назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [ 21 ] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118]


21

денег управляется самыми примитивными инстинктами, уходящими корнями в детство. Еще одной значтггеяъпой фигурой, пытавшейся разобраться в психологии прибыли, бьш американец Дэвид Макклелланд, чья работа Tlw Achieving Society [ Общество достижений") (McCleJJand, 1952) стала классической в 1950-х годах. Несмозря на различия в подходах, и Фревд, и Макклелланд указьшали на важность подсознательной мотивапии и детских переживаний.

В большом кол}-иест8е проведенных психиатрических исследований бедность связьшаегся с депрессией и даже шизофренией. Психологию и психиатрию всегда больше интересовали неудачи, чем успехи, а таюке отклонения, а не нормальное поведение. Однако, меня здесь больше интересует шношение к деш>гам нормальных и успешных людей. Исследований поведения нормальных людей в пбратпении с деньгалш поразг-ггельно мало. Сдан ценф в Эксетере специшшзируегся на изучении вопросов, связанных с отношением людей к налогообложению. Лондонская школа бизнеса изучает психологию дилеров. Тем не менее, Фернхэм и Аргайл (Fumham and Argyle, 1998) в своей обширной работе признаются, что их поразило отсутствие исследований в этой области. Огсутсгаует даже базовая шформация, кагс например, алняют ли па огаошение британцев к деньгам их социальное положение и уровень образования.

Но несмотря на то, что исследовашш в этой области немногочисленны, большая часть этих работ подтверждает налгу отдаленность от рационального экономического человека и важность подсознания.

Историк нз Гарвардского утогверситета Джон Форрестер (John Fonster, 199S) отмечает, что не случайно первыми денежными инструментамлс бьши золото и серебро. Но оба этих металла были культовыми и обожествлялись задолго до того, как из них стали чеканить монеты, и они стали средствами обмена. Форрестер даже приравнивает фетипшчаггию золота и серебра к культу фаллоса. "У золота, как и у пениса, длинный, безупречньтй и достойш)ГЙ почитания послужной сгагсок служения мерилом ценности", ттишет Форреспер, (Не гютому ш мы говорим "трагшъ пенни"?).



Один экономист усматривал связь между деньгами и фетишами. Джон Мейнард Кейнс написал, что любовь к деньгам является "одним из тех наполовину преступных, наполовину патологаческих свойств xapaicrepa, в которые мы с трепетом посвящаем специалистов по психическим расстройствам". Кейнс 1акже отметил, что в качестве средства сбережения деньги "бесплоднь]". Все остальные средства накопления капитала - золото, драгоценности, земля, соль - "прргоосят некоторый процент на капитал илн пр[[быль. Так почему же мы, не являясь пациентами психиафической больницы, иредпочигаем использовать деньга в качестве средства накопления богатства?"

.Американский журнал Psychology Today (Rubinstem, 1981) провел один из самых масштабных опросов на тему денег и проанализировал ответы 20 тысяч читателей. Читателям был задан вопрос, испытывали ли они за последний год какие-либо сильные чувства, связанные с деньгами. 67% ответивших мужчин и 75% женщин сообщили, что деньги вызывали у них чувство тревога. 46% мужщш и 54% женщин связывалн с деньгами испытывавшиеся ими депрессии. Четверть мужчин и треть женидтн испытывали чувство страха. Приблизительно столько же респондентов испытывали чувство вины и паники. Очень немногие испьпали чувство радости в этом к01П"ексте.

Те щггатели Psychology Today не были бедными. Только 23% респондентов сообщили, что у них были проблемы нехвапш денег. Таким образом, негативные эмопци в целом не были результатом бедности. Результаты опроса, проведенного журналом Psychology Today, а также опросов, проведенных Нэги, подчеркивают необходимость учитывать важное значение эмоций при изучешги отиошешш людей к деньгам и тшвестированию.

Психоанализ и деньги

Зигмутщ Фрейд является наиболее значительной фигурой в попытках понять психологию наживы. И не потому, что его увлекали финансы, а потому, что он постоянно находил этот блок, тему или проблему в историях болезни некоторых своих пациентов. У одной из пациенток Фрейда в начале его карьеры, баронессы фон Либен бьш "истеричес<ий психоз на почве необходимости



выплачивать старые долги", накопившиеся за 33 года, поскольку почтенная баронесса всегда отказывалась их возвращать. Интересно также, что в немецком языке слово "Schuld" означает и долг, и вину. Но невежественной ее не назовешь, поскольку баронессе также всегда удавалось избежать долговой тюрьмы. Фрейду понадобилось три года, чтобы вылечить ее. Фрейд изложил свои концепщщ о деньгах в работах Tlie Interpretation of Dreams ("Толкование сновидений) (1900) и TJm Psychopathology of Everyday Life ("Психопатология обьщенной жизни") (1905).

После Первой мировой войны Германия страдала от наиболее ужасной инфлящи наших времен. Многие из психоапатитиков первого поколения бьши критиками существовавшего общественного с-ц)оя и политическими реформаторами. Вильгельм Райх (Wilhekn Reich), бывший какое-то время любимым учеником Фрейда, вступил в коммунистическую партию и вьвделялся среди других тем, что его книги жгли и Гитлер, и американское правительство. Райх утверждал, что капитализм сам по себе является одной из форм массового невроза. О психологических расстройствах, которые могут вызвать деньги, писали в своих работах Альфред Адлер (Alfred Adler), Шандор Ференци (Sandor Ferenczi) и 1Сарл Абрахам (Karl Abraham).

В 1960-х годах Эрик Фромм (Erich Fronrm) написал культовуто книгу То Have or То Be ("Иметь или быть"), в которой Противопоставь иезрелуго личность, измерявшую свою ценность деньгами и имуществом, более развитым личностям, не считавшим, что их ценность для обиества зависит от того, сколько денег лежит у Них в банке. Один из учеников Райха, Эрнест Берглер (Emesl Bergler), выделил различные типы личности из, как он выразился, "огро.мной армии денежных невротиков" (Bergler, 1958).

Поразительно, но я не смог найти ни одного уважаемого психоаналитика, давшего однозначно положительную оценку мотивации накопления денег. Американский психиатр Блэнтон (Blanton) в работе Hidden faces of пюпеу (1957) надеялся научить своих читателей ценить деньги, но подвергся жестокой критике со стороны своих коллег. "Его идеи это полнейшая деградация психоанализа" (Bomemann, 1976).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [ 21 ] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118]