назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [ 34 ] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57]


34

Не для каждого предпринимателя проверка степени списания является одноразовой процедурой. Это, скорее, многократная операция, поскольку она должна быть повторена для каждой нормативной группы. Предприниматель обычно имеет несколько групп с рядом дополнительных расчетов амортизации основного капитала по различным методам. Многим предпринимателям пришлось бы из года в год испытывать на себе оба варианта методики проверки, чтобы научиться оценивать свои будущие (с учетом возможного изменения планов) налоговые обязательства,- важное соображение в финансовом планировании и инвестиционной политике.

Элемент риска в корректировке срока службы

Проверка степени списания предусмотрена, по-видимому, только в США. Ни одна другая страна не использовала такого рода объективный критерий в своей амортизационной системе. Таким образом, сравнение нормативных сроков службы в США с нормативными сроками службы, предусмотренными в других странах, будет не вполне правильным, если не учитывать применение в США метода проверки степени списания, который вводит элемент риска или случайности в установление норм амортизационных отчислений, не вытекающий непосредственно из самой системы нормативных сроков службы.

ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ СИСТЕМЫ АДР

к принятию системы АДР привели два основных ряда причин:

1. Необходимость с точки зрения исполнения законов о внутренних налогах и сборах иметь всеохватывающую и улучшенную систему исчисления норм амортизации и решить неразрывно связанные с амортизацией проблемы затрат на ремонт и эксплуатацию; длительная история безрезультатной полемики вокруг Бюллетеня F; существенные недостатки методики проверки степени списания; масштабы проблемы бесконечных диспутов с предпринимателями по поводу конкретных «фактов и обстоятельств»; логичность, практическое значение и большая степень достоверности при использовании среднеотра-

елевых сроков службы; необходимость предпринять шаги к нейтрализации действия амортизации как фактора конкуренции; наконец, необходимость создания системы учета амортизации, которая давала бы регулярную систематизированную информацию для установления сроков службы основного капитала и норм отчислений на ремонт.

2. Законодательное постановление о включении в амортизационные списания поправки на моральный износ требует признания динамичности текущих и ожидаемых обстоятельств, что в свою очередь предполагает предоставление предпринимателю права выбора более коротких сроков службы, чем позволяет нормативный диапазон. В системе АДР учтены необходимость поправки на моральный износ (включая возможность ее изменения в будущем вследствие недавно введенных требований по охране окружающей среды), усиление иностранной конкуренции, быстрый рост основного капитала, что предполагает быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса. Эти и прочие факторы указывают на то, что нормы амортизации не должны определяться прошлым опытом отдельного предпринимателя.

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В настоящее время амортизационные списания отражаются примерно в 10 млн. налоговых деклараций. Вследствие нехватки кадров Управление внутренних доходов располагает только 150 специалистами по амортизационным отчислениям, и, несмотря на интенсивное обучение, немногие налоговые агенты могут проводить инспектирование степени списания во всей его сложности. Тем более они не способны дать технические заключения о сроках службы отдельных элементов или всей классификационной группы основного капитала. Зачастую налоговые агенты были вынуждены использовать отраслевые нормы или нормы, опубликованные, к примеру, в Бюллетене F в качестве «потолка», без учета индивидуальной практики списания. Специалисты, подготовленные для выполнения этой работы, способны рассмотреть за год примерно 10 тыс. налоговых .деклараций (0,1% деклараций, включающих вопросы амортизации), по-



ступивших преимущественно от крупных корпораций. Принятие «Правил и норм амортизации» в 1962 г. и отсрочка вплоть до настоящего времени применения «Методики проверки степени списания» привели к тому, что предприниматели в основном используют нормативные или более короткие сроки службы.

Предприниматели не обязаны использовать «Правила и нормы. ..» при составлении налоговой декларации, как это предусмотрено системой АДР, и могут оставить всю работу по корректировке на ревизоров. Поскольку небольшая часть предпринимателей официально перешла на использование «Правил и норм амортизации», то у большинства из них заявленные сроки службы, очевидно, еще короче, чем соответствующие их декларациям нормативы. Это обстоятельство с очевидностью показывает еще большую невозможность административной оценки амортизационных списаний, исчисляемых значительным числом предпринимателей на основании «фактов и обстоятельств».

Кроме того, нормативами не только не учитывалась, но фактически осложнялась проблема отнесения расходов на ремонт и эксплуатацию либо к текущим, либо к капитальным затратам. Более короткие нормативные сроки службы вызвали множество дискуссий, так как налоговые агенты часто относили определенные ремонтные расходы к капитальным затратам на том основании, что они продлевали срок службы основного капитала сверх нормативного. Неразрывно связанные проблемы норм амортизации и ремонтно-эксплуатационных расходов стоят перед каждым предпринимателем и требуют единого разрешения, что и обеспечивает система АДР.

Аналогичным образом должен быть решен вопрос о ликвидационной стоимости в любой крупномасштабной системе амортизационных списаний. Без этого центр дискуссии просто сместится на проблему ликвидационной стоимости. Система АДР требует установления ликвидационной стоимости в тот момент, когда основной капитал впервые вводится в эксплуатацию. Согласно другим положениям Кодекса внутренних доходов, на некоторые элементы основного капитала, подпадающие под действие АДР, разреше-

но сокращать ликвидационную стоимость на 10% первоначальной стоимости основного капитала. Ни при каких обстоятельствах основной капитал не может быть амортизирован ниже ликвидационной стоимости. Однако, поскольку определение ликвидационной стоимости является не более чем оценкой, незначительные исправления ее величины проводиться не будут. По системе АДР оценка предпринимателя не будет пересматриваться, если внесенная корректировка изменяет ее менее чем на 10% балансовой стоимости основного капитала. С другой стороны, если корректировка превысит этот предел, будет проведен общий пересмотр. Таким образом, это правило ограничивает число корректировок во время ревизии, но не является дополнительным 10%-ным расширением норм. i

В течение 9 лет, когда контроль степени списания был в значительной степени недействителен, система нормативов показала невозможность контроля за выполнением амортизационных предписаний на индивидуальной основе. Система АДР прямо признает невозможность этого. Система АДР определяет годовую корму амортизации и норму на ремонт на основе эмпирического среднеотраслевого срока службы. Это устраняет чрезмерные сложности методики проверки степени списания, неравные условия конкуренции, в которые были поставлены этой методикой старые и новые предприятия, искусственное и неразумное требование ликвидировать резервные и прочие пригодные к использованию, но бездействующие мощности и основную ошибку методики: судить о сроке будущего использования только что приобретенного основного капитала на основе практики прошлых лет отдельных предпринимателей.

Приемлемая норма амортизации (с учетом морального износа) должна базироваться на отраслевом опыте, а не на индивидуальном опыте отдельных предпринимателей. Предприниматели конкретной отрасли, конкурируя на свободных рынках, стремятся иметь аналогичные производственные процессы, использовать аналогичное оборудование и аналогичные графики выбытия оборудования. Однако отдельный предприниматель всегда зависит от специфичных,



только для него характерных условий. К тому же на индивидуальный опыт часто влияют результаты переговоров с налоговыми агентами. Проведенное в 1956-1960 гг. министерством финансов исследование норм амортизации основного капитала, приобретенного крупными корпорациями после 1953 г., выявило расхождения среди предпринимателей одной отрасли. Например, ответы двух крупных компаний по производству электронного оборудования показали, что одна компания основывала свои амортизационные отчисления на среднем сроке службы в 6 лет, тогда как у другой заявленный в налоговой декларации средний срок службы был равен 11 годам. Подобные расхождения сроков службы значительно шире, чем это можно было бы объяснить различиями в структуре основного капитала. Со временем разнообразные «разрешения» различных региональных отделений Управления внутренних доходов, включая уступки по различным спорным вопросам и применение специальных норм, породили великое множество сроков службы.

Решение о переходе на отраслевой опыт позволяет использовать диапазон допускаемых сроков службы, обобщающий в основном опыт тех предпринимателей в отрасли, которые имеют укороченный цикл обновления. Это предотвращает неравенство условий конкуренции и повышает вероятность того, что предприниматели будут стремиться применять наиболее совершенные производственные процессы, а следовательно, наиболее эффективно осуществлять оборот своего основного капитала. В соответствии с этим система АДР разрешает применять сроки службы на 20% короче или длиннее нормативных сроков службы основных классификационных групп.

Система АДР в значительной степени положит конец бесконечным дискуссиям в области проблем амортизации, ремонта, эксплуатации и позволит Управлению внутренних доходов использовать ограниченное число его сотрудников для более глубокой проверки других вопросов, как, например, налоговых махинаций, требующих индувидуального рассмотрения.

В то же время сист«;ма АДР создает разветвленную систему отчетности по амортизации, которая

позволяет собирать систематизированную информацию в масштабах всей страны о ежегодном вводе и выбытии основного капитала. Таким образом, информация о фактических сроках использования основного капитала и затратах на ремонт и эксплуатацию станет доступной для изучения. Ключом к этой системе является требование, согласно которому закрытые на конец года счета должны вестись так, чтобы можно было установить по годам ввод и выбытие основного капитала каждой классификационной группы.

КОРРЕКТИРОВКА НОРМ АМОРТИЗАЦИИ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

Для приведения в соответствие с современной промышленной практикой нормы амортизации должны периодически пересматриваться. Несмотря на недостаточность имеющихся в настоящее время данных о динамике морального износа и невозможность с уверенностью предсказать величину будущего мо рального износа, министерство финансов, руководствуясь Кодексом внутренних доходов, несет ответственность за оценку величины морального износа при установлении целесообразных норм амортизации. Точно измерить темпы морального износа, разумеется, невозможно. Однако представляется вероятным, что технические и прочие изменения, происшедшие с 1962 г., окажут ускоряющее влияние на моральный износ машин и оборудования, то есть тенденция сокращения экономически целесообразных средних сро ков службы, вероятно, будет продолжаться.

В течение последних 6 лет в США наблюдалась растущая недогрузка мощностей в обрабатывающей промышленности, даже в периоды полной занятости Рост избыточных мощностей в периоды полной занятости вызывает ускорение морального износа вследствие высоких темпов накопления, позволяющих

В США периодами полной занятости считаются периоды экономического цикла, когда уровень безработицы не превышает 4%. -Прим. ред.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [ 34 ] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57]