назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [ 19 ] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


19

44 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Введение в экономике и экономику

Полная занятость {full employment) Полный объем производства {full production) Эффективность производства {productive efficiency) Эффективное распределение ресурсов

(allocative efficiency) Потребительские товары {consumer goods) Товары производственного назначения

{capital goods) Таблица производственвых возможностей

{production possibilities table) Кривая производственных возможностей

{production possibilities сип-е)

Альтернативные издержки {opportunity costs) Закон возрастающих альтернативных издержек

{law of increasing opportunity costs) Экономический рост {economic growth) Экономическая система {economic system) Чистый капитализм (pure capitalism) Рыночная система {market system) Командная экономика {command economy) Традиционная экономика {traditional economies) Рынок ресурсов {resource market) Рынок продуктов {product market) Модель кругооборота {circular flow mode!)

ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Объясните смысл следующего утверждения: «Если бы ресурсы были неограниченными и свободно доступными, то не было бы предмета под названием "эконохшкс"».

2. Прокомментируйте следующее утверждение, появиищееся н 1азетноГ1 статье: «В млад1пих классах нашей средней школы ученикам лают великолепные горячие за1!Траки стоимостью в 1 дол., причем нало1оплателыннкам это ничего не стоит, поскольку оии оплачиваются нз нра1И1тельственно1) субсидии».

3. Критически г1роан;1;1изиру11те ут1!ерждение: «Неправильно, что потребности насытить невозможно. Я могу это доказать. Я получаю то количество кофе, которое я хочу выпивать каждое утро за завтраком». Обьясиите следующее положение: «Товаров и услуг не хватает потому, что ресурсов недостаточно». Проанализируйте следующее утверждение: «Всем экономическим проблемам присуще одно и то же коренное С1Ю1ТСТ1!0, а именно то. что мы не распола1аем абсолютным их решением».

4. Что такое эконохи1ческие ресурсы? Каковы главные функции предиринимате.дя.

5. Ключевой вопрос. Почему проблема незанятости ресурсов является соста1!нон частью предмета «эконо.мнкс»? Объясните разн1И1у между эффективностью произ1юдства и эффскти1И10Стью распределения ресурсов. Пр1И5едите пример достижения эффективности производст1!а, но не рас1тределен11Я ресурсов.

6. Кгючевой вопрос. Ниже 1трелставлена таб.чнца произво.дственных воз.можносте11 1!ыпуска 1!оенной и гражданской продукции:

ПроизБодсгвенные

альтернативы

Вид продукте

А В

Автомобили

С 2

Ракеты

30 2 7

а. Представьте данные графически. На каких конкретных допущениях основана эта кривая производственных возможностей?

б. Если экономика находится в точке С, каковы издержки производства одного дополнительного автомобиля? Одной дополнительной ракеты? Объясните, каким образом эта кривая отражает закон возрастающих альтернативных издержек.

в. Как должна вести себя экономика, чтобы оказаться в какой-либо точке на кривой производственных возможностей?

7. Каковы альтернативные издержки учебы в колледже?

8. Предположим, вы приходите в магазин, собираясь заплатить за товар 100 дол., и узнаете, что в магазине в двух милях отсюда его можно купить за 50 дол. Поедете ли вы туда покупать его? Сколько вы выгадаете от такого решения? Каковы альтернативные издержки вашего решения. Теперь предположим, что вы приходите в магазин, собираясь заплатить за товар 6 тыс. дол., но узнаете, что в другом магазине он стоит 5950 дол. При.ме-те ли вы то же решение, что и раньше? Как это не удивительно, вам стоит это сделать! Объясните почему.

9. Ктчевой вопрос. Опишите и объясните форму кривых предельных выгод и предельных издержек. Как их можно использовать ддя определения оптимального распределения ресурсов для ко1ткретного продукта? Если объем производства в настоянии! момент таков, что предельные издержки превышают предельные выгоды, то большее или меньшее количество ресурсов следует выделить на производство этого продукта? Объясните ваш ответ.

10. вопрос. Обозначьте точку G внутри кривой производственных возможностей, которую 1ИЛ построили при ответе на вопрос 6. Что она означает? Теперь обозначьте точку Н вне кривой. А что означает эта точка? Что должно произойти, прежде



чем экономика сможет достичь уровня производства, обозначенного точкой ?

11. Ключевой вопрос. Возвращаясь к вопросу 6, предположим, чю в технологии производства ракет произошло усовершенствование, а техгюлогия производства автомобиле!! осталась неизменной. Постройте гювую кривую произ1ЮДСтвег1Г1ых возможностей. Теперь предположим, что техгюлогический npoipecc затрону.! 1П)оизводство автомобилей, а не ракет. Г1ос1ройте новую кривую производственных возможностей, а затем кр1Н?ую производственных воз.можностей, отражающую раз1И1тие технологии в производстве и ракет, и автомобилей.

12. Объясните, как каждый из перечисленг1ых ниже факторов влияет нл положение кри1ЮЙ производственных возможностей.

а. Средние экзаменационные оценки студенто!! колледжей и учеников старших классов 1пкол снижаются.

б. Уровень безработицы падает с 9 до 6% чис-лепностп рабочей силы.

в. Расходы на оборону сокращаются, что поз1Ю-ляет государству тратить больше средств па здравоохранение.

г. Общеспю приходит к иьнюду, что ему требуются компакт-диски, а Fie долюшрающие пластинки.

л. Новая технология повьинает эффективность извлечения ме.ди из руды.

е. Нов1яй всплеск рождаемости увеличивает численность рабочей силы в стране.

13. Объясните скиясл фразы: «.Завтрашнее изо-бпдие требует сегодняшних жертв».

14. Предпо.южим, что согласно данным нацио-налы1011 кривой пропзводственнььх 1юзможпостей 3KonoNHiKa до.тжна пожертвовать 10 тыс. пицц внут-репнего производства для полумения одгюго дополнительного робота. Но данная страна может получить этого робота путем юргового обмена с дру10й страгюй на 9 тыс. пицц. Сравните эту информацию со с;1едуюинг%! утверждением: «С помощью межту-пародной торговли н снепиалпзации страна может сократить своп а.тьтсрнативные издержки получения про.туктои и таким образом "сдвинучь ciioio кривую произ1Юдствепных возможностей"».

15. Покажите, как различаются подходы крещению проблемы экономической нехватки ресурсов в таких экономических системах, как чистый капитализм и командная экономика.

16. Объясните смысл утверждения: «Несмотря на то что в США действует капиталистическая система, а пе традиционная экономика, традиции (например, обручение, празднование Рождества и Хэл-лоуин) играют большую роль в том, какие продукты следует производить».

17. Опишите основные свойства модели кругооборота. В каких случаях домашние хозяйства и фирмы будут выполнять обе функции - предложе-иия и спроса? Покажите, каким образом в модели 1юзникает идея ограниченности.

18. («Последний штрих».) Какие две из шести приведенных в .материале причин являются наиболее важными для объяснения роста участия женщин в трудовой деятельности? Приведите собственные причины.

19. Интернет-вопрос. Различные географические зоны - различный уровень производства; Яноння и США. В сравнении с США у Японии tojh.ko 4% территории (немного меньше территории штата Калифорния) и 47% населения (по оценкам 1996 г). При прочих равных усдошгх Япония должна производить значительно меньше 47% объема американского производства. Посетите страницу OECD (Organization for Economic Cooperation and Development) (littp: www.oecd.org/std/gdp.litm) и рассчитайте соотношение ВВП Японии и США. Ваша цифра будет выше или ниже 47%? Как вы объясните эту разницу?

20. Интернет-вопрос. Рост производительности в Гонконге. Совет по производительности Гонконга (http: hkpcms.hkpc.org/) был создан в 1967 г с целью содейспшя росту национальной производительности. Совет формулировал свои задачи так: «Достигнуть более эффективного использования имеющихся ресурсов и повысить долю добавленной стоимости в продуктах и услугах. Цель - повысить эффективность и конкурентоспособность и через это способствовать повышению уровня жизни народа Гонконга». Как Совет определяет производительность? Как намерен способствовать ее повышению?



АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ РЫНКОВ: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Ку огласно старой шутке, достаточно научить попугая произносить слова «спрос и предложение» - и перед вами экономист! В этом язвительном высказывании заключена большая доля правды, так как, по существу, простейшие экономические рычаги - спрос и предложение - способны дать нам глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о работе экономической системы в целом.

Приведенная в главе 2 модель кругооборота представила нам участников на обоих рынках - на рынке ресурсов, и на рынке товаров. Там мы убедились, что цены определяются путем «взаимодействия» между спросом и предолжением на этих рынках. В этой главе мы изучим это «взаи.модействие» детально и объясним, как устанавливаются цены и определяются объемы производства, или выпуск.

РЫНКИ

Давайте вспомним определение понятия «рынок», данное в главе 2. Итак, рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг или ресурсов. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозаправочная станция, закусочная, музыкальный магазин, придорожный ларек фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагская торговая палата - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупатели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной продукции со всего мира взаимодействуют друг с другом - путем продажи и купли друг у друга. Подобным же образом организаторы аукционов сводят вместе потенциальных покупателей и продавцов предметов искусства, скота, подер-

жанного сельскохозяйственного оборудования, а иногда и недвижимости. Известный на всю Америку футболист и его агент ведут переговоры о контракте с владельцем команды Национальной футбольной лиги. Выпускник финансового факультета беседует с представителями банков Citicorp или Wells Fargo в университетском бюро трудоустройства, помогающем выпускникам получить работу.

Все эти ситуации, которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки. Как следует из приведенных примеров, одни рынки являются локальными, тогда как другие носят национальный или международный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

Для упрощения анализа мы посвятим эту главу рынкам, где встречается огромное число действую-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [ 19 ] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]