назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [ 36 ] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


36

ную компенсацию. Смысл этой программы отчасти состоит в том, чтобы посредством улучшения питания помочь детям из бедных семей лучше учиться в школе, а низкооплачиваемым взрослым лучше работать. Помогая своим членам стать более производительными участниками экономического процесса, общество в целом получает выгоды перелива в виде дополнительного продовольствия.

2. Увеличение предложения. В некоторых случаях правительство может счесть, что удобнее и организационно значительно проще субсидировать производителей. Это относится и к высшему образованию, когда правительства штатов финансируют значительную долю бюджетов государственных колледжей и университетов. Эти субсидии снижают затраты для студентов и увеличивают объем предложения образования. Предоставление государственных субсидий программам вакцинации, госпиталям и исследованиям в области медицины служит дополнительными примерами.

3. Государственный сектор. Третий вариант политики правительство избирает в том случае, когда выгоды перелива очень велики. В подобных обстоятельствах правительство может взять на себя финансирование таких отраслей или даже приобрести их в государственную собственность и самостоятельно управлять ими.

Общественные товары и услуги

Индивидуальные блага (товары индивидуального пользования), которые производятся в рыночной системе, обладают свойством делимости в том смысле, что они производятся в виде достаточно малых единиц, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Кроме того, индивидуальные блага подвержены действию принципа исключения, который состоит в том, что те, кто хочет и может заплатить равновесную цену, получают данный продукт, а те, кто не хочет или не может, исключаются из числа получающих выгоду от данного продукта.

Но существуют определенные товары и услуги - так называемые общественные, или социальные, блага (товары и услуги), которые рыночная система вообще не стала бы производить, потому что их характеристики противоположны характеристикам индивидуальных благ Общественные блага неделимы, они состоят из столь крупных единиц, что, как правило, не могут быть проданы частному покупателю. Люди могут покупать на рынке гамбургеры, компьютеры и автомобили, но не авианосцы, скоростные автострады, космические телескопы и системы управления воздушным транспортом.

Более того, на общественные блага не распространяется принцип исключения. Это значит, что не существует эффективного способа отстранить инди-

видуумов от получения выгоды, приносимой общественными благами, едва лишь они возникают. Получение выгоды от индивидуальных благ происходит после их приобретения; выгоды от общественных благ начинают поступать сразу после производства последних.

Классическим примером общественных благ служит маяк, установленный на опасном побережье. Строительство маяка экономически оправданно, если выгоды от него (уменьшение числа кораблекрушений) превышают издержки на его производство. Но выгоды, приходящиеся на каждого индивидуального пользователя, не в состоянии оправдать покупку такого крупного и неделимого продукта. Однако после введения маяка в действие его свет направляет движение всех судов; не существует практической возможности исктючить какого-либо капитана из числа получающих выгоду от маяка. Экономисты называют это проблемой «бесплатного проезда»: люди могут пользоваться выгодами какого-то продукта, не участвуя в затратах на его производство.

Поскольку принцип исключения здесь не действует, частные предприятия не имеют никаких экономических стимулов для производства маяков. Поскольку на услуги маяка нельзя установить цену и их невозможно продать, частным фирмам невыгодно направлять ресурсы на строительство маяков. Это пример услуги, которая приносит значительную выгоду, но на производство которой рынок не выделит ресурсов. Это пример общественного продукта, который можно сравнить с национальной обороной, системой контроля паводков, здравоохранением, спутниковыми навигационными системами и борьбой с вредными насекомыми. Если общество хочет иметь такие товары, они должны производиться в государственном секторе и финансироваться за счет принудительных сборов в форме налогов.

Квазиобщественные блага

Хотя коренное различие между индивидуальными и общественными благами связано с принципом исключения, государство производит другие товары и услуги, к которым принцип исключения все же может быть применен. К числу подобных товаров и услуг можно отнести достаточно большое число благ Такие товары и услуги называются квазиобщественными благами (товарами и услугами); к ним можно отнести услуги образования, улицы и автострады, полицейскую и пожарную службы, библиотеки и музеи, профилактическую медицину, канализацию. Эти товары или услуги могут производиться и использоваться с применением принципа исключения. Частные производители могут устанавливать на них цены и предлагать их потребителям в рамках ры-



тельной способности, фирмы и домохозяйства вынуждены сокращать свои расходы на инвестирование и потребление. Налоги снижают частный спрос на товары и услуги, что в свою очередь уменьшает частный спрос на ресурсы. Перенося покупательную способность от частных потребителей к правительству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы. (В «Международном ракурсе 5-1» показано, в какой мере правительства различных стран отвлекают трудовые ресурсы из частного сектора в государственный.)

Государственные доходы, источником которых служат налоговые поступления, позволяют вовлечь ресурсы в производство общественных и квазиобщественных товаров и услуг Налог на прибыль корпораций и личный подоходный налог высвобождают ресурсы из производства инвестиционных (печатных станков, товарных вагонов, складов) и потребительских товаров (продовольствия, одежды, телевизоров и т.д.). Государственные доходы позволяют направить эти ресурсы на произвоство общественных и квазиобщественных товаров (почтовых отделений, подводных лодок и парков). Правительство осуществляет целевое перераспределение ресурсов, внося тем самым существенные изменения в структуру совокупного общественного продукта. {Ключевые вопросы 9 и 10.)

Стабилизация

С исторической точки зрения новейшей функцией правительства является стабилизация экономики, то есть помощь частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Здесь мы лишь вкратце обрисуем (не вдаваясь в исчерпывающие объяснения), каким образом правительство достигает этой цели.

Уровень суммарного объема производства прямо зависит от совокупных расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что предприятиям выгодно производить большое количество товаров. Это означает также, что и материальные, и людские ресурсы используются в значительном объеме. Но совокупные расходы могут оказаться ниже того конкретного уровня производства, который обеспечивает полную занятость ресурсов и стабильность цен. Это в свою очередь может привести либо к безработице, либо к инфляции.

1. Безработица. Уровень совокупных расходов в частном секторе может оказаться слишком низким для полного использования всех доступных ресурсов. В этом случае государство может дополнить частные расходы таким образом, чтобы совокупных расходов - частных и государственных -было достаточно для обеспечения полной занятости. Государство в состоянии добиться этого, исполь-

ночной системы. Но, как было отмечено ранее, они представляют собой услуги, которым сопутствуют крупные выгоды перелива и которые не могла бы производить в достаточном количестве рыночная система. Поэтому, чтобы предотвратить недостаточное выделение ресурсов на эти товары, государство берет на себя их производство.

Подобные квазиобщественные товары и услуги могут производиться как в частном, так и в государственном секторе, поскольку в таких случаях достаточно трудно определить преимущества от перелива, можно понять непрерывные споры вокруг здравоохранения и жилищного строительства для малообеспеченных семей. Должны ли эти индивидуальные блага предоставляться через рыночную систему или как квазиобщественные блага они должны предоставляться государством?

Использование ресурсов

для производства общественных

и квазиобщественных благ

Рыночная система не выделяет ресурсы на производство общественных благ и выделяет недостаточно ресурсов на производство квазиобщественных благ Каков же в этих условиях механизм производства подобных товаров и услуг?

Общественные и квазиобщественные блага приобретаются через посредство государства на основе группового, или коллективного, выбора. (В отличие от индивидуальных благ, которые приобретаются у частных предприятий на основе индивидуального выбора.) Виды и количество производимых общественных благ в условиях демократии определяются политическим голосованием. Иными словами, члены общества голосуют за конкретных кандидатов. Каждый кандидат представляет конкретное направление политики, в рамках которого определяется объем производства и потребления различных общественных благ Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, дополняют решения домохозяйств и фирм при ответе на пять фундаментальных вопросов.

Как перераспределяются ресурсы из производства индивидуальных благ в производство общественных и квазиобщественных благ? В экономике, где используются все ресурсы, государству приходится высвобождать ресурсы из частного сектора, с тем чтобы они стали доступны для производства общественных и квазиобщественных благ Способ высвобождения ресурсов из частного сектора заключается в сокращении частного спроса на эти ресурсы. Для этого правительство взимает с фирм и домохозяйств налоги, отвлекая тем самым часть их доходов из кругооборота доходов. По мере понижения доходов и, следовательно, снижения покупа-



центных ставок в целях сокращения частных кредитов и расходов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 5-1

Доля занятых в государствениом секторе в сравнении с звнятыми во всей экономикв различных стран

Доля занятых в государственном свкторе в сравнении с занятыми во всей экономике поквзывавт уровень оттока трудовых рвсурсов в государственный сектор из частного для производствв общественных и кввзиобщественных товаров. Эта доля, выраженная в процентах, рвзличается по странам.

Занятые в государственном секторе, в % к общей занятости, 1996

10 15 20 25 30 35

Швеция Дания Франция Канада Италия Германия США Нидерланды Швейцария Япония

Источник: Organization for Economic Cooperation and Development.

зуя государственные расходы и налоги. В частности, оно может увеличить собственные расходы на общественные товары и услуги или сократить налоги, чтобы стимулировать частные расходы. Государство также может понизить процентные ставки и таким образом стимулировать расширение частных кредитов и расходов.

2. Инфляция. Инфляция представляет собой общий рост уровня цен, что является нежелательным, поскольку многие товары и услуги становятся менее доступными для многих семей. Цены на товары и услуги растут, когда уровень расходов в экономике превышает ее производственные возможности. Если совокупные расходы становятся выше уровня производства при полном использовании ресурсов, то цены будут расти. Избыточные совокупные расходы считаются инфляционными. В подобных случаях правительство обязано устранить избыточные расходы. Оно может добиться этого путем сокращения собственных расходов, повышения налогов с целью уменьшения расходов частного сектора, а также путем повышения про-

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 5-3

Правительство усиливает действие рыночной системы, обеспечивая необходимую правовую базу и способствуя конкуренции.

4 Трансфертные платежи, прямое вмешательство в работу рынка и система налогообложения - это те средства, с помощью которых правительство может уменьшить неравенство доходов.

4- Правительство способно корректировать избыточное выделение ресурсов, связанное с издержками перелива, посредством соответствующего законодательства или специальных налогов; недостаточное выделение ресурсов, связанное с выгодами перелива, может быть устранено с помощью государственных субсидий.

4- Государство (а не частные компании) обязано обеспечивать производство общественных благ, поскольку эти блага неделимы и к ним неприменим принцип исключения; государство также предоставляет многочисленные квазиобщественные блага, поскольку это приносит огромные выгоды в результате перелива.

♦ Государственные расходы, налоговые поступления и процентные ставки могут быть использовоны для стабилизации экономики.

СНОВА О МОДЕЛИ КРУГООБОРОТА

Государственный сектор полностью интефирован в кругооборот материальных и денежных потоков, составляющих экономику На рис. 5-5 мы включили государство в модель кругооборота из главы 2. На этом рисунке потоки (1) - (4) повторяют рис. 2-6. Потоки (1) и (2) показывают расходы фирм на ресурсы, поставляемые домохозяйствами. Эти расходы являются затратами для фирм, но представляют собой заработную плату, ренту, проценты и прибыли для домохозяйств. Потоки (3) и (4) отражают потребительские расходы домохозяйств на товары и услуги, производимые фирмами.

Теперь рассмотрим изменения, связанные с добавлением государственного сектора. Потоки (5) - (8) показывают, что государство совершает закупки как на рынке продуктов, так и на рынке ресурсов. Л именно потоки (5) и (6) отражают государственные закупки у частных фирм таких, например, товаров, как бумага, компьютеры и вооружение. Потоки (7) и (8) отражают государственные закупки ресурсов. Федеральное правительство выплачивает

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [ 36 ] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]