назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [ 147 ] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


147

РЕЗЮМЕ

1. Бюджетный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над доходами; государственный долг - это сумма бюджетных дефицитов и излишков, накопленная с течением времени.

2. Существует несколько концепций бюджета, среди них: ежегодно сбалансированный бюджет, циклически сбалансированный бюджет, функциональное финансирование. Основная проблема ежегодно сбалансированного бюджета состоит в том, что он оказывает скорее проциклическое, чем антициклическое воздействие иа экономику. Сбалансировать бюджет в рамках цикла - задача тоже нелегкая, если подъемы и спады, хотя бы примерно, не совпадают по своим масштабам и диапазону Согласно концепции функционального финансирования, основная цель федеральной финансовой системы - стабилизация экономики, и проблемь:, связанные с чередующимися дефицитами и избытками бюджета, имеют второстессснное значение.

3. Исторически основными причинами роста государственного долга служили дефицитное финансирование военных действий и экономические спады. Крупный структурный дефицит последних лет ~ это в первую очередь результат предпринятого ранее снижения налогов и одновременного расширения программ социальных льгот.

4. Государственный долг США в 1997 г. достиг 5,4трлн дол., или около 20 044 дол. на человека. Из этой суммы V] долговых обязательств размещены публично, 7з находится в собственности правительственных ведомств и Федеральной резервной системы. С 80-х до начала 90-х годов сам долг и связанные с ним процентные платежи существенно возросли по отношению к ВВП. Только недавно процентные платежи начали сокращаться в процентном отношении.

5. Утверждение, будто крупный государстветнгый долг способен привести страну к банкротству, ложно по следующим причинам: а) долг нужно лишь рефинансировать, а не погашать; б) федеральное правительство обладает полномочиями по налогообложению и эмиссии денег

6. Если отвлечься от эффекта вытеснения, то государственный долг не приводит к перекладыва-

нию экономического бремени на плечи грядущих поколений,

7. С государственным долгом связаны следующие серьезные проблемы: а) выплата процентов по долгу может увеличивать неравенство в доходах; б) процентные платежи по долгу требуют повышения налогов, что может подорвать экономические стимулы; в) большой и растущий государственный долг создает политические препятствия для проведения стимулирующей фискальной политики; г) выплата процентов или части долга иностранным гражданам приводит к утечке реа;1Ьного продукта за границу; государственные займы для рефинансирования долга или выплаты процентов по нему могут привести к росту процентных ставок в стране и вытеснению частных инвестиций.

8. В 80-х и 90-х годах под воздействием значительного дефицита федерального бюджета реальные процентные ставки в США повысились, что в свою очередь способствовало: а) вытеснению частных инвестиций; б) увеличению спроса на американские ценные бумаги со стороны иностранцев. Повы-шенньЕЙ спрос на ценные бумаги США привел к росту международной стоимости доллара, который вьгзвал сокращение американского экспорта и расширение импорта. Таким образом, бюджетный дефицит дополнительно способствовал росту внешнеторгового дефицита.

9. Крупный дефицит бюджета и рост государственного дол1а в период 80-х и начала 90-х годов выз1»ал ответные законодательные меры. Бюджетное законодательство 1993 г. утвердило повышение индивидуального подоходного налога, налога на доходы корпораций, а также сокращение расходов. В 1996 г Конгресс предоставил президенту право вето по строкам и статьям расходов, касающимся особо крупных ассигнований. В том же 1996 г. Конгресс принял пакет законов, направленных на сокращение до нуля к 2002 г, а по возможности и ранее, дефицита государственного бюджета. Крупный дефицит также способствовал движению за введение поправок к Конституции, которые бы обязывали федеральное правительство ежегодно балансировать государственный бюджет.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Государственный долг (public debt) Ежегодно сба.тансированный бюджет

(annually balanced budget) Циклически сбалансированный бюджет

(cyclically balanced budget) Функциональное финансирование (functional finance)

Программы социальных льгот (entitlement programs) Внешний долг (externa! debt) Государственные инвестиции (public investments) Вето по строкам и статьям расходов (line-item veto) Поправка о сбалансированном бюджете (balanced budget amendment)



1. Кчючевой вопрос. Оцените возможности применения фискальной политики в качестве инструмента стабилизации при следующих условиях: а) ежегод]]о сбала]]сированный бюджет; б) циклически сбалансированный бюджет; в) функциональное финансирование.

2. Каковы основные исторические причины наращивания государственного долга? Почему в 80-х годах сложился столь крупный бюджетный дефицит? Почему дефицит вырос в 1991 и 1992 гг.?

3. К.1Ючевой вопрос. Обсудите два способа оценки величины государственного долга. Чем внртрен-ний долг отличается от В!!ещнего долга? Каковь: последствия погащения внутреннего долга? А внешнего долга? Объясните различие между погашением и рефинансированием долга.

4. Объясните и оггените каждое из следующих утверждений.

а, «Национальный долг ™ это примерно то же самое, что долг левой руки правой руке».

б. «Банкротство федерального правительства представтяет собой по крайней мере наименее вероятную проблему из тех, которьге может породить государственньш долг»,

в, «Основная причина роста государственного долга состоит в недостатке политической воли».

г. «Финансовые ресурсь: системь: социального обеспечения на самом деле не ресурсь:, а будущие обязательные расходь:, и они лишь маскируют реальный размер дефицита».

5. Когда эффект вытеснения, вероятнее всего, проявляется с наибольшей силой - в период спада или когда зкономика близка к полной занятости? Объясните свой ответ.

6. Некоторые экономисть: считают, что количественные параметры государственного долга лучше всего отражает отношение процентных платежей по долгу к ВВП. Объясните это.

7. Кшчевой вопрос. Станет ли государственный долг США в размере 5,4 трлн дол. бременем для грядущих поколений? Если это произойдет, то каким образом? Почему дефицитное финансирование го-сударственньгх расходов с большей вероятностью, чем налоговое финансирование, может привести к сокращению в будущем размера «национальной фабрики»?

8. Ключевой вопрос. Проследите цепочку причинно-следственных связей, через которую крупный бюджетный дефицит может повлиять на внутренние реальньге процентные ставки, объем внутренних инвестиций, международную стоимость доллара и внешнеторговый баланс. Прокомментируйте

следующее высказывание; «Слишком немногие отдают себе отчет в том, что ослабление позиций США в международной торговле - результат в первую очередь собственной политики, а вовсе не происков иностранцев».

9. Объясните, каким образом существенное сокращение бюджетного дефицита страны может отразиться на: а) величине ее внешнеторгового дефицита; б) общей сумме долга США иностранцам; в) объеме закупок иностранцами американских активов, таких, как промышленные предприятия или фер.мы,

10. Какие основные законодательные акции Конгресса начиная с 1993 г способствовали сокращению бюджетного дефицита? Почему проведение этих акций политически были трудными для Конгресса? Имели ли они успех?

11. Одобрите ли вы поправку к конституции, требующую ежегодного принятия сбалансированного федерального бюджета? Почему «да» или почему «нет»? При ответе учтите правило и дебаты о дискреционных расходах, которые мь: рассматривали в главе 17.

12. Прокомментируйте следующее утверждение: «То, что Конгресс знает о праве вето президента, сдерживает его членов в отношении голосования по некоторым видам государственных расходов».

13. («Постедний штрих».) Что такое «программы социальных льгот»? Приведите несколько примеров подобных Программ. В чем причина быстрого роста таких программ? Каким образом их дальнейший рост может отразиться на будущих поколениях?

14. Интернет-вопрос. Долг - до последнего пенса.

Обратитесь на сайт Министерства финансов, в отдел государственного долга (http: v.ww,publiedebt.tieas.gov/ opd/opdpennyhtm) и найдите данные о государственном долге с точностью до последнего пенса на последнюю дату Как соотносятся сегодняшние данные С данными 10-летней давности? Какова тенденция за последние 12 месяцев? Для пол>чения информации общего плана обратитесь на сайт http: www.publicdebt.treas,gov/opd/opd,htm.

15. Интернет-вопрос. Часто возникающие вопросы относительно государственного долга. Посетите страничку с одноименным названием - U.S. Treasurys Public Debt Frequently Asked Questions (FAQ) (litlp: www.pub]icdebt.tieas.gov/opd/opdfaq.htm) и ответьте на следующие вопросы: почему сокращается государственньгй долг, почему государственный долг изменяется только раз вдень, кто сегодня является владельцем государственного долга?

Проб/1емы и противоречия в макроэкономике ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ



ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Микроэкономике товарных рынков

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [ 147 ] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]