назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [ 114 ] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]


114

Таблица 15-2, Воздействие изменений резервной нормы на кредитоспособность коммерческих банков

Резервная норма (в %]

Бессрочные вкпады [в дол.)

Фактические резервы (в дол.)

Обязательные резервы (в доп.]

Избыточные резервы (в дол.) (3}-(4j

Способность к созданию денег отдельного банка (в доп.) = И

Способность к созданию денет банковской системы (в доп.)

(1J 10 (2J20 {3)25 (4) 30

20 ООО 20 ООО 20 ООО 20 000

5000 5000 5000 5000

2000 4000 5000 6000

3000 1000 О

-1000

3000 1000

-1000

30 ООО 5000

-3333

20 тыс. дол. Если законом установлена резервная нор.ма 20%, значит, обязательные резервы банка составляют 4 тыс. дол. Поскольку фактические резервы - 5 тыс. дол., ясно, что на избыточные резервы банка приходится 1000 дол. Мы видели, что на основе этих 1000 дол, избыточных резервов отдельный банк может ссудить 1000 дол., но банковская систе.ма в целом способна создать путем кредитования до 5 тыс. дол. денег на текуших счетах (столбец 7).

Повышение резервной нормы. Что произойдет, если Совет управляющих поднимет юридически установленную резервную норму с 20 до 25% {см. строку 3)? Обязательные резервы возрастут с 4 тыс, до 5 тыс, дол,, сводя избыточные резервы с 1000 дол. до нуля. Повышение резервной нормы увеличивает объем обязательных резервов, которые должны держать банки. В подобной ситуации либо банки теряют избыточные резервы, что снижает их способность создать деньги путе.ы кредитования, либо же резервы кажутся недостаточными, что вынуждает уменьшать чековые депозиты и тем са.мым денежное предложение. В только что приведенном примере избыточные резервы превращаются в обязательные резервы и способность нашего отдельного банка к созданию денег снижается с 1000 дол. до нуля (столбец 6). Способность же к созданию денег банковской системы падает с 5 тыс. дол. до нуля (столбец 7),

Что произойдет, если Совет управляющих объявит о предстоящем увеличении установленного законом резервного требования до 30% (см. строку 4)? Коммерческий банк окажется перед перспективой невозможности выполнения этого требования. Чтобы защититься от подобной угрозы, банк будет вынжден сократить открытые текущие счета и одновременно увеличить резервы. Для сокращения текущих счетов банк может начать собирать выданные ссуды, не предоставляя при этом новых кредитов. А для увеличения резервов банк может продать часть своего портфеля ценных бумаг, добавляя полученную выручку к своим резервам. В результате обеих этих мер предложение денег сократится (см. главу 14, сделки б и 8).

Сннжеине резервной нормы. Каков будет эффект понижения Советом управляющих резервной нормы с исходных 20 до 10,% (см. строку 1)? В этом случае обязательные резервы сократятся с 4 тыс, до 2 тыс. дол., а избыточные резервы увеличатся с 1000 дол. до 3 тыс. дол, В результате способность отдельного банка к кредитованию, а значит, к созданию денег также возрастет с 1000 дол, до 3 тыс, дол. (столбец 6) и способность банковской системы к созданию денег увеличится с 5 тыс. до 30 тыс. .вдл. (столбец 7). Снижение резервной нор.мы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает способность банков создавать новые деньги путем кредитования.

Как показывает табл. 15-2, изменение резервной нормы воздействует на способность банковской системы к созданию денег двумя путями:

1) влияет на размер избьггочньЕХ резервов;

2) меняет величину денежного мультипликатора.

Так, в случае повышения установленной законом резервной нормы с 10 до 20% избыточные резервы сокращаются с 3 тыс. дол. до 1000 дол., и в то же время мультипликатор бессрочных вкладов понижается с 10 до 5. Способность банковской системы к созданию денег падает с 30 тыс. дол, (3 тыс, дол. X 10) до 5 тыс. дол, (1000 х 3).

Из.менение резервной нормы - мощный инст-ру.мент денежного контроля, но применяется он нечасто. И все же в 1992 г. ФРС снизила резервную норму с 12 до

Учетная ставка

Одной из традиционных функций центрального банка является роль «заимодателя в крайнем случае». Он предоставляет ссуды коммерческим банкам, занимающим твердое финансовое положение, но которым неожиданно и безотлагательно потребовались дополнительные средства. В этих случаях каждый федеральный резервный банк предоставляет краткосрочные ссуды ко.чмерческим банкам своего округа.

Когда коммерческий банк берет ссуду, он выписывает федеральному резервному банку вексель (или долговую расписку), обеспеченный приемлемым



залогом - обычно государственными ценными бумагами. Подобно тому как коммерческие банки назначают процент по своим ссудам, федеральные резервные банки назначают процент по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. Такач процентная ставка называется учетной ставкой.

Будучи требованием к коммерческому банку, вексель (расписка) банка-заемшика является активом дпя предоставившего ссуду федерального резервного банка и отмечается в его балансовом отчете в статье «Ссуды коммерческим банкам». Для коммерческого банка расписка является обязательством и отражается в его балансовом отчете в статье «Займы у федеральных резервных банков» (см. запись (а) в правой стороне баланса).

Давая ссуду, фeдepaJьный резервный банк увеличивает резервы коммерческого банка-заемщика. Поскольку дая поддержания ссуд, полученных у федеральных резервных банков, не требуется держать обязательные резервы, все новые резервы, приобретенные в результате займа у федеральных резервных банков, представляют собой избыточные резервы. (Эти изменения отражены в балансовой записи (6) отчета банка.)

Здесь важно, что получение коммерческим байкам ссуд в федеральных резервных банках увеличивает резервы коммерческих банков, усиливая тем самым их способность расширять кредит.

КОММЕРЧЕСКИЙ SAHK БЕРЕТ ССУДУ У ФРС

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ БАНКИ

Активы

Обязательства

и собственный капитал

+ Ссуды коммерческим

+ Резервы коммерческих

банкам [а)

банков (6) ..г..,..„-,..,,,,,.,,.,,

гп - у.--

Долговые расписки 1 1

+ Резервы .LJ,

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ Активы

Обязательстве VP:

и собственный капитал

+ Резервы

+ Займы у федеральных резервных банков (а)

Сонет управляющих ФРС имеет полномочия устанавливать и изменять учетную ставку, по которой коммерческие банки могрт брать займы в федераль-нь[х резервных банках. С точки зрения коммерческих банков учетная ставка представляет собой издержки, связанные с приобретением резервов. Следовательно, снижение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у федеральных резервных банков. Ссуды ком.мерческих банков,

опирающиеся на эти новые резервы, увеличивают денежное предложение.

И наоборот, повышение учетной ставки ослабляет заинтересованность коммерческих банков в получении дополнительных резервов путем заимствования у центральных банков. Поэтому повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных ведомств ограни-j чить предложение денег (Ключевой вопрос 2.) ;

«Дешевые» и «дорогие» деньги

Предположим, экономика переживает период спада и безработицы. Руководящие кредитно-денежные ведомства принимают решение о том, что для стимулирования совокупного спроса, который мог бы поглотить свободные ресурсы, необходимо увеличить предложение денег Для этого Совет управляющих ФРС должен позаботиться о росте избыточных резервов коммерческих банков. Какие конкретные политические мероприятия позволят достичь этой цели?

1. Покупка ценных бумаг. Совет управляющих должен дать команду федеральным резервным банкам покупать ценные бумаги на открытом рынке. Эта покупка облигаций будет оплачена увеличением резервов коммерческих банков.

2. Снижение резервной нор.мы. Резервная норма должна быть снижена, в результате чего обязательные резервы автоматически переводятся в избыточные и возрастает величина денежного мультипликатора.

3. Снижение учетной ставки. Учетная ставка также должна быть уменьшена, с тем чтобы побудить коммерческие банки к расширению своих резервов посредством заимствования у федеральных резервных банкой.

Такой набор политических решений называют политикой «дешевых» денег. В ее задачи входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему с целью увеличения совокупного спроса и занятости.

Предположим теперь, что излишние расходы подталкивают экономику к инфляционной спирали. Совет управляющих должен попытаться сократить совокупный спрос путем ограничения предложения денег. Ключ к решению этой проблемы -уменьшение резервов коммерческих банков. Как это делается?

1. Продажа именных бумаг. Федеральные резервные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.

2. Повышение резервной нормы. Увеличение резервной нормы автоматически лишает коммерческие банки избыточных резервов и уменьшает величину денежного мультипликатора.



3. Повышение учетной ставка. Увеличение учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к наращиванию своих резервов посредством заимствования у федеральных резервных банков.

Такой набор мер, соответственно, получил название политики «дорогих» денег. Ее цель - офаничить денежное предложение, для того чтобы сократить расходы и сдержать инфляцию.

Сравнительная значимость

Среди трех методов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом являются, конечно, операции на открытом рынке.

Учетная ставка играет менее важную роль по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, величина резервов коммерческих банков, получаемых путем займов у центральных банков, обычно очень мала. В среднем лишь 2-3% банковских резервов приобретаются таким путем. На самом деле нередко именно операции на открытом рынке побуждают коммерческие банки брать ссуды в федеральных резервных банках. В той мере, в какой продажа облигаций центральным банком порождает временную нехватку резервов у коммерческих банков, последние испытывают потребность в займах у федеральных резервных банков. Коммерческие банки берут кредиты у ФРС в большинстве случаев скорее в ответ на операции на открытом рынке, чем на изменение процентной ставки.

Во-вторых, манипулирование резервами коммерческих банков через операции на открытом рынке и изменение резервных требований осуществляются по инициативе ФРС, тогда как эффективность воздействия учетной ставки (на займы) зависит от инициативы коммерческих банков. Например, если учетная ставка понижается в то время, когда очень немногие банки стремятся получить заем в федеральных резервных банках, то такое снижение окажет очень слабое воздействие либо вовсе не повлияет на банковские резервы и предложение денег

Тем не менее некоторые экономисты отмечают, что изменение учетной ставки имеет важный «информационный эффект», то есть может служить ясным и понятным способом оповещения финансистов и экономики в [(СЛОМ о намеченном курсе кредитно-денежной политики. Другие экономисты сомневаются в этом, утверждая, что изменения учетной ставки часто носят «пассивный» характер - в том смысле, что ставка изменяется скорее с целью приведения ее в соответствие с другими краткосрочными процентными ставками, чем с целью вызвать перемены в политике.

А как обстоит дело с изменением резервных требований? ФРС применяет этот инструмент денежного контроля лишь в качестве вспомогательной

меры. Обычно ФРС удается достичь nejceft своей кредитно-денежной политики с помощью операций на открытом рьшке, не прибегая к изменению резервных требований. Ограниченное применение этой меры (изменения резервной нормы), несомненно, объясняется тем фактом, что находящиеся в резерве деньги не приносят процентов, а следовательно, повышение и снижение резервных требований могут оказать существенное воздействие на банковские прибыли.

Но существуют более веские основания считать операции ма открытом рынке главным инструментом кредитно-денежной политики. Этот механизм денежного контроля обладает важным преимуществом - гибкостью, то есть государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах; к тому же его применение сказывается на резервах банка без промедления. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке обладают более тонким косвенным воздействием. Потенциальная способность федеральных резервных банков влиять ка резервы коммерческих банков через продажу и покупку облигаций в количественном плане не вьсзывает сомнения. Как показывает консолидированный балансовый отчет федеральных резервных банков (табл. 15-1), они владеют очень крупным портфелем государственных облигаций (425 млрд дол.), продажа которых теоретически способна сократить резервы коммерческих банков с 22 млрд дол. до нуля.

ЩеЛТКОе ПОВТОРЕНИЕ 15-1

4- Цель кредитно-денежной политики - помочь экономикв достичь такого уровня внутреннего производство, которому присущи полноя занятость ресурсов и отсутствие инфляции.

♦ Федеральная резервная система располагает тремя основными инструментами денежного контроля, действие каждого из которых состоит в изменении объема избыточных резервов банковской системы:

а) операции на открытом рынке (операции купли-продажи государственных облигаций, осуществляемые ФРС с коммерческими банками и населением);

б) изменение резервной нормы (доли депозитных обязательств коммерческих банков, которую они обязаны держоть в качестве резервов);

в) изменение учетной ставки (процентной ставки, которую назначают федеральные резервные бонки, выдавая ссуды банкам и сберегательным учреждениям).

♦ Операции на открытом рынке - наиболее важный мехонизм денежного контроля, имеющийся в распоряжении ФРС.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [ 114 ] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171]