менее данная тактика также получила широкое применение и используется, как правило, в тех случаях, когда есть необходимость зафиксировать текущее состояние счета без выхода из рынка. Кроме того, ее часто используют перед возможным сильным движением (причины движения в данном контексте не оговариваем), когда проблематично сказать, в какую сторону оно произойдет. При этом после формирования тенденции убыточную сделку ликвидируют. Несмотря на широкое применение данной стратегии, следует помнить, что это лишь временная мера.
Хеджирование. Пожалуй, самая распространенная тактика торговли. Она настолько важна, что данному вопросу отводится целый раздел (см. далее). Суть хеджирования состоит в снижении рисков по инвестированию в какой-либо биржевой инструмент за счет инвестирования в другой. В отношении рынка FOREX (простейший случай) это означает открытие сбалансированных позиций по различным валютам с высокой степенью корреляции таким образом, чтобы возможные убытки от одной валюты комненсировались доходами но другой инвестиции.
В заключение данного раздела еще раз отметим, что применение на практике торговых тактик сулит, с одной стороны, дополнительные доходы, но, с другой стороны, неправильное использование данных концепций может привести и к значительным потерям. Прежде чем применять их на практике, убедитесь в том, что вы четко представляете свои будущие действия и их мотивацию.
5.4. Хеджирование
Данный раздел посвящен общим вопросам хеджирования и проблемам, связанным с проведением подобных операций. Отметим, что нижеследующий материал значительно выходит за рамки данного издания (в основном посвященного рынку FOREX). Тем не менее хедживые операции очень важны в различных сферах бизнеса (и инвестирования в частности), и нет никакой возможности избежать данного разговора.
Прежде всего необходимо определиться в терминологии. В широком смысле хеджирование - это использование одного биржевого (или внебиржевого) инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с первым инструментом, или на генерируемые им денежные потоки. В качестве хеджируемого инструмента может выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобре-
тению или производству (особое значение имеет для производства). Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива.
Стоит указать, что хеджирование применяется как для снижения риска потерь при изменении рыночной цены, так и при изменении других рыночных факторов (изменение обменного курса валют, регулирование основных процентных ставок, etc.).
Очевидно, что на практике необходимо прежде всего получить ответ на вопрос: хеджировать свои действия (инвестиции) или нет? Следовательно, возникает необходимость, как для частного инвестора, так и для компании, оценить степень подверженности ценовому риску. Как правило, эта подверженность имеет место при соблюдении следующих условий:
1. Компания (частный инвестор) не может по своему усмотрению самостоятельно устанавливать цены на рассматриваемые товары и услуги.
2. Цены на рассматриваемые товары и услуги не являются постоянными.
3. Компания не может свободно устанавливать цены на выходную продукцию, сохраняя при этом объем реализации (в натуральном выражении).
После того как вы определились с вопросом хеджирования, следует определиться с инструментом хеджирования. Стоит, однако, указать, что хеджирование подразумевает прежде всего цель сделки, а не конкретный инструмент. При этом одни и те же инструменты могут быть использованы как хеджером, так и спекулянтом. В этом случае первый пытается снизить риски, в то время как второй осознанно подвергает себя некоторому риску с целью получения прибыли в случае благоприятного развития ситуации.
В зависимости от формы организации торговли все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые активы. Внебиржевые инструменты хеджирования - это в первую очередь форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам).
Биржевые инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля данными инструментами производится на
специализированных торговых площадках (биржах). Существенным моментом при этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является Расчетная палата биржи, гарантирующая выполнение своих обязательств как продавцом, так и покупателем. Основным требованием к биржевым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся в первую очередь нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао, etc.).
Совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьщения ценовых рисков носит название стратегии хеджирования. Подавляющее больщинство стратегий хеджирования основаны на параллельном движении цены «енот» и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, нонесенные на рынке реального товара. Однако далеко не всегда предоставляется указанная возможность.
Помимо прочего, существуют два основных типа хеджирования:
♦ хедж покупателя. Используется в тех случаях, когда компания (частный инвестор) планирует купить в будущем партию товара и стремится уменьшить риск, связанный с возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования будущей цены приобретения товара являются: покупка на срочном рынке фьючерсного контракта, покупка опциона типа «колл» или продажа опциона типа «нут»;
♦ хедж продавца. Применяется в противоположной ситуации - при необходимости ограничить риски, связанные с возможным снижением цены товара. Способами такого хеджирования являются: продажа фьючерсного контракта, покупка опциона тина «нут» или продажа опциона типа «колл».
Основным отличием хеджирования от других видов операций является то, что его цель - не извлечение дополнительной прибыли, а снижение риска потенциальных потерь. Не вызывает сомнения то, что за снижение риска практически всегда приходится платить, и хеджирование в этом смысле не исключение. Перечислим некоторые издержки, связанные с хеджированием:
♦ заключая сделку, хеджер передает часть риска контрагенту. Таким контрагентом может выступать другой хеджер (также снижающий свой риск) или спекулянт, целью которого является закрыть в будущем позицию по более выгодной для себя цене. Таким образом, спекулянт принимает на себя дополнительный