назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [ 24 ] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


24

Анализ конкретных рынков; спрос и предложение р

а] Увеличение спроса

б) Сокращение спроса

в) Увеличение предложения

г] Сокращение предложения

Рисунок 3-Б. Изменения спроса и предложения и их воздействие на цену и количество продукта

Увеличение спроса с О, до Ог (рис. а) повышает и равновесную цену, и равновесное количество продукта. Сокращение спроса с D, до Оз (рис. б) снижает и равновесную цену, и равновесное количество продукта. Увеличение предложения с S, до (рис. в] сокращает равновесную цену и увеличивает равновесное количество продукта. Сокращение предложения с S, до (рис. г) повышает равновесную цену и снижает равновесное количество продукта, В верхних правых углах рис. а и б показаны перемены и их результаты. Восходящие стрелки означают повышение спроса (D), предложения (S), равновесной цены [Р] и количества продукта (Q); нисходящие стрелки - соответствующее снижение этих показателей.

чае будут тоже разнонаправленными и конечный результат зависит от относительных размеров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, то равновесное количество продукта уменьшится. Однако если спрос возрастает больше, чем уменьшается предложение, то равновесное количество продукта возрастет

3. Предложение растет, спрос растет. А что происходит, когда и предложение, и спрос увеличиваются одновременно? В этом случае рост предложения и спроса будет снижать равновесную цену, в то время как рост спроса будет тормозить ее рост Если рост предложения больше, чем рост спроса, то рав-

новесная цена снизится. Если наоборот - равновесная цена будет расти.

Воздействие же на равновесное количество продукта однозначно; увеличение и предложения, и спроса одновременно ведет к увеличению равновесного количества. Таким образом, равновесное количество продукта возрастет в этом случае на большую величину, чем под влиянием каждого из факторов, взятого отдельно.

4. Предложение уменьшается, спрос уменьшается. Что произойдет, если одновременно уменьшатся предложение и спрос? Когда масштабы сокращения предложения превышают масштабы сокращения спроса, равновесная цена возрастает. В противопо-



ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

СПЕКУЛЯЦИЯ БИЛЕТАМИ:

ВСЕГДА ЛИ ПЕРЕПРОДАЖА - ЗЛО?

Некоторые рыночные сделки имеют незаслуженно плохую репутацию.

Билеты на спортивные состязания и концерты иногда перепродаются по ценам выше первоначальных; подобные рыночные сделки именуются спекуляцией. Например, билет на бейсбольный матч школьных команд, купленный за 40 дол., может быть перепродан за 200 или 250 доп., а иногда и дороже. Пресса часто обвиняет спекулянтов в том, что они «обдирают» покупателей, назначая «заоблачные цены», В представлении некоторых людей спекуляция и вымогательство являются синонимами.

Но действительно ли спекуляция - недопустимое зло? Во-первых, мы должны отметить, что перепродажа является добровольной, а не принудительной сделкой. Из этого следует, что и продавец, и покупатель выигрывают от обмена, иначе он не произошел бы. Продавец мо,жет ценить 200 дол. выше возможности посмотреть игру, а покупатель, напротив, может оценить возможность посмотреть игру выше 200 дол. Здесь нет проигравших или жертв; и продавец, и покупатель - оба выигрывают от сделки. «Спекулятивный» рынок просто перераспределяет активы (билеты на игру] меж -ду теми, кто ценит их ниже, и теми, кто ценит их выше.

Наносит ли спекуляция ущерб другим сторонам -- в частности, спонсорам соревнования или концерта? Если спонсоры понесли урон, это произошло потому, что они первоначально назначили на билеты цену ниже равновесного уровня. В результате этого они понесли экономические убытки в форме упущенной выгоды, то есть получили меньше прибыли, чем они могли бы получить в ином случае. Но этот ущерб они нанесли себе сами, назначив ошибочную цену Эга их ошибка никак не связана с тем фактом, что часть билетов была позже перепродана по более высокой цене.

А как насчет зрителей? Не вызывает ли спекуляция снижения качества аудитории? Нет! Люди, которые больше всех хотели посмотреть игру - в основном те, кто больше всего интересуется игрой и понимает в ней толк, -заплатят высокую спекулятивную цену. От спекуляции билетами выигрывают также спортсмены и артисты; они будут выступать перед более понимающей и заинтересованной аудиторией.

Так что же, является ли спекуляция билетами нежелательной? С экономической точки зрения - нет, И продавец, и покупатель «спекулятивного» билета выигрывают от сделки, а в результате образуется более понимающая и заинте -ресованная аудитория. Спонсоры игры или концерта, возможно, получают меньшую прибыль, но это происходит по их собственной вине - из-за их неправильной оценки равновесной цены.

ложной ситуации равновесная цена снижается. Поскольку уменьшение и ирелложения. и спроса сокращают равновесное количество продукта, можно с уверенностью ожидать, что равновесное количество продукта уменьшится.

В табл. 3-9 эти четыре случая сведены воедино. Вам следует построить графики спроса и предложения для каждого из этих случаев, чтобы подтвердить правильность рядов, приведенных в таблице.

Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения, с одной стороны, и увеличение спроса и предложения - с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случа-

Таблица 3-9. Воздействие одновременного изменения й спроса, и предложения

Изменение предложения

Изменение спроса

Воздействие на равновесную цену

Воздействие на равновесное количество продукта

1. Увеличение Сокращение Снижение Неопределенно

2. Сокращение Увеличение Повышение Неопределенно

3. Увеличение Увеличение Неопределенно Увеличение

4. Сокращение Сокращение Неопределенно Уменьшение

ях конечное воз.деиствие иа iiaisnoBCCHyio пену ока-зьшастся н\левыл!. иена не из.\!еняегся. (К/почсвой вопрос 8.)

Снова о допущении

«при прочих равных условиях»

Здесь ,мы должны еще раз по.дчеркнуть, что конкретные построения кривой спроса и предложения (как. HanpnNfcp. на рис. 3-6) показывают соотношения !eждy ненакп! и велнчино!! пред.юженпя и Спроса при прочих равных ус.ювпях. Понижающаяся кривая спроса говорит нам о том. что пена и количество спроса С!!язаны .\!ежду co6oii обратной зависимостью - при прочих равных условиях. Восходящая кривая прелдожеиия означает, что цена и величина пред.можеьпи! нахоля1Ся при прочих равных условиях в прялюн зависимости.

Игнорируя допуи1Сние «при ироч!1х равных условиях», вы можете столкнуться с за[1утан1п.1ми ситуациями, которые, казалось бы. вступают в противоречие с законами С!Ц")оса и предложения. Допустим, например, что производ!1Тсли крепких напитков про.дают 1 млн бутьгюк по цене 4 до.ч. за буты.зку в год, в следующем году они прода.дут 2 млн бугылок



по цене 5 дол. и 3 млн бутылок в следующем го.ду по цене 6 дол. Цена и количество купленных бутылок изменяются прямо пропорционально, то есть в одно.м и том же направлении, причем эти данные реального рынка, казалось бы, противоречат закону спроса. Но на самом деле здесь нет никакого противоречия. Эти данные вовсе не опровергают закон спроса. Подвох здесь заключается в том, что в течение этих трех лет, охваченных нашим примером, не соблюдалось допущения «при прочих равных условиях». Конкретно: уже потому например, что изменение вкусов, рост доходов сти.мулировали резкий рост спроса на напиток. Кривая спроса из года в год ползла вверх, как на рис. 3-ба, что и вызвало повышение цены и одновременное увеличений объема продаж.

И.тидру1Х)й пример. Цена кофе неожиданно подскочила oflHOBpcNfCHHO с падением его производства. Эти события по всей ниди.мости противоречат пря-люй зависи.мости между ценой и величиной востре-буемого пред-юженпя. В данном случае подвох также заключается в том, что допущение «при прочих равных условиях», лежащее в основе построения восходяитс!! кривой пре;ыожения, не соблюдается. Плохо)! урожай кофе, напротив, сократил его Г!ред-.тоженпе, как показано на рис. 3-бг. В результате ueiia на кофе !!Озросла при одновре.ме!!!(ох! росте объема его !!родаж.

Эт!1 пр!1мерь! также подчерк1!вают значение от-меча1П!!е10ся выше разл1!Ч1!я меж.1у «изменен!1е,м ise-Д11Ч1(!!Ы спроса (1!ли предложения)» и «измене!!ие\! с1!роса (предложения)». На рис. 3-ба изменен!!е спроса пр!1вело к изменению велич1!ны пре.дложе-Н1!я. На рис. 3-бг изменение предложения по1!лек,-!0 за собо)! изменение величины спроса.

Конкретный пример: лосось

.],ля закрепления изучен!!Ого материала лава11те проана;!!13ируем К01!крет!!ьн) пр!1мер !13 реаль!юй ЖИ31Н1. папр1!мер, рынок лосося, где за последнее пре.мя це!!Ы резко !тзменились.

В !!ачале 7(3-х годов доход рыбаков от продажи фунта рыбы, доста!и1енной в док. в сегодняи!!1нх пенах состамял 0.6 дол. Цена равновесия, как показано !ia рис. 3-7, воз!!пкает в точке пересече!!ия кривой пре.1ложе!!!!Я 5, и С!!роса /),. Соответствующее равновесное количество лосося - roio са.мого. что наибо.тее часто при\!е!!яется д.!я консер1И!рова-Н1!я. - составило q, фунтов. (Конкретные !и1фрь! li данном случае не имеют хтя нас !Н1какого значения.)

В пер!1од между !(ачалом 70-х и ко!!цом 90-х годов на рынке лосося произошли изменения как в предложен!!!!, так и в спросе. Пред.;10жение 1!зме-111!лось. поскольку те1!ерь стал!! применяться более совреме!11!!>1е и лучше оснащсн!1ые ры6оло15ные

суда, 1!оэто.му также вырос i! у.пов рыбы, что спо-собство1!ало снижению себесто!1мости единицы веса продукта. Одновреме!!но высокие в тот период цены !!а лосось - 0,6 дол. за фу!!т ~ способспювали внедрению в этот бизнес значитель!!ого количества !!овь!х людей. В результате таких перемен предложение лосося резко возросло, и кр!!вая предложе-Н1!я сместилась вправо - из 1!оложения 5i в положение S. как показано на р!!с. 3-7.

В тот же самы)! пер!!од времени спрос на лосося сн1!зился, как показано нар!1С. 3-7,1де кривая спроса из подоже!!ия £>! сместилась в положе1!ие Л. Снижение спроса является результатом в основном изменения вкусов потреб!!телей при одновреме!!ном росте их доходов. Покупател!! стали теперь предпо-Ч!!тать высококачественную свежую !1Л1! свежемо-

р0ЖеН!!уЮ рыбу, а не К0!!СерВ!!р0Ва!!Ную. в том Ч!1С-

.те о!!И отказались даже от вь!сококачест1!енных сортов консервирова!!ио10 лосося.

Такие nepcNfCHbi в спросе и п[7елложе1!ип оказали существенное влияние на пену лосося - и это ясно видно на рис. 3-7. К 1997 г равно!5есная цена у!1ала до 0,1 дол. за фунт рыб!я - практ1!ческ!1 на 83% против це!!Ь! начала 70-х годов. Рост !!редло-жения npi! одновременном С!!иже!1И!1 спроса г!0-зволил С!!ИЗ!!ть цсну равновесия. Однако равновесное количество лосося !юзросло, как это видно из перемещения этой вел!1чинь! с (>, до уровня Qj. Такое из.менен!!е количест!!а возникло в результате того, что рост предложсн!1я лосося превышал сокращение спроса.

Количество (в фунтах)

Рисунок 3-7. Рынок лосося

в начале 70-х годов предложение лосося возросло, а спрос сократился В результате снизилась цена, в нашем примере -с 0.6 до 0,1 доп, за фунт. Поскольку рост предпожения превосходил падение спроса равновесное количество продукта увеличилось с О- до Q

4 - 7084

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [ 24 ] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]