Психология и великие гуру инвестирования
парадоксальна. Профессиональные финансисты пропитаны духом соперничества. Большинство из тех, с кем я общался, были в принципе в курсе того, что вьщающиеся теории, объясняющие работу рынка, не имеют доказательств. В этой главе я хочу рассмотреть идеи и психолопгческие основы, стоящие за несколькими инвестиционньши концепциями, в том числе:
•Идеи Бснджамгата Грэма, общепризпашюго самого первого и величайшего гуру инвестирования и соавтора книги Security Analysis ("Анализ ценньк бумаг") - одной из первьк работ по ценным бумагам.
•Идеи Уоррена Баффетта - величайшего в мире инвестора. Большую часть материала приходится собирать из статей и книг по так называемой "Баффеттологии" (Train, 1986; Lowenstein, 1995)), поскольку сам Баффетт более склонен публиковать мудрые изречения и забавные анекдоты, чем идеи, превратившие его в единственного миллиардера, сделавшего свое состояние исключите.тьно на инвестировании в акции.
•Идеи Филлипа Фишера. Уоррен Баффетт утверждал, что его идеи на 85% принадлежат Грэму и на 15% Фишеру.
•Идеи Джима Слейтера, развернутые в книгах The Zulu Principle ("Принцип зулусов") и Beyond the Zulu Principle ("За пределами принципа зул}С0в") (Slater, 1994,1997).
•Идеи Джорджа Сороса - еще одного крупнейшего действующего инвестора на мировом рьптке (Сорос, 1988,1995).
Я также коротко остановлюсь на идеях "мастеров" рьпжа рангом пониже, а именно идеях Тома Бассо (Тот Basso, 1994), выбравшего глубоко психологический подход к инвестированию.
Ни одна из их теорий на самом деле не объясняет, как работает рьшок. Скорее, они объясняют, как определить успешные акции -неожиданно успешные. Многие также касаются таких критически важных вопросов, как сила бумаги и выбор времени.
Я хочу обратить внимание на биографии некоторьк из этих •У, поскольку есть свидетельства того, что их детский опыт повлиял на их инвестиционные стратегии. Вьщающиеся примеры - Уоррен аффегг и Джордж Сорос. Оба отмечали, что их инвестиционные
гпаваб.
идеи и идеалы - это отчасти дань опьпу, приобретенному ими до того, как они стали профессиональными инвесторами. И Баффетг, этот мудрец из маленького городка, и Сорос - философ и филантроп -оба произвели на пишущую о них братию сильное впечатление некогорьпйи сторонами своей личности.
В работе The Midas Touch ("Прикосновение Мидаса") Трейн (Trdin, 1986) неоднократно называет этих выдающихся инвесторов "фанатиками", ведомыми "могущественной страстью", наподобие того, как решение загадки вселенной бьшо страстным увлечением Эйнштейна и Ньютона. Имеющиеся свидетельства позволяют предположить, что великие инвесторы прошлого и настояш.его -незаурядные личности. Баффетг и Сорос создали империи, основанные на их инвестиционном опыте. Как великие музьшанты или ученые часто являются людьми убежденньц\1и и одержимыми, великие инвесторы живут ради рынка. Это часть смысла их жизни.
Личные качества великих инвесторов в сравнении с личностями других высокоталантливьрс людей - малоисследованная тема. Тем не менее, отш, вероятно, разделяют некоторые характерные черты других вьщаюшткся талантов - настойчивость, интеллектуальность, готовность не отступать перед обстоятельствами н преданность своему ремеслу. Работы по изучению гениев (Steptoe, 1998; Eysenck, 1996) указывают, что они нередко платят высокую цену за свою одаренность. Художники вроде Ван Гота или Ричарда Дэдца, Ницше, Шуман, танцор Нижинский, великий комедиограф Жорж Фейдо и поэт Джон Клер - лишь некоторые из тех, кому приходилось лежать в психиатрической клинике. Энтони Сторр (Anthony Storr, 1999) утверждал, что порядка 40% творческих гениев имели серьезные проблемы с душевным здоровьем.
Я не утверждаю, что Баффетг или Сорос такие же гении, как Ван Гог, или что они нуждаются в лечении, но, в порядке спекуляцм на тему психологии великих людей, можно предположить, что нам следует избегать мнения о возможности простого подражашгя им для достттжешя богатства. Однако, в книгах по инвестированию часто утверждается, что с помощью этих книг и небольшой возни с цифрами в свободное от основной работы время вы сможете достигнуть таких же результатов, как Баффетг или Сорос.
Нелепость подобных утверждений становится ясной, если подумать о целях, которые Mbi ставим, изучая Эйнштейна или Фрейда. Конечно, мы хотим что-то узнать о психоанализе или теории сггносительности, но мы не рассчитываем совершить от1фьп:ия, подобные совершенным этими людьми, путем подражания великим классикам.
Так почему же люди полагают, гго они столь легко могут обучиться у инвестиционных гуру? Думаю, мы поддаемся этому соблазну в силу подсознательного восприятия, предполагающего, что детать деньги на рьлпсе легко, хотя и немного бесчестно. Как в Великобритании, так и в США до сих пор в определенной мере действует "протестантская" этика отношения к работе. Ее принцип -работать и зарабатывать. Игра на фондовом рынке не является работой, и, следовательно, успех здесь скорее вопрос удачи, а не личных заслуг.
Ни один разумный человек не скажет, что невезение помешало ему стать Эйнштейном, но, в то же время, некоторые утверждают, что именно невезение помешало им купить акций Microsoft или Body Shop, или Инвестиционного товарищества Баффетта, когда они впервые появились в продаже. Если бы они оказались в нужное время в нужном месте, таком как Омаха или Брайтон; если бы они имели лшдние $50000, вместо того, чтобы раскошеливаться на оплату колледжа для детей, они тоже сгали бы милшюнерами.
Не обязательно быть ветиким психологом, чтобы обнаружить во всем этом жуткую смесь славословия и самообмана.
Как и большинство особо талантливьк людей, многие великие инвесторы имеют определенное тщеславие, проявляющееся в надменном философском тоне нравоучений, будь то домфОщенные концепции а ля Баффетт или идеи поппфианской школы а ля Сорос. Сразу после Второй мировой войны Сорос учился в Лондонской школе экономики. Одним из его учителей был Карл Поппер - автор книги Vie Open Society and Its Enemies ("Открытое общество и его враги") и один из ведущих философов середины XX века (Popper, 995). Преподаватель произвел на Сороса глубокое впечатление, и он в свою Очередь не оставляет попьггок произвести впечатление на него. Баффетт никогда не возражал людям, называвшим его Мудрецом из