назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57]


35

предпринимателям быстрее, чем обычно, вводить новую технику.

В предшествовавшие периоды относительно полной занятости, как, например, с 1950 по 1953 г. и с 1965 по 1966 г., загрузка мощностей в обрабатывающей промышленности составляла около 90%. Однако в 1968-1969 гг., согласно данным экономических обзоров, наблюдалось необычайное увеличение избыточных мощностей при сохранении полной занятости. За этот период среднегодовые темпы прироста продукции в частном секторе экономики США составили 4,5%, тогда как мощности росли примерно на 6,5% в год. Когда в периоды полной занятости растет избыточная мощность, это наводит на мысль об ускорении морального износа: уровень загрузки новых машин и оборудования растет, а старые мощности используются в меньшей степени.

Характерной особенностью последних лет является бурный рост уровня автоматизации технологических процессов производства. Тенденция к автоматизации предполагает сокращение экономически целесообразных сроков службы оборудования.

Законы и постановления федерального правительства и штатов о контроле над загрязнением окружающей среды, вступившие в силу с 1962 г., также требуют обновления значительного количества оборудования. Более того, тенденция к ужесточению стандартов на уровень загрязнения окружающей среды приведет, вероятно, к принятию новых законов и постановлений, которые повлекут за собой дальнейшее ускорение морального износа основного капитала.

В 1962 г. министерством финансов отмечалось, что принятие нормативных сроков службы для расчета амортизационных отчислений не является достаточным средством повышения конкурентоспособности американских компаний. Тогда было высказано мнение, что для повышения конкурентоспособности американских корпораций необходимо существенное сокращение сроков службы в сочетании с налоговым инвестиционным кредитом.

В настоящее время есть основания полагать, что иностранные предприниматели во многих отраслях промышленности располагают более современными

60 40 20 О,

За первый год

До Законопроекта о налоговой реформе 1969 г.

Согласно системе АДР



мощностями, чем американские предприниматели, и что влияние иностранной конкуренции обязательно скажется на повышении в США темпов выбытия основного капитала в целях модернизации мощностей. По сравнению с любой из основных промышленно развитых стран в США на создание производственных мощностей направляется самая низкая доля ВНП, а нормы амортизации были значительно ниже, чем в соответствующих странах. Система АДР - важный шаг на пути сокращения преимуществ иностранных предпринимателей в конкурентной борьбе.

Таким образом, ясно, что с 1962 г. произошли существенные изменения, требующие модернизации нормативных сроков службы. В отсутствие точной информации об ускорении морального износа, но решив, что значительное ускорение имело или, вероятно, будет иметь место, министерство финансов приняло систему АДР, разрешив предпринимателям использовать любые сроки службы в диапазоне ±20% нормативных.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ДОХОДЫ

Внедрение системы АДР, помимо прочего, приведет к снижению удельных капитальных затрат, или, что равноценно, к повышению нормы чистой прибыли на капиталовложения. Обусловленные системой АДР перспективы получения более высокой чистой прибыли приведут к росту капиталовложений в производственное оборудование. Кроме того, система АДР позволит увеличить ликвидные средства и повысить степень определенности налоговых обязательств предпринимателей, что также будет способствовать росту инвестиций.

• Амортизационный фонд, соответствующий принятым нормам амортизационных отчислений в США и других II странах. Оценки норм амортизации других стран, иллюстрируемые данной диаграммой, были собраны на основе опросов международных статистических бюро.

Либерализация амортизационной политики - признанное средство обеспечения более благоприятного налогового климата для частного инвестирования в производственные мощности. Правила и нормы амортизации 1962 г. были приняты в целях стимулирования оздоровления экономики (когда в 1961 г. впервые рассматривался вопрос о либерализации амортизационной политики, безработица составляла 6,5%), повышения конкурентоспособности американских товаров на мировых рынках и создания условий для длительного экономического роста. В послевоенный период либерализация амортизационной политики широко применялась другими промышленно развитыми странами и оказала явно положительное воздействие на инвестиционную деятельность и экономический рост. По" мнеиию специальной группы президента по налогообложению частного бизнеса (Presidents Task Force on Business Taxation), американский опыт последних лет, прошедших со времени принятия «Правил и норм...» и введения инвестиционного кредита, говорит о том, что такого рода стимулы активно способствуют развитию и модернизации производственного потенциала.

Поэтому министерство финансов ожидает, что система АДР создаст стимул для модернизации и расширения производственных мощностей в США, что в свою очередь повысит занятость и будет способствовать повышению экономической активности. Воздействие системы АДР проявится в более высокой производительности, обеспечивающей базу для роста уровня заработной платы американских рабочих, приведет к снижению инфляционного давления с вытекающими из этого выгодами для потребителей и в целом улучшит конкурентные позиции промышленности США на мировых рынках.

Общие последствия, связанные с введением АДР, следует оценивать с учетом сокращения налоговых поступлений и обратного влияния иа экономику. Если оставить в стороне обратную связь, то чистое сокращение налоговых поступлений в 1971 календарном году составит около 2,8 млрд. долл.; среднегодовые налоговые потери (пока обратное влияние не станет ощутимым) в течение десятилетия, истекающего



31 декабря 1980 г., составят 3,9 млрд. долл. По оценкам, потери 1971 г. без учета обратного влияния составят 5,8% частных налоговых обязательств. (Отметим для сравнения, что изменения амортизационной политики привели в 1934 г. к росту налоговых поступлений на 11%), а в 1962 г. к их сокращению на 5,5%.)

Сокращение налоговых поступлений в результате введения системы АДР оценивалось при условии неизменности базовых уровней инвестиций и доходов. Однако, как указывалось ранее, введение АДР вызовет благоприятные изменения в сфере инвестиций и доходов, и баланс ее влияния на государственную казну следует оценивать с учетом обратной связи. Президент Кеннеди учитывал это влияние при пересмотре системы амортизации в 1962 г. Президент Никсон ожидал от принятия системы АДР аналогичного положительного влияния на экономику.

Экономисты по-разному оценивают степень обратного влияния на экономику системы АДР. Некоторые эксперты полагают, что система АДР не окажет влияния на доходы. Д. йоргенсон подсчитал, что влияние на доходы будет достаточным, чтобы обеспечить к 1973 г. их чистый прирост, а в 1974 г. прирост составит 2 млрд. долл. Конечно, изменение уровня инвестиций в зависимости от роста нормы чистой прибыли изучено слабо; в экономической литературе оценки увеличения объема инвестиций в результате снижения капитальных затрат на 4,4% варьируют от 1 до 4,4%.

Результаты исследований министерства финансов говорят о том, что если учитывать влияние АДР только на капитальные затраты, то уже в этом случае объем капитальных вложений в основной капитал по крайней мере на 2,5% превысит уровень инвестиций, рассчитанный по прежней системе амортизации.

Министерство финансов считает, что спустя несколько лет непосредственно после введения системы АДР частному сектору экономики может потребоваться увеличение объема основного капитала на 2,5%. Это означает, что новые капиталовложения

увеличатся не на 2,5%, а больше и будет иметь место опережающий их рост. Примерная оценка этого процесса показывает, что через несколько лет после принятия системы АДР новые капиталовложения будут примерно на 5% выше уровня, рассчитанного по прежней системе амортизации.

Без введения системы АДР капиталовложения в основной капитал, на который распространяется ее действие, составили бы 80 млрд. долл. в год. Приведенный выше анализ предполагает прирост капиталовложений примерно на 4 млрд. долл. в год. Самый низкий прирост ожидается в первый год, но в последующие годы он будет увеличиваться. Вызванный первоначальным импульсом затрат, «мультипликационный» эффект, выражающийся в росте доходов и расходов, вполне может привести к еще более высокому общему уровню капиталовложений.

Анализ министерства финансов учитывает только рост капиталовложений, вызванный увеличением нормы чистой прибыли. Существуют, однако, и другие факторы, имеющие отношение к уровню инвестирования и подверженные влиянию системы АДР. Система АДР служит увеличению объема наличных, или ликвидных, средств, обеспечивающих внутренние источники финансирования, и снижает зависимость от заемного капитала. Поэтому действие АДР повысит уровень капиталовложений в той степени, в какой капиталовложения сдерживаются нежеланием предпринимателей прибегать к займам или недостатком рынка капиталов. Установление более коротких сроков службы, повысившаяся уверенность частных предпринимателей в том, что заявленные ими сроки службы после утверждения не будут пересматриваться, гарантии стабильности определения налоговых обязательств, вытекающие из прочих положений системы АДР, определение затрат на ремонт и эксплуатацию, ликвидационной стоимости и выбытия - все это в определенной мере стимулирует инвестиционную деятельность.

Поднимались вопросы, целесообразно ли принятие системы АДР в такое время, когда США находятся в состоянии реорганизации экономики и уже существуют избыточные мощности. При этом имелось

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57]