назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [ 152 ] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


152

Спрос и предложение: эластичность и реальные проявления

Несопряженные товары. Нулевой или почти нуле-

вая эластичность спроса на «спрайт» (увеличится или уменьшится общая выручка в результате снижения цены), но также и то, не нанесет ли увеличение объема продаж «спрайта» ущерба продаже собственно «кока-колы». Насколько чувствительна величина спроса на один продукт («кока-колу») к изменению цены другого продукта («спрайта»)? До какой степени снижение цены и расширение продаж «спрайта» сокращает объем продаж «кока-колы»?

Или, например, предположим, что правительство пытается оценить последствия предполагаемого слияния двух крупных фирм с точки зрения угрозы ослабления коцк>ренции в отрасли и необходимости ему противодействовать. Оно должно "ответить на следующий вопрос: заменяют ли товарь: двух фирм друг друга или же они в целом не связаны между собой? В первом случае существует угроза ослабления конкуренции, во втором случае поводов для беспокойства, скорее всего, нет

Концепция перекрестной эластичности спроса пролииаетсвет на эти вопросы, поскольку позволяет измерить, насколько чувствительно потребление одного продукта (скажем, X) к изменению цены какого-то другого продукта (скажем, У). Перекрестная эластичность спроса f,,,рассчитывается так же, как простая ценовая эластичность, с той лишь разницей, что в этом случае процентное изменение потребления продукта X соотносится с процентным изменением цены продукта Y:

Процентное изменение величины спроса на продукт X

" Процентное изменение цены продукта Y

Эта концепция эластичности позволяет количественно оценить и глубже понять взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров, о которых мы говорили в главе 3.

Товары-заменители. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть если величина спроса на продукт X изменяется прямо пропорционально цене продукта У, значит, Хн Y- взаимозаменяемые товары. Например, рост цены на пленку «кодак» (X) заставляет потребителей покупать больше пленки «фуджи» (У). Чем больше величина положительного коэффициента, тем больше степень заменяемости двух товаров.

Сопутствующие товары. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, мы можем заключить, что продукты Хы К«идут в комплекте» и представляют собой взаимодополняемые товары. Так, рост цены фотоаппаратов приведет к сокращению количества покупаемой фотопленки. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух товаров.

вой коэффициент перекрестной эластичности свидетельствует о том, что два продукта никак ие связаны между собой или являются независимыми товарами. Например, едва ли следует ожидать, что изменение цены на масло окажет какое-либо влия-. ние на объем покупок фотопленки. :;:;,

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу показывает степень чувствительности потребителей к изменению своих ДОХ0.10В при покупке определенного товара, Коэф- фициент эластичности спроса по доходу определяется следующей формулой:

Процентное изменение величины спроса Процентное изменение дохода

Нормальные товары. Для большинства товаров коэффициент эластичности по доходу имеет положительное значение, то есть их потребление растет по мере увеличения доходов. Такие товары называются нормальными товарами, или товарами высшей категории, которые мы уже описывали в главе 3. Однако положительные коэффициенты эластичности £, существенно различаются по величине в зависимости от продукта. Например, эластичность по доходу спроса на автомобили оценивается примерно в -1-3,00, тогда как для большинства продуктов сельского хозяйства она колеблется около +0,20.

Товары низшей категории. Отрицательное значение коэффициента эластичности по доходу указывает на товар низшей категории. Восстановленные автомобильные покрышки, капуста, билеты на междугородние автобусы, поношенная одежда и дешевые крепленые вина - наиболее вероятнь!е представители этой категории. Потребители сокращают покупки такого рода продуктов по мере роста своих доходов.

Проникновение в суть вопроса. Коэффициенты эластичности спроса по доходу могут прояснить суть многих экономических явлений. Вот два таких примера;

1, Эластичность спроса по доходу позволяет понять, почему доля некоторых отраслей в экономике США снижается, а доля других отраслей увеличивается. В экономике США на протяжении последних лет доходы в среднем возрастали на 2-3% в год. По мере роста доходов основное расширение производства наблюдалось в отраслях, чья продукция характеризуется относительно высокой эластичностью спроса по доходу. Например, в отраслях автомобилестроения (Е, = +3), жилищного строительства (Д= +1,5), книгопечатания (Е = +],4) и в



механизм спроса и предложения порождает цены либо несправедливо высокие для покупателей, либо несправедливо низкие для продавцов. В таких случаях правительство может вмешаться, законодательно установив высший или низший пределы цен.

Потолки цен и дефициты

Потолок цены представляет собой законодательно установтенную максиматьную цену которую продавец вправе запрашивать за свой товар или услугу. Любая цена ниже этого потолка вполне законна, цена, превышающая его, незаконна. Потолки цен на конкретные продукты устанавливают на том основании, что они якобы позволяют потребителям приобретать некоторые товары или услуги первой необходимости, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. Примером могт служить контроль за арендной платой и закоиы о ростовщичестве (определяющие максимальную процентную ставку, которую разрешается взимать с должников). Потолки цен, или обший контроль за ценами, применялись для ограничения инфляционных процессов в экономике. К контролю за ценами пришлось прибегнуть во время второй мировой войны; в меньшей степени он иcпoльзoвaJcя в период корейского конфликта, а также в 70-е годы.

Регулирование цен в период второй мировой войны.

Давайте вернемся во времена второй мировой войны и проанализируем последствия установления потолка цен, например, на масло. В начале 40-х годов экономический подъем, вызванный войной, сместил кривую спроса на масло вправо, так что, как показано на рис. 20-4, равновесная, или рыночная, цена (Рд) равнялась, скажем, 1,2 дол. за фуит.

Таблица 20-4. Перекрестная эпастичность спроса и эластичность спроса по доходу

Значение коэффициента

Обьйснение

Тип товаров

Перекрестная эластичность: Положительный

Величина спроса на продукт W меняется а том жа напраелении, что и цена продукта Z

Взаимозаменяемые

Отрицательный

(е,,<0)

Величина спроса не продует X меняется в направлении, противоположном изменению цены продукта У

Сопутствующие

Эластичность по доходу: Положительный [Е> > 0)

Величина спроса на продукт изменяется в том же направпвнии, что и доход

Нормальные, или высшей категории

Отрицательный 1£, < 0]

Величина спроса на продукт изменяется в направпении, противоположном изменению дохода

Низшей категории

ресторанном деле (Ej = +1,4) объем производства быстро возрастал. В то же время в тех отраслях, продукция которых характеризуется низкой или даже отрицательной эластичностью спроса по доходу, объем производства рос медленнее либо вообще сокращался. Например, сельскохозяйственное производство = +0,20) росло гораздо медленнее, чем общий объем выпуска в экономике в целом.

2. Больщинство оценок коэффициента эластичности спроса по доходу на услуги здравоохранения находится в области +1, указывая на то, что расходы на здравоохранение увеличиваются пропорционально росту доходов. Этот коэффициент подсказывает политикам, что чрезмерное увеличение расходов на здравоохранение в США в последние два или три десятилетия вызвано не столько ростом доходов общества, сколько другими причинами. (Ключевые вопросы 12 и 13.)

Таблица 20-4 содержит удобное краткое описание понятий перекрестной эластичности и эластичности спроса по доходу.

применение анализа спроса и предложения: государственное регулирование цен

к анализу спроса и пред.пожения и концепции эластичности мы будем обращаться еще не раз. Давайте закрепим наши представления об этих аналитических инструментах и их значимости; для этого мы рассмотрим некоторые последствия государственного регулирования пен на ряд товаров.

Время от времени у широкой общественности или правительства складывается впечатление, что



Спрос и предложение;

1,2 дол. Ро 0,9 дол.

Потолок

1 Дефицит] 1 продукта ,

Рисунок 20-4, Введение потолка цен порождает устойчивый дефицит товаров

Потолок цен - установленная законом максимальная цена, например на уровне Р, приводит к устойчивому дефициту продукта, обозначенному отрезком Ofi.

С одной стороны, быстрое повышение цен на масло способствовало ускорению инфляции, с другой -вытесняло из числа покупателей масла те семьи, чьи денежные доходы не поспевали за быстрым ростом стоимости жизни. Поэтому, чтобы противодействовать инфляции и сохранить масло на столах бедняков, правительство ввело потолок цены (i) на уровне, например, 90 центов за фунт. Заметьте, что установление потолка цены имеет смысл при условии, что он ниже равновесной цены. Потолок цены, скажем, в 1,5 дол, не оказал бы никакого непосредственного воздействия на рынок масла.

Каковы последствия введения потолка цен на уровне 90 центов? Способность свободного рынка к нормированию потребления будет парализована. Существование потолка цен создает устойчивый дефицит масла. При цене величина спроса на масло будет равна Q,„ а величина предложения -только Следовательно, возникнет устойчивый дефицит, равный разнице между Q, и Q. Величина дефицита находится в прямой зависимости от эластичности спроса и пред-тожения. Чем больше эластичность, тем значительнее дефицит.

Суть здесь в том, что установление цены Р нарушает обычные процессы рыночного приспособления, когда конкуренция между покупателями приводит к росту цены, тем самым одновременно стимулируя расширение производства и вытесняя некоторых покупателей с рынка до тех пор, пока дефицит не исчезнет при равновесном уровне цены и равновесном объеме производства (Р, и g,).

Препятствуя саморегуляции рынка, ценовой потолок создает проблемы, порождаемые неравновесием рынка.

эластичность и реальные проявления

Проблема нормирования. Как распределить на личное количество продукта между потребителями, предъявляющими спрос на количество Ql Следует ли распределять продукт в порядке очередности, то есть между теми, кто хочет и может стоять в очереди дольше других? Или бакалейщик должен распределять масло, как говорится, по блату? Нерегулируемый дефишгг вряд ли отвечает целям справедливого распределения масла. Поэтому правительству следует создать некую организационную систему нор.мирования потребления продукта. Именно так было сделано в период второй мировой войны, когда были выпущены потребительские карточки на масло. Система нормирования предполагает печатание потребительских карточек, соответствующих Qs фунтов масла, и их справедливое распределение между потребителями, чтобы, например, и богатая, и бедная семья из четырех человек получили одинаковое количество талонов.

*Черный» рынок. Однако использование системы нормирования не предотвращает другой проблемы. В частности, кривая спроса на рис. 20-4 свидетельствует о наличии множества покупателей, стремящихся приобрести масло по цене, превышающей установленный потолок Р,. И конечно, бакалейщикам выгоднее продавать масло по более высокой цене. Поэтому несмотря на значительное усиление бюрократического аппарата, сопровождавшее введение контроля за ценами во время второй мировой войны, в тот период широко распространились нелегальные «черные» рынки - рынки, на которых многое покупалось и продавалось по ценам, превосходящим установленные пределы. Дополнительные трудности были связаны с подделкой потребительских карточек.

Контроль за уровнем арендной платы. Примерно в 200 крупных американских городах, включая Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско, законодательно введен контроль за уровнем арендной платы (платы за жилье). Это законодательство принято с благими намерениями. Его цель - защитить семьи с низкими доходами от непомерного роста арендной платы, вызванного предполагаемой нехваткой жилья, и сделать жилье более доступным для бедных.

Каков же реальный экономический эффект этой меры? Со стороны спроса, действительно, при арендной плате ниже равновесной больше семей пожелают снять жилье; то есть при более низких ценах величина спроса на арендуемое жилье возрастет. Проблемы возникают со стороны предложения. Под воздействием регулирования цен владельцы жилья утрачивают заинтересованность в том, чтобы предлагать жилье на рынке. В краткосрочной перспективе они, возможно, продадут принадлежащие им квартиры либо обратят их в кондоминиумы. В долгосрочной же перспективе из-за низкой аренд-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [ 152 ] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]