назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [ 28 ] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


28

троног и метко пользуется копьем, а первобытный человек В слабосилен, медлителен, но отличается большим терпением, то такое распределение способностей между ними проявится с наивысшей эффективностью, когда А станет промышлять охотой, а В займется рыбалкой.

2. Обучение в процессе труда. Даже если бы А и S обладали одинаковыми способностями, то в этом случае специализация могла бы оказаться весьма благотворной для них. Отдавая все свое время одному делу, человек скорее овладеет необходимым мастерством или изобретет более совершенные технологические приемы, чем если бы он делил свое время между различными видами работ. Чтобы стать хорошим охотником, надо охотиться!

3. Экономия времени. Специализация, то есть постоянное выполнение человеком одной и той же работы, позволяет избежать потери времени, которую неизбежно влечет за собой смена одного вида труда другим.

По всем перечисленным причинам разделение труда приводит к увеличению обшественного продукта при использовании все тех же ограниченных людских ресурсов.

I е1Н1!афинчк:1я спснна.т «щия. Специализация действует также на региональной и международной основе. В штате Небраска можно, конечно, выращивать апельсины, но из-за неподходяшей для этой цели почвы, из-за частых дождей и холодной погоды издержки производства апельсинов здесь оказались бы чрезвычайно высокими. Во Флориде возможно с некоторым успехом выращивать пшеницу, но и это по тем же причинам было бы весьма дорогостоящим делом. Именно поэтому Небраска производит те продукты, для которых ее ресурсы подходят лучше всего, в частности пшеницу, а Флорида, поступая так же, выращивает апельсины и другие цитрусовые. Действуя таким образом, оба штата производят излишки продуктов своей специализации. .Затем жители Небраски и Флориды обмениваются С1ЮИМИ излишкan, что вполне разумно. Специализация дает возможность каждому региону производить те товары, которые при его ресурсах можно изготовить наиболее эффективно. Именно таким образом и Небраска, и Флорида могут потреблять большее количество пшеницы и апельсинов, чем в том случае, если бы они не придерживались своей специализации.

Точно так же международная специализация проявляется в том, что Соединенные Штаты специализируются на производстве, например, грузовых и пассажирских самолетов и компьютеров, которые они продают другим странам в обмен на видеомагнитофоны из Японии, бананы из Гондураса и плетеные корзины из Таиланда. Короче говоря, и специализация труда, и географическая специализапия

Использование денег

Практически все экономические системы, будь то передовые или отсталые, применяют деньги. Деньги выполняют несколько функций, но в своей первейшей функции они выступают в качестве средства обращения (или обмена), что явно облегчает ведение торговли.

В приведенном нами примере жителям Небраски необходимо обменивать свою пшеницу на апельсины из Флориды, чтобы оба штата могли извлекать выгоду из своей специализации. Если по какой-либо причине торговля между этими штатами крайне неудобна или запрещена, выгоды от специализации для общества потеряны. Небраске и Флориде пришлось бы придерживаться курса на большую самообеспеченность -- производить одновре-меннно и пшеницу, и апельсины, и все остальное, что необходимо потребителям. Наличие удобного средства обращения (обмена) товаров служит предпосылкой специализации.

Обмен может совершаться ~ а иногда и совершается - на основе бартера, то есть когда один товар обменивается непосредственно на другой товар. Однако бартер как средство обмена может поставить перед экономикой серьезные проблемы. Бартерный обмен требует совпадения потребностей лпух участников сделки. В нашем примере мы предположили, что жители Небраски располагают излишком пшеницы и хотят приобрести апельсины, а жители Флориды имеют излишки апельсинов и желают получить взамен пшеницу. Таким образом, обмен состоялся. Но если такого совпадения потребностей не существует, торговли не получится.

Допустим, что Небраске не нужны апельсины из Флориды, но она заинтересована в покупке картофеля в штате Айдахо. Между тем Айдахо желает приобрести апельсины из Флориды, а не пшеницу из Небраски. Чтобы еще усложнить наш пример, предположим, что Флориде нужно какое-то количество пшеницы из Небраски, но вовсе не нужен картофель из Айдахо. Эта ситуация продемонстрирована на рис. 4-1.

Здесь полностью отсутствует совпадение потребностей. Бартерный обмен в этом случае явно затруднителен. Чтобы избежать подобных тупиков, экономические системы применяют деньги, которые представляют собой просто весьма удобное общественное изобретение, облегчающее обмен товара-NH-1 и услугами. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, морские раковины, камни, куски металла и многие другие предметы. Но чтобы

производства очень важны для обеспечения эффективности использования ресурсов.



гие продукты), который хотят иметь его жители, несмотря на несовпадение потребностей каждой из двух пар участников сделки. Бартер, основывающийся на совпадении потребностей, воспрепятствовал бы такому обмену и, следовательно, не позволил бы всем трем штатам развивать специализацию. Разумеется, эти штаты лишились бы при этом преимуществ своей специализации.

На глобальном уровне тот факт, что разные страны имеют разные валюты, усложняет международную специализацию и обмен. Однако наличие международных валютных рынков позволяет американцам, японцам, немцам, англичанам и мексиканцам обмениваться долларами, иенами, марками, фунтами стерлингов и песо для осуществления международного обмена товарами и услугами.

И последний пример. Представьте себе детройтского рабочего, производящего коленчатые валы для «олдсмобилей». В конце недели, вместо того чтобы получить листок бумаги, завизированный главным бухгалтером компании, или несколько листков бумаги, отпечатанных в зеленом и черном цвете, наш рабочий получает от кассира четыре коленчатых вала для «олдсмобилей». Не желая накапливать у себя запас коленчатых валов, которые сами по себе не предназначены для потребления, рабочий отправляется в деловой центр Детройта, намереваясь израсходовать доставшийся ему тяжелым трудом доход, скажем, на пакет бакалейных товаров, на пару джинсов и на билет в кинотеатр.

Шт. ФЛОРИДА: имеет излишки апельсинов, нуждается в пшенице

Шт. АЙДАХО:

имеет излишки картофеля, нуждается в апельсинах

Рисунок 4-1. Деньги облегчают обмен там, где потребности не совпадают

Несмотря на несовпадение потребностей, торговля может быть осуществлена, как это показывают стрелки, при использовании денег в качестве средства обращения: 1) Небраска торгует пшеницей, которую купила бы Флорида за деньги; 2) Небраска готова отдать деньги в обмен на картофель из Айдахо; 3) Айдахо отдаст деньги за апельсины Флориды.

выполнять функцию денег, предмет должен пройти лишь одно-единственное испытание: он должен получить общее признание и со стороны покупателей, и со стороны продавцов как средство обмена. Деньги выбирает само общество; все, что общество признает в качестве средства обращения, - это и есть деньги.

В большинстве экономических систем в качестве денег используются кусочки бумаги. Допустим, что именно так обстоит дело в экономических отношениях между штатами Небраска, Флорида и Айдахо: они используют в качестве денег куски бумаги, получившие название «доллары». Использование долларов в качестве средства обращения позволяет им совершать торговые операции, как это показано на рис. 4-1.

Итак, посмотрим, что из этого выйдет;

1. Флорида получает из Небраски некоторое количество пшеницы в обмен на деньги.

2. Небраска использует деньги, вырученные от продажи пшеницы, для обмена их на картофель из Айдахо.

3. Айдахо затем обменивает деньги, полученные от продажи картофеля, на излишки апельсинов из Флориды.

Готовность признать бумажные деньги (как, впрочем, и любой другой вид денег) в качестве средства обращения позволяет осуществить трехстороннюю торговлю. Последняя дает возможность каждому штату специализироваться на производстве одного продукта и приобретать другой продукт (дру-



Совершенно очевидно, что нашему рабочему предстоит весьма неудобная и длительная торговля, причем в конце концов ему, возможно, вообще не удастся произвести какой-либо обмен. Может оказаться неимоверно трудно найти торговца одеждой, который, по случайности, вышел на рынок именно для того, чтобы обменять джинсы на коленчатый вал для «олдсмобидя». А если джинсы по стоимости не равны коленчатому валу, как участникам сделки совершить обмен? В общем, не будет ошибкой сказать, что деньги являются одним из величайших общественных изобретений нашей цивилизации.

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 4-2

♦ Передовые экономики повышают свою производственную эффективность путем широкомасштабного применения передовых в техническом плане инвестиционных товаров (средств производства).

♦ Специализация способствует повышению эффективности, так как позволяет людям, регионам и странам производить те товары и услуги, для которых их ресурсы подходят наилучшим образом.

♦ Применение денег облегчает обмен товарами и услугами, который требует специализация.

КОНКУРЕНТНАЯ

РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА

Ранее мы отметили, что фундаментальной чертой каппталнз.ма является его опора на рыночную систему Мы также подчеркивалп, что капиталистическая система характеризуется конкуретшеи, свободой предпринимательства и выбора. Потребители вольны покупать товары по своему собственно.му выбору; фирмы производить и продавать продукты по своему выбору: поставщики ресурсов - направлять свои материальные и людские ресурсы в любые сферы занятости по своему выбору Можно только удивляться, каким образом такой экономике удается удержаться от развала и хаоса. Если потребители вознамерятся получить хлопья на завтрак, фирмы peuiar производить туфли для аэробики, а поставщики ресурсов захотят предложить свои услуги отрасли по производству компьютерных программ, ппоизво.тство. казалось бы. должно встать из-за очевплиоГ! несовместимости этих свободных выборон.

В .действительности пlллпoны решений, принимаемых домохозяйствахш и фирмами, точно согласуются друг с лруго\г Фирмы производят именно те конкретные товары и yc.iyni, которые требуются потребителя.чг Домохозяйства поставляют те тру-

довые ресурсы, которые нужны фирмам. В двух следующих разделах мы увидим, как конкурентная рыночная система создает координирующий механизм, позволяющий избежать потенциального хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора. Конкурентная рыночная система представляет собой механизм, обеспечивающий взаимную связь решений потребителей, производителей и поставщиков ресурсов, а также синхронизацию этих решений для достижения согласованных целей производства.

ПЯТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Чтобы понять, как действует рыночная экономика, необходимо в первую очередь осознать, что существует пять фундаментальных вопросов, на которые должна ответить каждая экономическая система.

1. Сколько ресурсов общества следует использовать"! В каком объеме или какую часть имеющихся в распоряжении ресурсов нужно использовать в процессе производства товаров и услуг?

2. Что Cjiedyem производить"! Какой набор товаров н услуг лучше всего удовлетворит материальные потребности общества?

3. Как следует производить эту продукцию"! Каким образом организовать производство. Какие фирмы должны осуществлять произиодст 1Ю и какие технологии им следует использовать?

4. Кто должен получить произведенную продукцию"! Как должен распределяться продукт эконо\н1-ки между пoтpeбитeлянГ.

5. Способна ли система приспосабливаться к изменениям"! Может ли она соответствующим образом приспособиться к изменениям потребительского спроса, предложения ресурсов, а также использовать технологические изменения?

Пять фундаментальных вопросов - это лишь развитие вариантов эконо\Н1ческого выбора, лежащих в основе кривой производственных возможностей, которую мы рассматривати в главе 2, Если бы не существовало проблемы экономии, эти вопросы не и.мели бы смысла: ограниченные ресурсы мира - против мира неограшщенных потребностей.

РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА В ДЕЙСТВИИ

Мы отложим пока поиск ответо!! на нашн вопросы до того, как исе;едуем вопросы \щкроэкономик и узнаем, как ответить на сложные вопросы, связанные с использованием ресурсов. В своем дальнейшем исследовании мы будем опираться 1та схему кругооборота, представленную в главе 2 (рис. 2-6). Для того чтобы выяснить, как рыночная система

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [ 28 ] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]