назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


2

издании приводится кривая валового дохода компании, графический анализ «валового совокупного дохода - общих издержек» ограничивается максимизацией прибыли; дан подраздел о модели чистой конкуренции. Глава 24: новая табл. 24-2 показывает, как рассчитывать максимизирующий прибыль объем выпуска продукции, цену и прибыль (если она будет) в условиях чистой монополии. На рис. 24-6 даются новые графические сравнения доходов в условиях чистой монополии и совершенной конкуренции. В качестве примера ценовой дискриминации приводится пример «купона со скидкой». Глава 25: в новом издании анализ монополистической конкуренции и олигополии помещены в одну главу. Ломаная кривая спроса поставлена в главу как ключевой график. Приводится ряд новых примеров. Глава 26: новая глава о технологии, научных исследованиях и эффективности.

• Часть 6. Глава 27: в табл. 27-3 показаны различия между заменяющими и дополняющими ресурсами. Приводятся новые примеры спроса на труд, пересмотрен подход к изучению комбинации ресурсов, приносящих максимальную прибыль при минимальных затратах. Глава 28: даны рассуждения о стагнации реальной заработной платы. Заново написан подраздел о несовершенствах рынка труда. Глава 29: раскрыта теория ссудных фондов.

• Часть 7. Глава 30: приводятся новые гипотетические примеры (скульптора, организовавшего свое предприятие) для иллюстрации проблемы «бесплатного проезда» и характеристики товаров общественного пользования; приведены новые соображения о «трагедии общих ресурсов». Глава 31: проведена расширенная дискуссия относительно политики «свинина в обмен на нефть» и неэффективности бюрократии, даны новые материалы о налоге на добавленную стоимость и предложении ввести единую ставку подоходного налога, критика этих предложений.

• Часть 8. Глава 32: дана дискуссия вокруг Microsoft и принудительных контрактов, приводятся новые примеры случаев установления фиксированных цен; внесены коррективы и пересмотрен подраздел, рассказывающий о промышленной политике. Глава 33: приводятся новые рассуждения о реформе политики в отношении фермеров (конец политики поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию). Глава 34: уточнены данные об изменчивости доходов, применены новые подходы к исследованию причин роста неравенства, новый подраздел о реформе системы социального страхования. Глава 35: проведено расширенное обсуждение проблем, связанных с управлением здравоохранением (привилегированные организации и органи-

зации поддержания здоровья). Глава 36: пересмотрены и обновлены материалы дискуссии о профсоюзах (тред-юнионизме), приведены новые данные и подходы к анализу дискриминации, в том числе дебаты вокруг «положительного воздействия профсоюзов», новые соображения в отношении иммиграции.

• Часть 9. Глава 37: посвящена проблемам мировой торговли. Глава 38: приведены объяснения статей платежного баланса, новые соображения относительно дискуссии вокруг существовавших систем обменных курсов и написан специальный подраздел о дефиците торгового баланса США. Глава 39: содержит новую карту мира - промышленно развитые страны, развивающиеся страны со средним уровнем доходов и развивающиеся страны с низким уровнем доходов (рис. 39-1); новые соображения по поводу трудностей, связанных с международной задолженностью, в том числе недавние предложения МВФ относительно зачета задолженности стран Юго-Восточной Азии. Полностью пересмотрен материал о политике в отношении развивающихся стран. Глава 40: содержит существенно переработанный материал, который теперь включает анализ проблем, связанных с переходом к рыночной экономике в Китае и России.

Новые подразделы «Последний штрих»

В это издание включено несколько новых подразделов «Последний штрих». Все 40 подразделов сопровождаются новыми рисунками. Мы по-прежнему помещаем эти материалы в конец главы, чтобы до времени не отвлекать внимания читателей.

Среди новых тем - проблемы женщин и расширяющиеся производственные возможности (глава 2), суверенитет потребителя, голосование долларом и пластмассовые розовые фламинго (глава 4), отмена контроля над заработной платой и ценами (глава 16), неуместность (бесполезность) учета невозвратных издержек (глава 22), максимизация прибыли потребителя в условиях совершенной конкуренции (глава 23), краткая история персонального компьютера и Интернета (глава 26), замена автоматических кассовых аппаратов на банкоматы (глава 27), влияние профессионального лицензирования на парикмахеров-афростилистов (глава 28), реформа системы социального страхования (глава 34), дефицит органов человеческого тела для трансплантации (глава 35), влияние прослушивания «вслепую» на долю женщин в составе ряда ведущих симфонических оркестров (глава 36), переход к капиталистическим отношениям на предприятиях в России (глава 40).



ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Несмотря на то что 14-е издание достаточно отдаленно напоминает первое, наши намерения остались прежними: познакомить студентов, начинающих изучать экономике, е принципами, важными для понимания основной проблемы минимизации затрат, специальных экономических вопросов и научить их разбираться в альтернативных политических направлениях, по поводу которых они смогут сознательно принимать решения. Два удачных побочных «продукта» этой задачи - умение правильно и бесстрастно рассуждать об экономических проблемах и постоянный интерес к экономике. И как обычно, наше изложение принципов и проблем экономике будет прямым и логичным. Мы продолжаем подчеркивать тот факт, что наше изложение предмета - ясное, последовательное и непротиворечивое.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

• Всестороннее объяснение на соответствующем уровне. Экономике - обширный, аналитический и перспективный предмет, он доступен пониманию студентов с различным уровнем подготовки. Основательная проработка и доступное изложение позволяют преподавателям самостоятельно выбирать темы для специального изучения. При этом преподаватели уверены в том, что студенты смогут прочитать и самостоятельно понять другие заданные ими материалы по книге.

• Исчерпывающее определение экономике. Поскольку студенты должны в первую очередь изучить основы, мы решили посвятить почти всю главу 2 тщательной и всесторонней проработке проблемы экономии (минимизации затрат) и ее различным практическим сторонам. Такой подход позволит выстроить в правильной последовательности ключевые экономические концепции.

• Основы рыночной системы. Различные страны по всему миру совершают в настоящее время переход от плановой экономики к рыночной. Поэтому наше описание механизмов и институтов рыночной системы в главе 4 сегодня стало как никогда ранее актуальным. Мы обращаем особое внимание на права собственности, свободу частного предпринимательства и выбора, конкуренции и роли прибыли, поскольку эти концепции плохо воспринимаются студентами в начале изучения предмета.

• Ранняя интеграция международной экономике.

Уже в самом начале изложения предмета мы знакомим с принципами и институтами глобальной эко-

номики. Так, в главе 6 исследуется рост мировой торговли и ее основные участники, рассказывается о специализации и сравнительных преимуществах, о мировых валютных рынках, тарифах и субсидиях, а также о различных торговых соглашениях. Такое мощное «введение» в международную экономике позволяет объяснить макроэкономические и микроэкономические проблемы с позиций глобализации.

• Исследование роли государства на ранних этапах обучения. Правительства - часть современного капитализма. В учебнике рассказывается об экономических функциях государства в самом начале -в главе 5. В главе 30 более детально рассматриваются причины несостоятельности государства и рынка, в главе 31 исследуются ведущие проблемы теории общественного выбора и государственных финансов. Как микроэкономический, так и макроэкономический разделы учебника содержат проблемные главы и главы, где излагается экономическая политика.

• Акцент на экономический рост. Это издание продолжает ориентировать на экономический рост. В главе 2 исследуется кривая производственных возможностей и показаны основные слагаемые роста. В главе 18 рассматриваются темпы и причины роста, а также некоторые противоречивые сопутствующие им проблемы. В главе 39 внимание направляется на развивающиеся страны и на препятствия, с которыми они сталкиваются. В главе 40 рассматриваются проблемы, связанные с переходным периодом в экономиках бывшего Советского Союза и Китая. В это издание мы поместили главу, которая может стать основой для понимания экономического роста - это глава (из раздела «микроэкономике») о современных технологиях, научных исследованиях и разработках и эффективности.

• Акцент на теорию фирмы. Мы уделяем большое внимание проблемам микроэкономике в целом и теории фирмы в частности. Для этого есть две причины. Первая - большинство студентов, только начинающих изучать экономике, испытывают здесь большие трудности. Кроме того, довольно сжатое изложение тем обычно только усиливает эти трудности, и у студентов остается больше вопросов, чем ответов. Вторая - мы хотели совместить анализ различных структур рынка с обсуждением влияния каждой из них на уровень цен, объемы выпуска, распределение ресурсов и темпы развития технологии.

• Акцент на экономические проблемы. Многие студенты считают часть 4 (макроэкономические проблемы) и часть 7 (микроэкономические проблемы) основными. Мы постарались сделать так, что-



XXVIII

ПРЕДИСЛОВИЕ

бы направить предмет по логическому пути развития и научить пользоваться аналитическими инструментами. Мы приветствуем инициативу преподавателей при изучении этих частей - они могут пропустить некоторые из них по своему выбору.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

Изучение некоторых тем и концепций в экономике бросает вызов средним студентам. Например, следует отнестись с большим вниманием к теории фирмы и макроэкономическому подходу к определению уровня выпуска и цены. Здесь простота связана с полнотой, а не с краткостью изложения.

Наш опыт подсказывает, что при рассмотрении любой темы - будь то совокупный спрос и предложение, деньги и банковская система, теория фирмы и международной экономике - желательно, чтобы анализ теории сочетался с анализом экономической политики. В целом можно сказать, что мы исследуем наши аналитические инструменты в три этапа: 1) словесное описание и иллюстрации; 2) числовой пример; 3) графический анализ, основанный на числовом примере.

Все эти соображения привели к тому, что мы разделили учебник на девять частей: часть 1 - Введение в экономике и экономику; часть 2 - Национальный доход, занятость и фискальная политика; часть 3 - Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика; часть 4 - Проблемы и противоречия в макроэкономике; часть 5 - Микроэкономике товарных рынков; часть 6 ~ Микроэкономике рынков рееуреов; часть 7 - Государство и микроэкономике; часть 8 - Микроэкономические проблемы и политика; часть 9 - Международная экономике и мировая экономика.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Преподаватели обычно соглашаются с содержанием курсов экономике, однако они часто расходятся во мнении об организации учебного процесса. Наш учебник обладает в этом смысле большой гибкостью. Предыдущие пользователи учебника рассказывали нам, что часто они серьезно изменяли последовательность изучения тем, хотя немного отступали от логики изложения материала.

Мы предпочитаем двигаться от макроэкономике к микроэкономике, однако после части 1 можно перейти к микроэкономическому анализу в частях 5 и 6. Аналогичным образом модели совокупного спроса - совокупного предложения излагаются после двух глав, посвященных анализу совокупных расходов. Те, кто хочет следовать исключительно анализу модели совокупного спроса - совокупного предло-

жения, могут просто пропустить эти две главы и дополнить обсуждение совокупного спроса рассуждениями о спросе на инвестиции и мультипликаторе и причинах смещения кривой совокупного спроса.

Некоторые преподаватели предпочитают перемежать изучение микроэкономических проблем, изложенных в частях 5 и 6, изучением проблем, изложенных в части 8. Так, главу 33 о сельском хозяйстве можно изучать после главы 23 о совершенной конкуренции, глава 32 об антитрестовской политике, регулировании и промышленной политике может следовать за главами 24 и 26 о несовершенной конкуренции и технологических преимуществах. Глава 36 о проблемах рынка труда (профсоюзы, дискриминация и иммиграция) может следовать за главой 28 о заработной плате; глава 34 о неравенстве доходов может следовать за главами 28 и 29 о распределении национального дохода.

Преподаватели, ведущие обычный двухсеместро-вый курс, которых вполне удовлетворяет наша последовательность изложения материала, обнаружат, что если начать преподавание с частей 1-4 в первом семестре, то во втором следует перейти к частям 6-9. Для тех преподавателей, кто решил уделить больше внимания международным экономическим проблемам, мы рекомендуем в первом семестре изучить части 1, 2, 3 и 9, а во втором семестре - части с 4 по 8.

Если курс экономике излагается на протяжении трех семестров, то в первом изучаются главы с 1 по 12, во втором - с 13 по 29 и в третьем - с 30 по 40.

Если курс преподают только один семестр, то можно рассмотреть различные группы глав. В конце предисловия мы предлагаем три варианта группировки глав для односеместрового обучения - с упором на макроэкономические вопросы, проблемы микроэкономике или на обзор теоретических проблем микро- и макроэкономике, а также два варианта группировки глав для курса, который преподается в течение одной четверти.

БЛАГОДАРНОСТИ

Мы особенно благодарим Джеймса Риза из Университета Южной Каролины (г Спартанебург), который написал 80 Интернет-вопросов ко всем главам учебника.

Коллеги из Университета Небраска-Линкольн и Лютеранского университета Тихоокеанского побережья щедро делились с нами своими знаниями в областях своей специализации. Они нас поддерживали (вселяли в нас уверенность).

Как мы отмечали ранее, 14-е издание отличается от предыдущих. Рецензенты внесли весомый количественный и качественный вклад, их предло-

[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]