150 200 г50 300 Величины спроса на дачьги и денежного предпожения (ампрддоп.)
Рисунок 13-3. Восстаноепение равновесия на денежном рынке
Сокращение предложения денег создает их временную нехватку на денежном рынке. Люди и организации пытаются получить больше денег путем продажи облигаций. Поэтому предложение обпигаций возрастает, что приводит к снижению цены на них и повышению процентной ставки. При более высокой процентной ставке количество денег, которое люди хотят иметь на руках, уменьшается. Таким образом, между вепичиной денежного предложения и величиной спроса на деньги вновь уста-нэелиеается раеенотво, но уже при более еысокой процентной стаекё. Увеличение денежного предложения создает временный их избыток, в результате чего возрастает спрос на облигации и цена на них повышается. Процентная ставка педает, и на денежном рынке восстанавливается равновесие.
Теперь предположим, что цена этой облигации из-за увеличения предложения облигаций упала до 667 дол. Для того, кто покупает облигацию, фиксированные процентные платежи в размере 50 дол. в год теперь обеспечивают доходность 7,5%:
50 дол.
667 дол.
-= 7,5%.
Поскольку все заемщики под воздействием кон-курениии вынуждены предлагать кредиторам процентные платежи с такой же доходностью, какую обеспечивают облигации, происходит рост обшего уровня процентной ставки. На рис. 13-3 мы видим, что процентная ставка повышается с 5% при денежном предложении 200 млрд дол. до 7,5%, когда денежное предложение равно 150 млрддол. Это повышение процентной ставки приводит к увеличению альтернативных издержек хранения денег и к сокращению количества денег, которое хотят иметь на руках фирмы и домохозяйства. Так, вели-
чина спроса на деньги уменьшается с 200 млрддол. при процентной ставке в 5% до 150 млрд дол. при процентной ставке, равной 7,5%, Денежный ры-, нок возвращается в состояние равновесия: при про- цснтной ставке 7,5% и спрос на деньги, и их пред- ложение равны одной и той же величине -150 млрд дол.
Реакция на избыток денег
Увеличение денежного предложения с 200 млрд дол. (SJ до 250 млрд дол. (5„,,) приведет к избытку денег в размере 50 млрд дол. при первоначальной npo-;i центной ставке, равной 5%. Люди попытаются избавиться от денег, покупая больше облигаций. Но расходование денег одними означает поступление денег другим. Поэтому коллективная попытка купить больше облигаций увеличивает спрос на них и толкает цены на облигации вверх.
Следствие: рост цен на облигации приводит к chu"" жепию процентной ставки. Применительно к нашему случаю, процентные платежи в размере 50 дол. в год по облигации, которая теперь стоит, например, 2 тыс. дол., обеспечивают покупателю облигации доходность всего лишь 2,5%:
= 2,5%.
50 дол. 2000 дол.
И по мере того как люди будут предпринимать все новые безуспешные попытки сократить свои совокупные денежные запасы ниже отметки 250 млрд дол. птем покупки оЗлигаций, обший уровень процентных ставок будет понижаться. В данном случае процентная ставка упадет до нового равновесного уровня 2,5%. Поскольку альтернативные издержки хранения денег теперь тоже снизились - ликвидность стала стоить дешевле, - количество денег в виде наличности и на чековых депозитах, которые потребители и предприниматели готовы держать, увеличится с 200 млрд до 250 млрд дол. И вновь равновесие на денежном рьтке восстанавливается: при процентной станке 2,5% и спрос на деньги, и их предложение равны 250 млрд ,аол.
В главе 15 мы увидим, каким образом средствами кредитно-денежной политики, регулируя денежное предложение, можно изменять равновесный уровень реальных процентных ставок. Рост процентных ставок приводит к сокращению инвестиционных и потребительских расходов, снижая тем самым совокупный спрос. Понижение процентных ставок, напротив, способствует росту инвестиционных и потребительских расходов и увеличению совокупного спроса, В обоих случаях эти изменения в конечном итоге затрагивают реальный объем производства, а также уровни занятости и иен. {Ключевой вопрос 7.)
Люди держат деньги ради осуществления сделок и в качестве актива.
Совокупный спрос на деньги равен сумме спроса но деньги для совершения сделок и спроса на деньги как на активы; графически он отражает обратную зависимость (нисходящий график] между уровнем процентной ставки и величиной спроса на деньги.
Равновесноя величина процентной ставки определяется предложением денег и спросом на них; оно устанавливается но уровне, но котором люди проявляют готовность держать ровно Такое количество денег, какое предлагают руководящие кредитно-денежные ведомство.
♦ Цены на облигации и процентные ставки находятся в обратно пропорциональной зависимости.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМЫ
в США к «денежным властям», о которых упоминалось выше, относятся члены Совета управляющих Федеральной резервной системы (ФРС). Как показа-
но на рис. 13-4, этот Совет руководит деятельностью 12 федеральных резервных банков, каждый из которых, в свою очередь, контролирует деятельность коммерческих банков и сберегательных учреждений.
История развития банковской системы США
к началу XX в. КонфСсс США начал все в большей степени осознавать, что необходимыми предпосылками эффективной банковской системы являются централизация и общественный контроль. Разобщенность, децентрализация и недостаточный надзор за деятельностью банков привели к тому, что денежные банкноты, эмитированные многочисленными частными банками, обесценивались, их переставали принимать в обращении, что создавало неудобства и хаос. Кроме того, из-за децентрани-зации и недостатка контроля возникали многочисленные сбои в управлении денежной массой, когда предложение денег не соответствовало потребностям экономики, В одних случаях избыток денег способствовал развитию инфляции, в других - их недостаток замедлял экономический рост, создавая помехи производству и обмену товарами и услуга-
ОЬщестз-г;
Рисунок 13-4, Струетура Федеральвлй резервной системы и ее взаимоотношения с обидеством
Пользуясь советами и рекомендациями Комитета по операциям на открытом рынке и трех консультативных советов. Совет упрэвлягаидих принимает основные политические решения, которые обвсле-чиввют контроль над денежной и банковской системами США. Эти решения проводят в жизнь 12 федеральных резервных банков.
ми. Ни один из государственных органов власти не отвечал за формирование и реализацию общенациональной политики в банковском секторе.
Небывалая банковская паника 1907 г заставила Конгресс США создать Национальную комиссию по денежному обращению, которой поручался анализ денежных и банковских проблем и выработка направления действий Конгресса по их решению. Конечным результатом ее работы стало принятие в 1913 г Закона о Федеральной резервной системе.
На рис. 13-4 схематично представлена денежная система, сформировавшаяся в соответствии с этим законом. Давайте рассмотрим природу функции и взаимосвязь различных частей, составляющих Федеральную резервную систему.
Совет управляющих ФРС
Стержнем денежной и банковской систем США является Совет управляющих Федеральной резервной системы (ФРС), Семь членов Совета назначаются президентом с одобрения Сената. Им устанавливаются длительные сроки полномочий - 14 лет, однако кaжJaыe два года заменяется один из членов Совета. Президент назначает председателя и заместителя председателя из числа членов Совета сроком на четыре года. Длительные сроки полномочий позволяют членам Совета действовать последовательно, компетентно и сохранять независимость в условиях политического давления, которое может привести к развитию инфляции.
Оперативная и консультативная помощь
в разработке банковской и денежной политики Совет управляюп(их опирается на помощь нескольких важных государственных органов, первому из которых, очевидно, принадлежит особая роль.
Комитет но операциям на открытом рынке, в который входят собственно члены Совета управляющих, а также пять президентов федеральных резервных банков, определяет- 1юлитику купли-продажи на открытом рынке государственных цепных бумаг {векселей, казначейских билетов, облигаций). Эти операции па открытом рыпке представляют собой наиболее важное средство воздействия на предложение денег из всех имеющихся в распоряжении руководящих кредитно-денежных ведомств (см. главу 15).
Три консультативных совета, состоящие из частных граждан, проводят периодические встречи с Советом управляющих, где высказывают свои соображения о банковской и денежной политике пра-нительства. В состав Федералыюго копсультативпо-го совета входят 12 руководителей коммерческих банков, которые избираются ежегодно по одному
от каждого из 12 федеральных резервных банков. Консультативный совет сберегательных учреждений состоит из представителей ссудо-сберегательных ассоциаций, сберегательных банков и кредитных союзов. Третья группа советников ~ это Консультативный совет потребителей, состоящий из 30 членов, куда входят представители потребителей финансовых услуг, ученые и специалисты по потребительскому законодательству. Однако эти советы, как собственно и следует из их названия, являются чисто консультативными органами и не имеют полномочий для формирования политики, а Совет управляющих не обязан строго придерживаться их рекомендаций. , , .
12 федеральных резервных банков
В число 12 федеральных резервных банков входят центральные банки, квазигосударственные банки и банки банков.
Центральные банки. В большинстве стран действует один центральный банк, например Английский банк в Великобритании или Бундесбанк в Германии, В Соединенных Штатах 12 «центральных* банков, хотя проводимую ими политику координирует Совет управляющих ФРС. Наличие 12 федеральных резервных банков отчасти служит отражением географических масштабов США, экономического разнообразия и огромного числа коммерческих банков в стране. Но, кроме того, эти центральные банки - результат политического компромисса между сторонниками централизации и теми, кто не доверяет могущественным финансовым учреждениям.
На рис. 13-5 изображено расположение 12 федеральных резервных банков и обозначены районы их действия. Через эти центральные банки осуществляются основные политические директивы Совета управляющих. Самый важный из них - Федеральный резервный банк Нью-Йорка; здесь располагается центр операций на открытом рыпке.
Квазигосударственные байки. Двенадцать федеральных резервных банков являются, кроме того, квазигосударствеиными банками. В этом качестве они воплощают в себе сочетание частной собственности и государственного контроля. Федеральные резервные банки принадлежат коммерческим банкам соответствующих округов. (Для вступления в ФРС коммерческие банки обязаны приобрести в собственность часть акций федерального резервного банка своего округа.) Но основные принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, определяются государственным органом -Советом управляющих. Владельцы центральных банков не контролируют ни состав руководства центральных банков, ни их политику. 293