет федеральных трансфертов, или субсидий. Обычно от федерального правительства местные власти и правительства штатов получают от 15 до 20% всех своих доходов. Федеральные субсидии, предоставляемые правительствам штатов и местным властям, сами штаты дополняют собствен-



Жилье и коммунальная инфраструктур (8%)

Общественная безопасность (10%)

Дороги (5%)

Социальное обеспечение, здравоохранение, больницы (14%)

Расходы местных органов власти 616 млрд дол.

Личный и корпоративный подоходные налоги (6%)

Лицензионные и прочие сборы (4%)

Налоговые поступления местных органов власти 252 млрд дол.

Рисунок 5-9. Местные расходы и налоговые поступления, 1994 г.

Расходы местных органов власти в основном приходятся на сферу образования и финансируются главным образом за счет налога на имущество. [Источник: U.S. Bureau of the Census.]

НЫМИ субсидиями местным органам управления. Эта система межправительственных трансфертов называется фискальным федерализмом Из-за постоянного и крупного дефицита федерального бюджета субсидии со стороны федерального правительства в последнее время сократились. Это вынудило правительства штатов и местные органы власти повысить налоговые ставки, ввести новые налоги и ограничить свои расходы.

Лотереи

Правительства штатов и местные органы власти все в большей степени рассматривают лотереи как средство затыкания дыр в бюджете, возникающих из-за разницы между налоговыми поступлениями и расходами. В 1996 п 36 штатов проводили лотереи, на которых было продано билетов на 34 млрд дол.

Лотереи - явление довольно противоречивое. Противники лотерей утверждают, что: 1) поддержка властями азартных игр аморальна по своей сути; 2) лотереи создают тип «заядлых» игроков, которые, погрязнув в игре, разоряются сами и доводят до нищеты свои семьи; 3) семьи с низким доходом тратят на лотереи большую долю своего дохода, чем богатые семьи; 4) как сфера оборота наличных денег лотереи притягивают к себе преступников и вызывают другие нежелательные последствия; 5) лотереи убеждают людей в том, что путь к преуспеванию им открывают везение и счастливый случай, а вовсе не образование, упорный труд, накопление и инвестирование.

Защитники же лотерей настаивают на том, что: 1) лотереи предпочтительнее налогов, поскольку участие в них - дело добровольное, а не принудительное; 2) лотереи представляют собой безболезненный способ финансирования таких государственных услуг, как образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение; 3) лотереи составляют конкуренцию незаконным азартным играм, и потому они благоприятны для общества как средство борьбы с организованной преступностью.

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 5-4

> Государственные закупки составляют около 20% внутреннего продукта; с добавлением трансфертных платежей государственные расходы возрастают почти до /з внутреннего продукта.

> Социальное обеспечение и национальная оборона занимают основное место в расходах федерального правительства; личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налоги на заработную плату служат главными источниками поступлений.

♦ Правительства штатов в привлечении средств опираются на налоги с продаж и акцизы; их расходы направляются на социальное обеспечение и образование.

> Образование является важнейшей статьей расходов местных органов власти, а их поступления складываются главным образом из налога на имущество.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [ 38 ] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]