назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [ 141 ] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


141

2. Экономический рост определяется следующими факторами предложения: а) количество и качество природных ресурсов страны; 6) количество и качество трудовых ресурсов; в) объем накопленного капитала; г) технологии. Два других фактора, имеющих важное значение для достижения экономикой своего потенциала роста, - достаточный уровень совокупного спроса и экономическая эффективность.

3. Графически экономический рост можно представить сдвигом правее и выще кривой производственных возможностей страны или сдвигом вправо ее кривой совокупного предложения.

4. После второй мировой войны среднегодовые темпы роста реального ВВП в США составляли 3%; реальный ВВП на душу населения увеличивался примерно на 2% в год.

5. Рост реального ВВП в Соединенных Штатах обеспечивается отчасти увеличением трудозатрат, но главным образом повышением производительности труда. Технический прогресс, рост фондовооруженности работников, повышение качества рабочей силы, эффект масштаба, совершенствование распределения ресурсов относятся к наиболее важным факторам роста производительности труда.

6. ТемпьЕ роста производительносги труда в 70-е годы существенно снизились; в результате замедлился рост уровня жизни и усилились инфляционные процессы. Хотя темпы роста производительности труда в 80-х и начале 90-х годов вновь повысились, они существенно отстают от уровня, достигнутого в первый 20-летний период после второй мировой войны.

7. Среди предполагаемых причин замедления роста производительности труда можно назвать:

ухудшение качества рабочей силы; замедление технического прогресса; сокращение доли инвестиционных расходов в ВВП; рост цен на энергоносители и снижение темпов роста в отраслях услуг.

8. Многие тенденции, которые, как считалось, тормозят рост производительности труда в 70-е и 80-е годы, за последние годы или резко замедлились, или просто сошли на нет. Американская экономика в последние годы пережила всплеск благодаря внедрению компьютерной и коммуникационной техно:[огий. Технический прогресс и открьстие глобальных рынков привели ряд экономистов к мысли о наступлении эры «новой экономики*, характеризующейся высокими темпами роста производительности труда и реального ВВП.

9. Критики идеи «новой экономики» считают, что с такими выводами пока следует подождать. Они указывают на то, что всплески произодительности и роста реального ВВП часто возникают в недолгие периоды расширения экономики, но не обязательно становятся устойчивым явлением.

10. Правительство может стимулировать экономический рост путем проведения политики, ориентированной на спрос (фискальной и кредитно-денежной политики), которая обеспечивает полное использование ресурсов и создает условия для расширения производственных мощностей. Правительство также может стимулировать рост путем проведения политики, ориентированной на предложение (расширение расходов на образование и профессиональную переподготовку, налоговая политика и улучшение других показателей, направленных на экономический рост). Такая политика непосредственно направлена на повышение производственного потенциала.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Экономический рост (economic growth) Факторы предложения (supply factors) Фактор спроса (demand factor) Фактор эффективности (efficiency factor)

Производительность труда (labor productivity) Уровень вовлеченности в состав рабочей силы

(labor force participation rate) Инфраструктура (infrastructure)

ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Каково значение экономического роста? Объясните, почему разница между 2,5 и 3% в ежегодных темпах роста может оказаться весьма существенной?

2. Ключевой вопрос. Каковы основные источники экономического роста? Объясните смысл утверждения: «На экономический рост воздействуют и факторы спроса, и факторы предложения». Покажите действие обеих групп факторов с помощью кривой производственных возможностей.

3. Ключевой вопрос. Допустим, что реальный ВВП страны составляет 30 тыс. дол. в году 1 и 31,2 тыс. дол. в году 2. Каковы темпы роста реального ВВП? Предположим, что численность населения возросла со 100 человек в году 1 до 102 человек в году 2. Каковы темпы роста ВВП на душу населения? В 1959-1996 гг. уровень цен в стране вырос более чем на 285%, в то время как реальный продукт увеличился почти на 212%. Покажите эти процессы фа-



фически с помощью модели совокупного спроса - совокупного предложения.

4. Вкратце опищите историю экономического роста в США. Сравь!ите темпы роста реального ВВП и реального ВВП в расчете на дущу населения, объясняя различия. Как темпы экономического роста США после второй мировой войны соотносятся с соответствующими показателями Японии и Германии? До какой степени эти данные могут занижать или завышать обший уровень реального благосостояния?

5. Ключевой вопрос. В какой мере прирост реального ВВП США обеспечивается увеличением трудозатрат? Повыщением производительности труда? Перечислите факторы роста производительности труда в порядке их количественного вклада.

6. Объясните на конкретных примерах, каким образом изменения в распределении ресурсов воздействуют на производительность труда.

7. Как вы объясните тесную взаимосвязь темпов роста производительности труда и темпов роста реальной заработной платы? Объясните, как рост производительности труда связан с инфляцией.

8. Ключевой вопрос. Объясните, чем вызвано замедление в последние годы роста производительности труда в США. Каковы последствия этого замедления? «Большинство факторов, сдерживавших рост производительности труда в 70-е годы, сейчас уже остались в прошлом и вряд ли проявятся в будущем». Согласны ли вы с этим утверждением?

9. «Если мы хотим иметь растущую экономику и свободное общество, нам придется смириться с некоторой экономической нестабильностью». Дайте оценку этому высказыванию. Философ Альфред Норт Уайтхед (Alfred North Whitehead) однажды заметил, что «искусство прогресса состоит как раз в том, чтобы поддерживать порядок в условиях пе-реме>[ и перемены в условиях порядка». Что он имел в виду? Имеет ли это утверждение отношение к экономическому росту? Как это может отразиться на государственной политике? Объясните свой ответ.

10. Как по-вашему, можно ли считать правиль-1!Ь!ми следующие высказывания? Если они неправильные, объясните, почему:

а. «Технический прогресс до недавнего времени имел весьма скромное значение для экономического роста в США, в будущем он будет играть гораздо более важную роль, чем в прои!Лом».

б. «В странах, где нет политических свобод, темпы экономического роста в среднем выше, чем в демократических государствах».

в. «Многие государственные инвестиционные товары дополняют частный капитал».

г. «Темпы роста производительности труда в отраслях промышленности значительно отстают от темпов роста в секторе услуг».

11. Предположим, что вы возглавляете Экономический совет при президенте и вам необходимо разработать комплекс мер по повышению производительности труда американских рабочих как способа повышения темпов экономического роста. Какие меры вы предложите? Какие препятствия могут помешать реализации вашей политики?

12. Ключевой вопрос. Дайте оценку следующему высказыванию: «Крупные достижения в компьютерной и коммуникационной технологии в США, а также глобализация мировых рынков формируют «новую экономику», для которой будут характерны гораздо более высокие темпы роста производительности труда и реального ВВП, чем в 70-е и 80-е годы».

13. В периоды экономического роста часто также растет и производительность труда, в периоды спадов - она также снижается. Как вы думаете, почему? Дайте краткий ответ. (Подсказка: помните, что уровень производительности труда зависит как от объема выпуска, так и от уровня затрат труда.)

14. («Последний штрих»,) Считаете ли вь! экономический рост желательным? Объясните свою позицию в этом вопросе.

15. Интернет-вопрос. Есть ли связь между текущими темпами роста ВВП и уровнем доходов на душу населения? Организация экономической кооперации и развития (ОЭСР) размещает на своем сайте (tittp: www.oecd.org/std/nahome.htm) квартальные данные темпов роста реального ВВП стран - членов ОЭСР, а также приводит годовые сравнения уровня дохода на душу населения на основе показателей динамики валютнь!Х курсов и паритетов покупательной способности (ППП). У каких стран показатели темпов роста ВВП самые высокие и у каких самые низкие? У каких стран показатели дохода на дущу населения самые высокие и у каких самые низкие? Просматривается ли между этими показателями некоторая зависимость? Имеет ли значение при расчетах дохода на душу населения, какой показатель вы используете - динамику валютных курсов или ППП? Какой из них более надежньЕЙ?

16. Интернет-вопрос. Рост производительностн путем внедрения новой технологии - приведите примеры из области компьютеров и коммуникаций. Последние достижения в области компьютерных технологий и телекоммуникаций способствуют росту производительности труда. Корпорация Lucent Technologies (бывшая корпорация Bell Labs) на сайте http: www.lucent.com/ideas2/ideas,html предоставляет данные об инновациях за последние 70 лет. Какое достижение дало наибольший толчок развитию: открытие транзистора в 1947 г или оптические переключатели в 1990 г.? Какое из этих открытий, по вашему мнению, в наибольшей мере способствовало росту производительности труда? Какие текущие инновации также действуют в этом направлении н каким образом?



БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

«На сегодняшний день долг Соединенных Штатов достиг 5,4 трлн дол. Много это или мало? Посмотрите на эти цифры с такой точки зрения: за прошедшие 12 дней миновал один миллион секунд. Один миллиард секунд составляет более чем 31 год. Один триллион секунд тому назад шел примерно 30 000-й год до нашей эры - ледниковый период, когда большая часть Америки была похоронена подо льдом». Конечно, размер государственного долга в 5,4 трлн дол. огромная сумма. Понадобилось более 200 лет, чтобы государственный долг США достиг 1 трлн дол. Но затем всего лишь за 15 лет ~ с 1982 по 1997 г - он достиг отметки 5,4 трлн дол. Это - гигантские цифры. Но стоит ли нам так беспокоиться по этому поводу?

В этой главе мы обратимся к проблеме устойчивого дефицита федерального бюджета и растущего государственного долга, порождаемого этим дефицитом. Прежде всего мы введем несколько необходимых определений, а затем сравним разные концепции бюджета. Потом мы рассмотрим количественные параметры государственного долга США, Насколько он велик в сравнении с ВВП США? Затем мы познакомимся с проблемами, которые связывают с государственным долгом, и обнаружим, что некоторые из них надуманы, другие же - вполне реальны. После этого мы перейдем к проблеме роста бюджетного дефицита, происходившего на протяжении двух последних десятилетий. Мы попытаемся разобраться, почему бюджетный дефицит отрицательно сказывается на внутренних инвестициях и .международной торговле. Наконец, мы рассмотрим принятые недавно законы и выдвинутые предложения, цель которых - сокрашение и даже полное устранение бюджетного дефицита.

ДЕФИЦИТ И ДОЛГ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Бюджетный дефицит - это величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году. Например, в 1997 г. федеральное правительство США израсходовало 1601 млрддол., ВТО время как его поступления составили лишь 1579 млрд дол., что создало бюджетный дефицит нразмере 22 млрд дол.

Национальный, или государственный, долг - это обшая сумма всех дефицитов и положительных сальдо федерального бюджета, накопленная за всю историю страны. К концу 1997 г государственный долг США достиг почти 5,4 трлн дол.

Термин «государственный долг* в обычном значении охватывает не весь государственный сектор;

1 Stepanek М. The National Debt: Red Ink Rising Seattle Post-Intelligencer [Hearst Newspapers). 13 April, 1994. P. 1.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [ 141 ] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]