назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [ 116 ] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


116

совокупный Спрос сместится от AD к AD, как показано на рис. 15-2в. А такой сдвиг совокупного спроса сместит экономику от Q, к желаемому уровню производства при полной занятости Q.

В столбце (1) табл. 15-3 в обобщенном виде представлена вся цепочка событий, связанных с политикой «дещевых» денег,

......

Эффект политики «дорогих» денег

Теперь допустим, что предложение денег и процентная ставка на рис. 15-2а соответствуют 175 млрд дол. (5„з). Тогда процентная ставка равна 6%, hhesccth-ционные расходы - 25 млрд дол., а совокупный спрос - ADj. В этом случае на рис. 15-2в мы наблюдаем острую инфляцию спроса. Для того чтобы обуздать расходы, ФРС приходится проводить политику дорогих» денег.

Совет управляющих ФРС должен указать федеральным резервным банкам на необходимость предпринять следующие меры в том или ином сочетании: 1) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке депозитным институтам и населению; 2) повышение установленной законом резервной нормы; 3) повышение учетной ставки. В итоге банки обнаружат, что им явно пе хватает резервов для соблюдения обязательной резервной нормы. Следовательно, они будут вынуждены уменьшить объем имеющихся у них бессрочных вкладов, отказываясь от выдачи новых ссуд по мере возврата старых. Это приведет к сокращению денежного предложения и повышению процентной ставки. А более высокая процентная ставка, ограничивая инвестиционные расходы, снижает совокупный спрос и сдерживает инфляцию.

Если ФРС сократит предложение денег со 175 млрд дол. (S„) до 150 млрд дол. (5;„з), как показано на рис. 5 5-2а, процентная ставка возрастет с 6 до 8%, а объем инвестиций уменьшится с 25 млрд до 20 млрд дол. (рис. 15-26). Это сокращение hhejc-стиций на 5 млрд дол., усиленное действием мультипликатора, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево от AD до ADj. К примеру, если ПСП равна 0,75, то мультипликатор равен 4 и кривая совокупного спроса сместится влево на 20 млрд дол. (4x5 млрд дол. инвестиций) при любом уровне цен. Такой сдвиг кривой совокупного спроса влево устранит избыточные резервы, а значит, и инфляцию спроса. Разумеется, в реальной жизни цель этих мер заключается в том, чтобы остановить инфляцию, то есть предотвратить дальнейший рост цен, а не в том, чтобы на самом деле понизить уровень цен.

В столбце (2) табл. 15-3 показана цепочка причинно-следственных связей между политикой «до-

Таблица 15-3. Кредитно-денежная политика: общепринятый подход

Поттка кдвшевыхя денег Политика «дорогих» денег

Пробпема: безработица и спад

ФРС покупает облигации, снижает резервную норму ипи понижает учетную ставку

Избыточные резервы увеличиваются -

Предложение денег увеличивается

Процентная ставка снижается - ж

Инвестиционные расходы возрастают

Совскупный спрос растет 1

Реапьный ВВП возрастает многократно по отношению к увеличению инвестиций

Пробпема: инфляция

ФРС продает облигации,

повышает резервную норм или учетную ставку

Избыточные резервы уменьшаются

Предложение денег сскращается

Процентная ставка растет i

Инвестиционные расходы сокращаются

Совокупный спрос снижается 1

Инфляция замедляется

рогих» денег и инфляцией спроса. (Ключевой вопрос 3.)

¥точнения и обратная связь

Графики на рис. 15-2 позволяют нам: )) оценить некоторые из факторов, определяющих эффективность кредитно-денежной политики; 2) обнаружить проблему «обратной связи», или «замкнутого круга», которая усложняет кредитно-денежную политику.

Эффективность политики. На рис, 15-2 обозначены количественные изменения процентной ставки, инвестиций и совокупного спроса, вызванные политикой «дешевых» или «дорогих» денег Эти величины определяются конкретной формой кривых спроса на деньги и спроса на инвестиции. Вы можете построить другие кривые, дабы убедиться, что чем круче кривая Й„„ тем сильнее воздействует каждое данное изменение денежного предложения на равновесную процентную ставку. Более того, каждое данное изменение процентной ставки тем сильнее влияет на объем инвестиций - а значит, па совокупный спрос и на равновесный ВВП, - чем более полога кривая спроса на инвестиции. Другими слонами, данное изменение количества денег имеет наибольший эффект, когда кривая спроса на деньги относительно крутая, а кривая спроса на инвестиции относительно пологая.

И наоборот, данное изменение денег относительно неэффективно, когда кривая спроса на деньги



пологая, а кривая спроса на инвестиции крутая. 6 таком случае ни ставка процента, ни размер инвестиций сколь-либо значительно не изменятся.

Эффект обратной связи. Глядя на рис, 15-2, вы, возможно, обратили внимание на проблему обратной связи, которая усложняет кредитно-денежную политику и влияет на ее эффективность. Вот в чем она состоит. Последовательно рассматривая фафики от 15-2а до 15-2в, мы обнаруживаем, что процентная ставка, действуя через кривую спроса на инвестиции, в значительной степени определяет равновесный ВВП. Теперь мы должны признать, что существует и обратная причинно-следственная связь: уровень ВВП определяет равновесную процентную ставку. Эта связь возникает от того, что относящийся к сделкам компонент кривой спроса на деньги прямо зависит от уровня номинального ВВП.

Как эта обратная связь между фафиками 15-2в и 15-2а влияет на кредитно-денежную политику? Наличие такой связи означает, что рост ВВП, вызванный политикой «дешевых» денег, увеличивает спрос на деньги, отчасти ослабляя эффект политики «дешевых» денег по понижению процента. Политика «дорогих» денег ведет к сокращению номинального ВВП. Но это уменьшает спрос ыа деньги и ослабляет первоначальный эффект политики «дорогих» денег, состоящий в повышении процентной ставки. {Ключевой вопрос 4.)

Кредитно-денежная политика и совокупное предложение

Как справедливо считают относительно фискальной политики, реальный эффект специальной кредитно-денежной политики зависит от того, располагаются ли начальные и последующие точки равновесия на кривой совокупного предложения. Глядя на рис. 15-2б, легко заметить, что в экономике, пре-бываюшей на горизонтальном, или рецессионном, отрезке кривой совокупного предложения, политика «дешевых» денег смещает кривую совокупного спроса вправо от к AD и оказывает сильное воздействие на реальный ВВП и занятость, но практически не влияет на уровень цен.

Но если экономика уже приблизилась к уровню полной занятости или преодолела его, то увеличение совокупного спроса почти никак не скажется на реальном объеме производства и занятости. Однако оно вызовет значительный рост уровня цен. Обратите внимание, что на рис. 15-2в сдвиг кривой совокупного спроса от AD2 до AD происходит в основном на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения. Излишне говорить, что в экономике, достигшей состоиния полной занятости, политика «дешевых* денег непригодна. Рисунок 15-2в с полной очевидностью указывает причину этого:

в подобных обстоятельствах эта политика носит ос-троинфляционный характер.

Такая же цепь рассуждений применима к политике «дорогих» денег Она уместна в экономике, достигшей полной занятости и страдающей от инфляции спроса, но соверщенно непригодна в условиях значительной циклической безработицы. В подобных обстоятельствах эта политика привела бы главным образом к сокращению реального производства и обострению безработицы.

эффективность кредитно-денежной политики

в этом подразделе мы обсудим некоторые сильные и слабые стороны кредитно-денежной политики, которую применяют в качестве инструмента стабилизации экономики, и посмотрим, какие результаты она дает в реальной жизни.

Сильные стороны кредитно-денежной политики

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику как важную часть политики стабилизации национальной экономики в США, особенно в свете следующих обстоятельств и фактов.

Быстрота и гибкость. В отличие от фискальной (бюджетной) политики кредитно-денежная политика поддается быстрому изменению. Мы знаем, что применение фискальных мер может быть надолго отсрочено из-за длительных обсуждений в Конфес-се. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке Совета управляющих ФРС в состоянии ежедневно покупать и продавать ценные бумаги и тем самым немедленно влиять на предложение денег и процентную ставку.

Независимость от политического давления. Поскольку члены Совета управляющих ФРС назначаются на 14-летний срок, они относительно устойчивы к лоббированию тех или иных интересов и не слишком подвержены «предвыборному влиянию». Поэтому Совет легче, чем Конфесс, идет на политически непопулярные меры, которые могут потребоваться для долгосрочного оздоровления экономики. Кроме того, кредитно-денежная политика по своей природе мягче и «деликатнее» фискальной политики. Изменения в государственных расходах непосредственно отражаются на распределении ресурсов, а изменения налоговой системы могут иметь весьма разнообразные и далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньще и потому более привлекательна с политической точки зрения.



-денежная политика

могут ослабить или сделать менее предсказуемым контроль за предложением денег со стороны ФРС. Нововведения в финансовой сфере позволили людям быстро переводить «почти деньги» из взаимных фондов и с разных инвестиционных счетов на чековые счета, и наоборот. Из-за такого перемещения средств в рамках финансовой системы конкретные меры кредитно-денежной политики, направленные на изменение банковских резервов, могуг утратить свою эффективность. К примеру, в ответ на проведение политики «дорогих» денег люди могут начать быстро обращать «почти деньги» со своих счетов во взаимных фондах и другие ликвидные финансовые инструменты в деньги на своих чековых счетах. А в результате сокращение банковских резервов, возможно, не достигнет намеченного ФРС уровня, процентная ставка не возрастет, совокупный спрос останется неизменным, К тому же финансы и банковское дело все быстрее приобретают общемировой характер. Потоки финансовых ресурсов в США или из США способны сушественно ослабить, а то и полностью подорвать эффект внутренней кредитно-денежной политики, И наконец, перспективы распространения электронных денег и смарт-карт (электронных кредитных карточек) могут затруднить проблему измерения денежной массы и дополнительно затруднить контроль их эмитирования.

Насколько обоснованно это беспокойство? Обновление сферы финансов усложняет для Совета управляющих ФРС задачу проведения кредитно-денежной политики. Но последние исследования и собственный опыт ФРС убеждают в том, что традиционные инструменты кредитно-денежной политики, которыми центральные банки регулируют предложение денег и процентные ставки, сохраняют свою эффективность.

Циклическая асимметрия. Политика «дорогих» денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна сократить резервы коммерческих банков настолько, чтобы вынудить их ограничить объем кредитов. Это означает и ограничение предложения денег Но политика «дешевых» денег сталкивается с проблемой, которую выражает пословица; «Можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его пить». Политика «дешевых» денег в состоянии обеспечить коммерческим банкам избыточные резервы, необходимые дпя выдачи ссуд. Однако она не способна гарантировать, что банки действительно будут предоставлять ссуды и предложение денег увеличится. Если коммерческие банки в своем стремлении к ликвидности отказываются от кредитования, усилия Совета управляющих по проведению политики «дешевых» денег окаж>тся малоэффективными. Население тоже может сорвать планы ФРС, решив не брать в долг избыточные резервы банков. Кроме того, деньгами, которые фе-

Деньги, банковское де/10 и кредитно

Успехи 80-х и 90-х годов. Доводы в пользу кредитно-денежной политики получили мошное подкрепление благодаря ее успешному применению в 80-90-х годах. Политика «дорогих* денег позволила сбить темпы инфляции с 13,5% в 1980 г до 3,2% три года спустя.

А совсем недавно, в начале 90-х годов, федеральная система, успешно используя кредитно-денежную политику, помогла вывести экономику - поначалу очень медленно, а затем стремительно - из спада 1990-1991 гг Эти успехи весьма знаменательны, поскольку из-за огромного бюджетного дефицита в 80-х и начале 90-х годов фискальная политика оказалась совершенно недейственной. Бюджетная деятельность Конгресса была направлена главным образом на сокращение этого дефицита, а совсем не на стимулирование экономики. Повыщение налоговых ставок и сокращение государственных расходов в тот период по общим меркам фискальной политики носили умеренно ограничительный характер. Но проводимая ФРС политика «дешевых» денег привела к снижению процентной ставки по коммерческим ссудам с 10% в 1990 г до 6% в 1993 г. Как и следова.чо ожидать, результат не замедлил сказаться: инвестиционные и чувствительные к процентной ставке потребительские расходы быстро возросли, вызвав увеличение реального ВВП.

Рост ВВП, начавшийся в 1992 г, продолжался, несмотря на снижение уровня безработицы с 7,5 до 5% Е 1997 г. Чтобы обезопасить экономику от повторного витка инфляции в 1994 и 1995 гг., а затем снова в 1997 г., ФРС сократила резервные требования к банкам с целью увеличения процентной ставки и замедления темпов роста заимствований и расходов. И такая стратегия сработала: на протяжении всего периода рост инфляции находился под контролем.

Конгресс проявляет пристальное внимание к поддержанию сбалансированного федерального бюджета США, а рассматриваемая кредитно-денежная политика позволяет успешно стабилизировать инфляцию и способствовать экономическому росту, поэтому на сегодняшний день эта кредитно-денежная политика служит основным инструментом стабилизации американской экономики.

Недостатки и трудности

Однако несмотря на недавний успех, кредитно-денежная политика имеет определенные пределы, кроме того, ее применение в реальной жизни сопряжено с некоторыми сложностями.

Ослабление контроля? Кое-кто из экономистов высказывает опасения, что изменения в банковской практике (некоторые из них обсуждены в главе 13)

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [ 116 ] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]