назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [ 155 ] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


155

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

17, Интернет-вопрос. Квартиры в Нью-Йорке -последствия введения потолка цен. В Нью-Йорке контроль за арендной платой за жилье был введен во время второй мировой войны и сохранен муниципалитетом Нью-Йорка после ее окончания. В 1997 г контроль за арендной платой охватывал примерно 71 тыс. городских квартир. Определите разницу между понятиями «контроль за арендной платой» и «политика стабилизации арендной платы», посетив сайт сети квартиросъемщиков (http: www.tenant.net/) и сайт «Рекомендации по аренде квартир Нью-Йорке» (http; www.nycrgb.com/). Не являются ли оба эти понятия завуалированным способом контроля цен? Какие могут быть последствия такого контроля? Сокращаются или, наоборот, расширяются масштабы контроля за арендной платой?

чем: а) больше у него заменителей; б) больше его удельный вес в доходах потребителя; в) с меньшей вероятностью он может быть отнесен к товарам первой необходимости. Супермаркеты К-таП{Ы\.: www.kmart.com/) еженедельно публикуют данные по продажам выборочных товаров. Если сокращение цены приводит к росту общего дохода, то К-таП относит товар из этой выборки в рубрику под условным названием «Голубые огни», то есть к товарам, пользующимся эластичным спросом. Просмотрите выборку за эту неделю и для каждого товара начислите по 1 баллу за соответствие одному из вышеперечисленных критериев эластичного спроса. Сколько товаров из выборки набрало 3 балла? А есть ли такие, что не набрали ни одного? Зачем, интересно, K~mart включает в выборку товары, набирающие менее 3 баллов?



ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И

МАКСИМИЗАЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ

ам, возможно, попадались футболки с надписью *Пройдусь-ка я по магазинам» или «Ходи по магазинам до упаду». Американцы, действительно, - наиия покупателей, В 1997 г. они истратили на товары и услуги около 5,2 трлн дол. Эти расходы составили примерно 93% общего посленалогового дохода США. В этом же году уровень потребления на душу населения достиг 19 410 дол.

Одна из задач макроэкономике - изучение структуры потребительских расходов. Если бы вам довелось сравнить содержимое тележек двух покупателей, вы бы обнаружили колоссальную разницу Почему Паула погрузила в свою тележку картофель, пастернак, гранаты и «пепси-колу», а Сэм - сахар, соленья, мыло, колбасный фарш и «севен-ап»? Почему Паула не купила также свинину и душистый перец, а Сэм, зайдя в бакалейный отдел, не остановил свой выбор на супе и спагетти? Из этой главы мы узнаем, как покупатели распределяют свои денежные доходы на различные доступные им товары и услуги. Почему потребитель покупает именно этот, а не какой-то другой набор товаров? Разбирая и анализируя эти вопросы, мы расширим наше понимание закона спроса.

два объяснения закона спроса

Закон спроса опирается просто на здравый смысл. Высокая цена подавляет желание потребителя совершить покупку, низкая же цена поощряет его приобрести товар. Давайте теперь рассмотрим еще два объяснения нисходящего характера кривой спроса, которые лишь подтверждают правильность наших повседневных наблюдений. (Третье объяснение, основанное на кривых безразличия, в определенном смысле полнее и глубже рассматриваемых здесь; оно разбирается в приложении к этой главе.)

Эффекты доходе и замещения

в главе 3 нисходящий характер кривой спроса впервые объяснялся эффектами дохода и замещения,

1, Эффект дохода. Эффект дохода - это то воздействие, какое изменение иены продукта оказывает на реальный доход потребителей и, следовательно, нз величину спроса на продукт. Если цена продукта, например говядины, падает, то реа.чьный доход, или покупательная способность, того, кто покупает этот продукт, возрастает Эго увеличение реального дохода проявится в росте объема покупок разнообразных товаров, включая и говядину Так, при по-



машины, то потребность в них невелика. Даже самые богатые семьи редко имеют более шести машин, несмотря на то что их доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный парк.

Терминология. Экономисты выдвинули идею, согласно которой определенная потребность удовлетворяется следующими друг за другом единицами продукта в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Вспомните, что продукт обладает полезностью, если он в состоянии удовлетворять те или иные потребности. Полезность - зто способность удовлетворять потребности. Полезность товара или услуги - это удовлетворение или удовольствие, которое получает от них тот, кто их потребляет. На трех особенностях этого понятия следует остановиться особо.

1. «Полезность» и «польза» не являются синонимами. Возможно, картина Пикассо с практической точки зрения совершенно бесполезна, однако для знатоков и ценителей искусства она обладает огромной полезностью.

2. Предыдущее рассуждение предполагает, что полезность - понятие субъективное. Полезность одного и того же конкретного продукта для разных людей совершенно различна. Так, бутылка дешевого крепленого вина, вполне вероятно, обладает весьма значительной полезностью для опустившегося алкоголика, но нулевой или даже отрицательной полезностью для председателя местного общества трезвости. Для любого, кто страдает сильной близорукостью или дальнозоркостью, очки имеют огромную полезность, однако человек со 100%-ным зрением не обнаружит в них для себя никакой полезности.

3. Именно из-за субъективного характера полезности ее чрезвычайно трудно оценить количественно. Однако ради наглядности давайте предположим, что мы в состоянии измерить степень удовлетворения потребностей в единицах, которые назовем «утилами» (uiils). Например, любитель мороженого получит 100 «утилов» полезности из порции эскимо, 10 - из плитки шоколада и только 1 «утил» - из «подушечки» жевательной резинки. Эти мифические единицы измерения степени удовлетворения вполне годятся для описания поведения потребителей.

Совокупная и предельная полезность. Необходимо строго различать совокупную полезность и предельную полезность. Совокупная полезность (СП) - это общее удовлетворение или удовольствие, которое получает человек от потребления конкретного количества - скажем, 10 единиц - товара или услуги. Предельная полезность (ПП) - это добавочное удовлетворение, извлекаемое потребителем издополни-

От иШу [пат.) - полезность. - Прим. ред.

стоянном денежном доходе 20 лол. и неделю вы в состоянии приобрести 10 фунтов говядины по 2 дол. за фунт. Но если цена говядины упадет до 1 дол. за фунт и вы купите те же 10 фунтов, то у вас высвободится еще 10 дол, в неделю, которыми вы сможете воспользоваться для приобретения дополнительного количества говядины или любых других товаров. Снижение ueitbi говядины увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяя ему покупать большее количество говядины. Это и называется эффектом дохода.

2. Эффект замещения. Эффект замещения - это то воздействие, какое изменение цены продукта оказывает на его относительную стоимость и, следовательно, на величину спроса на него. Когда цена продукта падает, он становится дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром другие продукты, которые стали теперь относительно дороже, В нашем примере снижение цены на говядину - при неизменных ценах на все другие продукть[ - делает ее все более привлекательной для покупателей. При цене 1 дол. за фунт она представляет собой более «удачное приобретение», чем при цене 2 дол. Более низкая цена побокдает потребителя замещать говядиной некоторьсе другие продукты, ставшие относительно менее привлекательнь!-ми. Говядина вполне может заменить свинину телятину, птицу, рыбу и целый ряд других продуктов питания. Снижение иены увеличивает относительную привлекательность продукта, и потребители приобретают его в большем количестве. Это и называется эффектом замещения.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя покупать большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Закон убывающей предельной полезности

Второе объяснение нисходящего характера кривой спроса состоит в том, что, хотя потребности людей безграничны, их потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. В пределах конкретного промежутка времени, в течение которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители в состоянии получить столько определенных товаров и услуг, сколько пожелают Чем большее количество продукта приобретают потребители, тем меньше их стремление к получению дополнительных единиц этого же продукта.

Наиболее наглядно это видно на примере товаров длительного пользования. Потребность в автомобиле у человека, не имеющего его, может быть очень острой; желание иметь вторую машину - гораздо слабее; что же касается третьей или четвертой

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [ 155 ] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]