назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [ 118 ] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


118

Деньги, банковское дело и кредитно-денежная по/1ИТИ1<а

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

ЭПИТЕТЫ для ФРС

ПРЕДЛАГАЕТ САМА ЖИЗНЬ

в попупярных средствах массовой информации членов Совета управляющих ФРС и его председателя (в 1995 г. эту должность звншдп Апаи Гртспзн) зачастую именуют «от-ээжнь;ми капитанами».

Совет управляющих ФРС ведет весьма драматичную жизнь, по крайней мере такое создается впечатление из журналистских описаний его деятельности. Он то натягиеает, то отпускает поводья в своей беспрерывной скачке по ухабистым дорогам экономики, приходит на помощь доллару, когда необходимо отстоять его позиции ка мировом рынке, всегда пребывает в готовности перекрыть чересчур бурный поток кредитов... Ну в общем, вы и сами знаете, чем занимается Совет управляющих. Жизнь предлагает широкий выбор эпитетов и метафор дпя ФРС.

ФРС - механик. Порой ФРС приходится засучить рукава и взяться за починку экономического механизма. ФРС тратит много еремени на то, чтобы где-то что-то закрепить, где-то что-то оспабить, или на обсуждение того, что нужно закрепить, а что ослабить.

Представьте себе клиента, пригнавшего свой автомобиль в гераж Гринспзна.

Всегда невозмутимый Гринспэн бросает на машину пишь беглый взгляд й приступает к «допросу». Поставить верный диагноз, очевидно, будет непросто, еедь зто экономическая машина,

- Так в чем же дело? - задает Грйнспэн свой первый вопрос.

- Да вот, - отвечает клиент, - шесть лет она отлично бегала, но с недавнего времени начала буксовать,

- Эти машины горазды на всякие фокусы, - говорит Гринспэн. - Мы всегда можем ослабить несколько гаек, если только вас не беспокоят побочные эффекты.

- Какие такие побочные эффекты? - интересуется -ji.;. клиент.

- Ну поначапу-то никаких, - отвечает Гринспэн. -Примерно с год мы даже не сможем точно сказать, подействовал ремонт или нет. А уж тогда либо все будет в порядке, пибо ваша машина наберет бешеную скорость и совершенно потеряет упревпенйе,

- Если окончательно не заглохнет к тому времени, -вздыхает клиент. - Как же мне зто осточертело!

ФРС - воин. ФРС должна сражаться с инфляцией. Но способна ли она вести звтяжную войну? Ведь управляющи); ФРС всего семеро, включая Гринспэна. а это не слишком-то большое войско.

Генерап Гринспэн в командном пункте занят раэре-боткой стратегии боееых действий. Никогда нельзя энать заранее, в каком месте врег нанесет следующий удар-будут пи это цены производителей, розничнея торговля, заработная ппата, стоимость товарно-материальных запасов и т.д.

Внезапно на командный пункт врывается один из штабных офицеров:

- Последняя сводка с западноевропейского фронта, сэр. Крупнейшие промышпенно раэайтые страны ведут

jj. наступление на доллар.

Макроэкономическая стабильность и торговый баланс.

Теперь предположим, что помимо внутренней макроэкономической стабильности важной задачей считается достижение Соединенными Штатами бачанса между экспортом и импортом, то есть чистый экспорт должен быть равен нулю. Проше говоря, США хотели бы, чтобы их внешняя торговля «самоокупалась*, то есть чтобы экспорт приносил достаточный денежный доход для финансирования импорта.

Взглянем опять на столбец (1) табл, 15-4, но на этот раз предположим, что изначатьно США имеют крупный внешнеторговый дефицит, означающий существенное превышение импорта над экспортом, другими словами, отсутствие самоокупаемости американской внешней торговли. Проследив цепочку причинно-следственных связей в столбце (1) табл. 15-4, мы обнаружим, что политика «дешевых» денег, снижая международную стоимость доллара, увеличивает американский экспорт и сокращает им-

порт. Это увеличение чистого экспорта улучшит ситуацию с внешнеторговым дефицитом, который мы предположили изначально.

Вывод: политика «дешевых» денег, предназначенная для смягчения безработицы и ускорения вялого роста, совместима с задачей корректировки дефицита торгового баланса. Наоборот, если изначально экспорт значительно превышал импорт, то есть Соединенные Штаты имели крупное положительное сальдо торгового баланса, - политика «дешевых» денег еще увеличит этот избыток.

Теперь рассмотрим столбец (2) табл. 15-4 и предположим еще раз, что вначале Соединенные Штаты имели крупный внешнеторговый дефицит Мы обнар>жим, что под воздействием политики -доро-гих» денег, призванной ограничить инфляцию, чистый экспорт сокращается или, другими словами, экспорт уменьшается, а импорт увеличивается. Это означает рост внешнеторгового дефицита.



Кредитно-денежная по/1ИТИка

Гринспэн оборачивается к большой карте театра военных действий.

- Мы должны отразить эту атаку. - воскпицает он.

- Так точно, сэр. - И офицер поворачивается, чтобы уйти,

- Удержите его! - приказывает Гринспэн, Но неожиданно его посещает противоречивая мыспь: «Сильный доллар - это хорошо для борьбы с инфляцией, так? Правильно, но это плохо дпя внешнеторгового дефиц1/1та. Так что же делать? Атековеть? Отступать? Макроэкономические войска попали в окружение»,

- Ввести в бой резерв, - командует Гринспэн офицеру.

- Да... но ведь мы и есть резерв, - отвечает тот.

ФРС - козел отпущения. Инфляция - не единственный противник, с которым вынуждена бороться ФРС. Ей приходится противостоять давлению со стороны официепьных лиц, которые, как говорится, усиленно склоняют ФРС «отдохнуть и расслабиться». Порой в этих уговорах звучит скрытая угроза.

Как-то поздним вечером Алан Гринспэн одиноко бредет по пустынной упице. Неожиданно не темной ап-лее путь преграждают двое голоеорезоа,

- Что нам нужно? - спрашивает Гринспэн.

- Расслабься, - отвечает один.

- Как же мне расслабиться, - говорит Гринспэн, -когда мне приходится разговаривать с двумя бандитами нв темной алпеа.

- Ну ты понимаешь, что мы имеем в виду, - проиэ-:. носит другой. - Оставь в покое процентную ставку nof федеральным фондам, а не то...

- А не то что? - спрашивает Гринспэн.

- Не заставляй нас объяснять тебе на пальцах. Ска-;;-жем так. Если что-нибудь нехорошее случится с аало- аым (внутренним] продуктом, ты будешь отвечать пично,

- Да-да, - добавляет другой. - Спад может оказаться для кого-то по-настоящему болезненным.

ФРС - космический отряд. ФРС может выступать в роли космического отряда. Во всяком случае, она отвечает трем основным критериям: обпадает властью, окружена таинственностью и имеет офис в Нью-Йорке, Некоторые наблюдатели считают даже, что ФРС способна контролировать фондовый рынок - реальными или симвопичвскими действиями, с помощью предупреждающих мер ипи посредством бездействия. Впрочем, здравомыспящие люди понимают, насколько это смехотворно - рынок подчиняется лишь солнечной активности.

Хотелось бы надеяться, что нам удалось избавиться от всего этого романтического бреда в представлениях о ФРС. Еспи вам захочется порассуждать о ФРС, старайтесь быть проще. Скажите лишь, что ФРС занимается деньгами. Это имеет отношение ко всем.

Источник: НеИтап Р. Greenspan and the Feds: Captains Courageous Wall Street Journal. 31 January, 1991. P. IB © 1ЭЭ0 Dow ones S Company, Inc. All rights reserved.

Вывод: политика «дорогих» денег, предназначенная для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировки дефицита торгового баланса. Если же изнача1ьная проблема состояла в избыточном положительном сальдо внешней торговли, политика «дорогих» денег приведет к ликвидации этого излишка.

Таким образом, мы видим, что политика «дешевых» денег облегчает торговый дефицит и усугубляет проблему положительного сатьдо внешней торговли. Точно так же политика «дорогих» денег об-.пегчает проблему положительного сальдо внешней торговли и усугубляет внешнеторговый дефицит. Дело в том, что при определенном стечении обстоятельств возникает конфликт, или противоречие, между использованием кредитно-денежной политики для достижения экономической стабильности внутри страны и поддержанием баланса ее международной торговли, (Ктчевой вопрос 6.)

обобщенная картина

На рис, 15-4 (Ключевой график) сведены воедино теоретические и политические аспекть[ макроэкономического аначиза, проведенного в данной главе и восьми предьЕдущих главах. На этой «панорамной картине* видно, каким образом взаимосвязаны многие понятия и концепции, которые мы рассмотрели, и каким образом они складьгваются в согласованную теорию, объясняюшую, чем определяется уровень занятости ресурсов Б рыночной экономике.

Внимательно изучив этот рисунок, вы увидите, что уровни производства, занятости, дохода и цен определяются соотношением совокупного предложения и совокупного спроса. В особенности обра-, тите внимание на те факторы, которые полностью:; или в значительной степени зависят от государственной политики (они выделены на схеме цветом).



1. Эеш1я

2. Труд

3. Капитал

4. Предприниматепьская способность

Валютные курсы

1 .Днтимонопольное законодательство

г.Трудовое законодательство

1. Наличныа анутренние ресурсы

.2. Цены

на импортные ресурсы

3. Рыночная впасть

-Цены на ресурсы

1. Образование

и трудовая

подготоека Э. Технопогия 3. Объем капитала 4.Управпение

- Производительность

1 Налоги на бизнес

и субсиши фирмам

Организацмонно-

ЗГосударственное

правовая среда

регул1лрование

Уровни произвйдства,

занятости, дохода и цен

Общепринятая теория произведете а, занятости, уровня цен и виды стабилизационной политики

На этом рисунке обьединены различные компоненты макроэкономической теории и стабилизационной политики. Факторы, полностью или в значительной мере зависящие от государственной политики, выделены цветом.

Быстрый тест 15-4

1. При прочих равных условиях рост доступности внутренних ресурсов спровоцирует:

а) рост цен на ресурсы, снижение совокупного предложения и увеличение реального выпуска;

б) повышение производительности труда, снижение процентных ставок и международного курса доллара;

в) увеличение объема чистого экспорта, инвестиционных расходов и сокращение совокупного спроса;

г) снижение цен на ресурсы, повышение совокупного предложения и реального выпуска.

2. При прочих равных условиях политика «дешевых» денег во время спада будет означать:

а) снижение процентной ставки, расширение инвестиций и сокращение чистого экспорта;

б) снижение процентной ставки, расширение инвестиций и совокупного спроса;

в) рост процентной ставки, расширение инвестиций и сокращение чистого экспорта;

г) снижение производительности труда, совокупного предложения и реального выпуска.

Леньги, банковское дело и кредитно-денежная политика

нпвшн»в»»ан»нниня1И1нн»аавааявияаявнян1вавнян1яаа1а1П11в11 аяааанваяавяаааяааааааааяаааааяаааааааяаааааяааяааяаяаааяшаавакшаваяяяяяааяяяввн! flaaaaBiaaaaBiaaaiaiiKHBiaiBaaaaiBaiaaiBiaaaiBilaiaHMiHiiiiaiiuiii

КЛЮЧЕВОЙ ГРАФИК

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [ 118 ] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]