назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


20

щих независимо покупателей и продавцов, они обмениваются между собой стандартизованной продукцией. Это высоко конкурентные рынки, например, это может быть рынок зерновых - центральная биржа зерна, фондовая биржа или рынок иностранных валют, где равновесная цена «обнаруживается» как результирующая всех независимых рещений продавцов и покупателей. Это не те рынки, где один продавец или небольшая группа производителей «устанавливает» цены, как это может быть на таких рынках, как рынок коммерческих самолетов или поздравительных открыток.

СПРОС

Спрос можно представить в виде шкалы, или кривой, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цепе из ряда возможных в течение определенного периода времени. Спрос, таким образом, показывает то количество продукта, на которое будет предъявлен спрос при разных возможных ценах при прочих равных условиях. Спрос можно наглядно представить в виде таблицы. В табл. 3-1 приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей зерна.

Эта табличная схема спроса отражает связь между возможными ценами зерна и ее количеством, которое наш мифический потребитель желает и в состоянии купить по каж,дой из этих цен. Мы говорим «желает» и «в состоянии», так как одного лишь желания на рынке недостаточно. Я могу «хотеть» купить «порше», но если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимой суммой денег, оно окажется недействительным и, соответственно, не получит воплощения на рынке. Как видно из табл. 3-1, если цена за бушель зерна составляет на рынке 5 дол., наш потребитель будет готов и способен покупать по 10 бушелей зерна в неделю; если же цена составит 4 дол., потребитель будет готов и способен покупать уже по 20 бушелей в неделю и т.д.

Шкала спроса в нашей таблице сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке зерна. Как уже было сказано, это зависит от соотношения спроса и предложения. Следовательно, спрос - это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.

Для того чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определен-но.му отрезку времени - дню, неде.те, месяцу Заяв-

Таблица 3-1. Спрос индивидуального покупателя на зерно (в бушелях)

Цена за бушель [в дол.]

Величина спроса в неделю

Применяя это определение к рынку ресурсов, просто подставьте вместо слова «продукт» слово «ресурс» и вместо слова «потребители» слово «фирмы».

ление о том, что «потребитель может купить 10 бушелей зерна по цене 5 дол. за бушель», неопределенно и бессмысленно. А вот заявление о том, что «потребитель будет еженедельно покупать 10 бушелей зерна по 5 дол. за бушель», ясно и исполнено большого смысла. Не зная, о каком конкретно периоде времени идет речь, мы не сможем сказать-велик или мал спрос на конкретный товар.

Закон спроса

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче говоря, существует отрицательная, или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную зависимость законом спроса.

Допущение «при прочих равных условиях» имеет здесь принципиальное значение. На количество купленного товара, помимо цены рассматриваемого продукта, влияют многие другие факторы. Количество приобретенных кроссовок фирмы Nike будет зависеть не только от их цены, но и от цены таких заменителей этого товара, как кроссовки фирмы Reebok, Adidas и Filas. Закон спроса в этом случае гласит, что кроссовок Nike будет приобретено меньше, если их цена растет, в то время как цена кроссовок фирмы Reebok, Adidas и Filas остается постоянной. Короче, если относительная цена кроссовок Nike повышается, их будет куплено меньше. Однако, если цена кроссовок Nike, равно как и всех других конкурирующих торговых марок кроссовок, возрастет на некоторую сумму, например на 5 дол., потребители могут купить больше, меньше или столько же кроссовок Nike.

Что же лежит в основе закона спроса? Ответить на этот вопрос можно с разной степенью углубления в научный анализ. Давайте рассмотрим три следующих соображения.

1. Здравый смьюл и элементарное наблюдение реальной жизни согласуются с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше



Кривоя спроса

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого графика, условно показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену ~ на вертикапьной оси. Разместим на графике (рис. 3-1) те пять вариантов «пена ~ количество», которые показаны в табл. 3-1, проведя перпендикуляры к соответствуюнщм точкам на двух осях. Соединив полученные таким образом значения, мы получим плавную кривую, которую мы назовем О. Полученная таким образом кривая называется кривой спроса. Она направлена вниз и вправо, так как отражаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Закон спроса - люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой, ~ находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.

Таблица 3-1 и рис. 3-1 содержат одни и те же данные и отражают одинаковую связь между ценой и величиной спроса. Преи.мущество графического изображения заключается в том, что оно позволяет нам четко представить эту связь более простым способом, чем если бы пришлось пользоваться ее словесным или табличным описанием. Кроме того, с помощью графиков намного проще определять последствия изменении переменных. Графики представляют собой важные инструменты экономического анализа.

10 20 30 40 50 60 70 80 О Величина спроса {число бушелей в неделю)

Рисунок 3-1. Кривая индивидуального спроса на зерно

Шкала индивидуального спроса представлена на графике в виде нисходящей кривой D, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. При этом по закону спроса, при прочих равных условиях, потребители покупают большее количество продукта, когда ценз на него снижается. Здесь и в дальнейшем Р - цена; О - количество продукта (спрос или предложение).

по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее количество товара они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Фирмы сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или пользы, от каждой последующей единицы продукта. Например, второй «биг-мак» дает потребителю меньше удовлетворения, чем первый; третий приносит еще меньше удовольствия, или пользы, чем второй, и т.д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности ~ то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. Закон спроса можно также объяснить в терминах эффекта дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой иене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Приведем для иллюстрации следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.



Таблица 3-2.

Рь!ночныи спрос на зерно, 3 покупателя (в бушелях)

Цена

за бушель (в дол-]

Величина спроса

Общая величина спроса за неделю

покупатель

покупатель

покупатель

12 +

23 +

39 ♦

Индивидуальный и рыночный спрос

До сих пор Nn>i paccNiarpnBa.Tii проб.тему с позиции стипственито потребителя. Но наличие конкуренции обязывает нас рассмотреть ситуацию, когда на рынке выступает много покупателе!). Перейти от индивидуального спроса к рыночному спросу можно посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребите.чем при разных возможных ценах. [:сли бы на рынке де11ст1ювади лип1Ь три покупате.тя. как эго показано в табл. ."-2, было бы легко определить обите р>е.Т1П1ИНы спроса при каждо!! иене. На рис. .-2 ланш.тй нропесс суммирования изображен графически. При каж,дой цене мы сух!мнровалн ннднви.гуальпы)) спрос и получали совокупный спрос при .чанной цене, затем .мы просто наносим пену и сонокутгый спрос как точку на криво)) рыпочною спроса.

Разумеется, копкуретшя предполагает пам1юго болыпее число покупателей продукта на рынке, чем три. Чтобы избежать .длительного процесса суммирования сотен или ,чаже тысяч или нллиoиoв слагаемых, предположим, что все покупатели па рынке решили [[рнобрестп одинаковое количество продукта по каждой из В03М0Ж1Н.1Х ней. Таким образом, мы можем онрелечить рчяиочны)) спрос путем умножения Э1ИХ 1!е.тичин на число покупателей. Полученная таким образом кр1Н!ая D. иа рис. 3-3 показывает эту кршпю рыночного спроса со стороны 200 поку-

Цена

Величина

Число

Общая

за бушель

спроса

покупателей

величина

(в доп.]

за неделю,

на рынке

спроса

один

за неделю

покупатель

2000

4000

7000

11 ООО

16 ООО

пателей зерна ~ как в табл. 3-1. В табл. 3-3 прирю-дятся все соответствующие расчеты.

Детерминанты спроса

Ког.та экономист строит кривую спроса ~ скажем, такую, как D, на рис. 3-3, ~ он исходит из .допущения, что иена служит самой важной детермина1Ггой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на объем покупок. Эти факторы называются детерминантами спроса. При построении кривой спроса /) следует также допустить, что эти детерминанты будут оставаться неизменными. Эти те самые «прочие равные условия» в соотношении между ценой и величиной спроса. Когда эти детерминанты изменяются, изменяется и положение кривой она смещается вправо или влево. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.

Основные детерминанты, или факторы, рыночного спроса следующие: 1) вкусы, или предпочтения, потребителей: 2) число потребителей на рынке: 3) денежные доходы потребителей: 4) пены на сопряженные товары; 5) потребительские ожидания относительно будущих цеп и доходов.

100 = 35 + 3926)

Рисунок 3-2. Кривая [}ыночного спроса на зерно трех покупателей

Кривая совокупного рычсчного спроса D образуется путем горизонтального совмещения кривых индивидуального спроса (О,, и О,) всех потребителей на рынке. При цене, например, 3 дол, все индивидуальные кривые образуют совокупный спрос в 100 бушелей.

Таблица 3-3. Рыночный спрос на зерно,

200 покупателей (в бушелях)

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]