назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [ 117 ] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


117

деральные резервные банки направляют в экономику, покупая у населения облигации, люди могут воспользоваться для погашения имеющихся займов.

Короче говоря, эта потенциальная циклическая асимметрия действительно существует. Кредитно-денежная политика может оказаться высокоэффективной для контроля и сдерживания инфляции, но в целом бессмысленной и неэффективной для выведения экономики страны из полосы спада, или депрессии и продвижения ее в направлении полной занятости. Однако такая потенциальная циклическая асимметрия за последние годы еще не успела пока создать серьезные помехи кредитно-денежной политике. Со времени Великой депрессии избыточные резервы обычно оборачиваются дополнительным кредитованием и тем самым - увеличением предложения денег.

Изменение скорости обращения денег. Совокупные расходы можно определить как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, то

есть на число, указывающее, сколько раз в среднем доллар расходуется на товары и услуги в течение года. Следовательно, если денежное предложение составляет 150 .млрд дол., то при скорости обращения денег, равной 4, совокупные расходы составят 600 млрд дол., а при скорости обращения денег, равной 3, - лишь 450 млрд дол.

По мнению некоторых экономистов, Скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предтожения, тем самым тормозя или даже полностью устраняя изменения в денежном предложении, вызванные политикой. В периоды инфляции, когда политика ограничивает денежное предложение, скорость об-рашения денег может возрастать. И наоборот, когда принимаются .меры для увеличения денежного предчожеиия в периоды спада, обращение денег может замедляться.

Подобное поведение скорости обращения денег объясняется спросом на деньги как на активы. Политика «дешевых» денег, например, ведет к увеличению денежного предложения по сравнению со спросом на них и тем самым - к падению процентной ставки (рис. 15-2а). Но теперь, когда процентная ставка - альтернативные издержки владения деньгами в качестве актива ~ понизилась, население захочет держать большее количество денежных средств. Это значит, что доллары будут переходить из рук в руки ~ от домохозяйств к фирмам и обратно - медленнее. Таким образом, скорость обращения денег снижается. При обратном ходе событий политика «дорогих» денег вызовет, вероятно, уве-.пичение скорости обращения денег.- :

Инвестиционный эффект. Некоторые экономисты сомневаются в том, что кредитно-денежная политика оказывает такое си.льное воздействие на инве-

стиции, как это показано на рис. 15-2. Сочетание относительно пологой кривой спроса на деньги с относительно крутой кривой спроса на инвестиции означает, что конкретное изменение денежного предложения ие вызовет слишком большого изменения инвестиций и, следовательно, равновесного ВВП.

Более того, осуществление кредитно-денежной политики (см, рис. 15-2) может оказаться затруднено или даже временно приостановлено неблагоприятными изменениями в расположении кривой спроса на инвестиции. Например, политика «дорогих» денег, напраатенная на повышение процентных ставок, может оказать очень слабое воздействие на инвестиционные расходы, если одновременно кривая спроса на инвестиции (см. рис. 15-26) смешается вправо вследствие делового опти.мизма, технологического прогресса или ожидания в будушем повышения цен на капитал. В таких обстоятельствах для эффективного сокращения совокупного спроса кредитно-денежная политика должна поднять процентную ставку чрезвычайно высоко. И наоборот, глубокий спад может подорвать доверие к предпринимательству, резко сместить кривую спроса на инвестиции влево и тем самым существенно ослабить эффект политики «дешевых» денег

Проценты как даход. Мы уже знаем, что кредитно-денежная политика опирается на концепцию, согласно которой процентные ставки обратно пропорциональны величине расходов на инвестиционные товары и чувствительные к изменению процентной ставки потребительские товары. А теперь мы должны осознать, что фирмы и домохозяйства, помимо всего прочего, являются получателями дохода в виде процентов и что величина этого дохода, а также расходов, источником которых он служит, изменяется прямо пропорционально уровню процентных ставок.

Предположим, усиливается инфляция и ФРС повышает процентные ставки, чтобы увеличить стоимость затрат на капитальные товары, жилье, автомобили. Проблема здесь в том, что рост процентных ставок большинства финансовых инструментов (в частности, облигаций, депозитных сертификатов, чековых счетов) увеличит доходы и расходы владеющих этими инструментами фирм и домохозяйств. Такой прирост расходов входит в очевидное противоречие с усилиями ФРС по сокращению совокупного спроса. Например, в 1991 и 1992 гг. ФРС несколько раз снижала процентные ставки, с тем чтобы стимулировать вялую экономику. Одна из возможных причин, по которым этой стратегии потребовалось столь длительное время дтя достижения эффективных результатов, заключается в том, что домохозяйства, получавшие в конце 80-х годов по 8-10% на свои облигации и депозитные сертификаты, в начале 90-х годов стали получать лишь 4-5%. Такое сни-



жение процентного дохода несомненно привело и к сокращению расходов.

Здесь важно понять вот что: если проценты рассматриваются как затраты, то в результате изменения процентной ставки расходы меняются в противоположном направлении; но если проценты рассматриваются как доход, то в результате изменения процентной ставки расходы меняются в том же самом направлении. Изменение величины расходов получателей процентного дохода отчасти перекрывает или уменьшает изменение величины расходов покупателей инвестиционных товаров, домов, автомобилей.

Последние события: процентная ставка по федеральным фондам

За последние годы ФРС информировала об изменениях в кредитно-денежной политике путем объявления об изменениях своих целей в области процентной ставки по федералы/ым фондам. (Напомним, что процентная ставка по федеральным фондам определяется как межбанковская ставка по однодневным ссудам.) Заявления ФРС о намерении повысить процентную ставку по федеральным фондам означают наступление политики «дорогих» денег, и, напротив, заявления о снижении этой ставки предвещают политику «дешевых» денег, В целом процентные ставки повышаются и снижаются вместе с движением ставки по федеральным фондам. Так, например, на рис. 15-3 мы можем наблюдать изменение

базовой процентной ставки - ставки, которую банки назначают своим наиболее платежеспособным и первоклассным заемщикам; обычно она повышается и снижается вместе со ставкой по федеральным фондам.

ФРС не устанавливает ни ставки по федеральным фондам, ни базовой процентной ставки, обе этих ставки определяются путем взаимодействия кредиторов и заемщиков. Но поскольку ФРС может изменять предложение избыточных банковских резервов и через это - предложение денег, она в целом может формировать желательную для текущего состояния экономики рыночную процентную ставку. Для того чтобы повысить процентную ставку по федеральным фондам, ФРС продает денежные обязательства на свободном рынке. Подобные операции на открытом рынке позволяют сократить излишки резервов в банковской системе, а также излишки для однодневных кредитов, доступных на рынке федеральных фондов. Сокращение предложения избыточных резервов на этом рынке способствует повышению процентной ставки по федеральным фондам. Более того, сокращение избытка резервов способствует сокращению объема межбанковских заимствований и через это - объем депозитных средств. А мы уже знаем, что сокращение предолжения денег ведет к росту процентных ставок всех видов, в том числе и базовой процентной ставки.

И напротив, когда ФРС стремится сократить ставку федеральных фондов, она покупает облига-

Базовая процентная ставка

Ставка го федеральным фондам

iniin,iniiiiii[iMMi[iiiMiiiiiiiiiiiii[iiiiiitliuiJii,ujjiiiii[immimimiiimmiimim

1ЭЭ1

1ЭЭ2

1993

1994 Год

1995

1996

1ЭЭ7

Рисунок 15-3. Бааоввя процентная стаека и ставка по федерапьным фондам СШД. 1ЭЭ1-1ЭЭ7 гг

Базовая процентная ставка растет и снижается вместе с изменениями ставки по федерапьным фондам.



ции у банкон и населения, в результате чего предложение резервов на рынке федеральных фондов растет, а процентные ставки снижаются. Предложение денег увеличивается, поскольку избыток предложения резервов ведет к росту межбанковского заимствования и созданию депозитных денег В итоге этого процентные ставки в целом снижаются, включая базовую процентную ставку. {Ключевой вопрос 5.)

!Ш>АТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

> ФРС проводит политику «дешевых» денег, когда увеличивает предложение денег для снижения процентной стовки, росширения инвестиционных росходое и повышений реального ВВП; ФРС проводит политику «дорогих» денег, когдо уменьшает денежное предложение для повышения процентной стоеки, сокрощения инвестиционных расходов и снижения инфляции.

+ Чем круче кривая спроса на деньги и чем более полого кривая спросо на инвестиции, тем более сильное воздействие на экономику окозывает изменение денежного предложения.

♦ Основные достоинство кредитно-денежной политики: о) быстрота и гибкость воздействия; 6] политическая приемлемость. Ее основные недостатки;

а) потенциольноя непригодность в периоды спада;

б) перекрывоющие ее эффект изменения скорости об-рощения денег.

-f ФРС информирует об изменениях в кредитно-денежной политике путем объявления об изменениях процентной ставки по федерольным фондом.

+ Зо последние 20 лет ФРС успешно использовало то политику «дешевых», то политику «дорогих» денег для стобилизации экономики.

довательно, ослабляет стимулирующее воздействие фискальной политики (рис. 12-6г).

Имеет ли политика «дешевых» денег подобные последствия? Как показано в столбце (I) табл. 15-4, нет. Политика «дешевых» денег, или стимулирующая кредитно-денежная политика, действительно порождает эффект чистого экспорта, но его направленность прямо противоположна той, какую вызывает стимулирующая фискальная политика. Политика «дешевых» денег снижает процентную ставку внутри страны, а не поднимает ее. Снижение процентной ставки сокращает приток финансового капитала в Соединенные Штаты. Следовательно, спрос на доллары на иностранных валютных рынках падает, вызывая обесцеиеиие доллара. Это значит, что потребуется больше долларов для покупки, скажем, иены или франка. Все иностранные товары становятся дороже для американцев и, наоборот, американские товары - дешевле для иностранцев. Американский импорт сокращается, а экспорт расширяется, то есть чистый экспорт растет В результате совокупные расходы и равновесный ВВП в США увеличиваются.

Вывод; в отличие от стимулирующей фискальной политики, которая сокращает чистый экспорт, политика «дешевых» дсна-увеличивает чистый экспорт. Изменения международных валютных курсов, вызванные изменениями процентной ставки в США, усиливают кредитно-денежную политику внутри страны. Те же выводы справедливы и для политики «дорогих» денег, которая, как мы знаем, повышает внутреннюю процентную ставку. Всю цепочку дальнейших событий вы можете проследить в столбце (2) табл. 15-4.

Таблица 15-4. Кредитно-денежная попитика и эффект чистого экспорта

Кредитно-денежная политика и мировая экономика

В главе 12 мы установили, что экономические связи между различными странами мира усложняют внутреннюю фискальную политику. То же самое можно сказать и о кредитно-денежной политике.

Эффект чистого экспорта. Как вы помните из главы 12, стимулирующая фискальная политика {политика бюджетного дефицита) увеличивает спрос на деньги и способствует росту процентной ставки внутри страны. Повышение процентной ставки вызывает приток иностранных финансовых инвестиций в Соединенные Штаты, рост спроса на доллары на иностранных валютных рынках и международной цены доллара. Такое удорожание доллара ведет к сокращению чистого экспорта США и, сле-

Полигика «дешевых;) денег Политика «доротх» денег

Проблема: спад, медпенный рост

Политика «дешевых» денег (снижение процентной ставки)

Сокращение иностранного спроса на доллары

Проблема; инфляция

Политика «дорогих» денег (повышение процентной ставки)

Увеличение иностранного Спроса на доппары

Обесценение доллара Удорожание доллара

Увепичение чистого экспорта

(рост совокупного спроса, усипение политики «дешевых» денег)

Сокращение чистого экспорта

(снижение совокупного спроса, усипение политики «дорогих» денег]

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [ 117 ] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]