Тысяча способев естаться без штаиов
-тревоги нет футщаментальных причин.
При таком интересе к рышо/ журналистам требовались мнения экономистов. Многие из нта бьттн очень опттьмнстичны н иногда в своих выступлениях скорее походили на агентов по рекламе, а не академиков. Профессору Дайсу из Университета штата Огайо рьшок видстся "нд>тцим за этими могучнмн рьщарямн автодгобильион промышленности, сталелитейной промышленности и радиопромышленностн", у которых нет другого uyin, кроме дорош вверх. В сентябре 1929 года экономисты Гарвардского университета заявили, что не видят серьезтк причин для беспокойства. Профессор Ирвинг Фишер (Irving Fisher), один из известнейших американских экономистов и человек с солидной репутацией, зажил за месяц до краха, что цены акций находятся на приемлемьк уровнях. Годом позже Фишер опубликует интересную статью по психологии инвесторов, но к этой статье отнесутся с пренебрежением, возможно, из-за собственной судьбы Фишера. Он стал мультимиллионером, но в результате непродуманных швестиций умф в 1947 году в огромных долгах. Вероятно, рациональные экономические люди не видели причины обращать внимание на работу экономиста, закончившего свои дни в богадельне.
Но ю время бума на Уолл-Стриг бьши также и пессимистьт Гэлфейт указывает на одного аналитика, рекомендовавшего держать деньги в наличных или инвестировать их в золото. Легко понять, почему люди игнорировали мнение одинокого критика, но ведь были и другие более мощнью голоса, извлекшие уроки из земельного бума во Флориде. Пол Кэбот (Paul Cabot), писавший иа тему финансов, обвинял профессионалов в области i-швестирования в "нечестности, небрежности, несостоятельности и алшости:". На<шная с 1928 года и далее, в Wall Street Jounml звучали некоторые сомнения относительно роста цен- Газета New York Tinws. традиционный pynof истеблишмента восточной части США, выражала явное беспокойство. Раз за разом газета повтсяла, что уровень цен на Уолл-Стрит неоправданно высок. Гэлбретт насчитал не менее 10 передовиц в New York Times, в которых инвесторам рекомендовалось годавать. Вопрос в том, почему же к тш прислушивалось так мало инвесторов? В романе Иге Cusiom of 1Ы Country ("Обьиай страны") Уортон предлагает интересное косвенное объяснение. Оно в
основном связано с мужчинами, игравшими на Уолл-Стрит, и тем фактом, что эти мужчины не обсуждати финансовые вопросы со своими женами и подругами. Женщины были инфантильными, но алчньгли. Ублажить их мужчины могли тшь постоянными подарками и покупками вашей. Поэтому мноше мужчины играли на бирже, поскольку это бьш единственный способ обеспечивать своих жен и любовниц постоянными подношеннячи бр1Шлиантов и самых модных вещиц! Уортон была прекрасным знатоком нравов высшего американского обгцества, поскольку в то время сама была частью этого общества.
Когда 23 октября рьшок начал падать, состоялось собрание самых: богатых людей Нью-Йорка. Эти изонтренные инвесторы потратили миллионы, пьтгаясь поднять цены акций таких компаний, как US Steel. Не получмось. Окончательный обвал начался 29 октября. 23 октября индекс ак1Л1Й промьшшеннь1Х предприятий, рассчитывавшийся газетой New York Times, упал с 415 до 384. 28 октября он понизгшся еще иа 49 пушстов, а 29 оюября - еще па 43 пункта. Полиция окружшта биржу, поскольку власти опасались, чго начнутся беспорядки. Как и при прошлых, а также и будущих рыночных крахах, инвесторам бьшо трудно повертггь, что "бычьему" рынку приходит конец, и многие продолжали искать поводы дня нового входа в рынок.
Затем рьшок продолжал снижаться до июня 1932 года, когда индекс Dow Jones доспн" отметки 41. И в этом крахе тоже трудно определить точную причину начала снюкеиия jBepeiTHocTH.
В завихрениях рынка 1929 года некоторые потерятн ужасно Kffloro. но бьши и такие инвесторы, как Уотсон, вовремя вышедшие нз рынка и сохранившие состояния, нажитые с 1927 г. Так в чем же различие между инвестором, которьгй знает, когда продавать, и тм, который не может ретшггься на это? Этот вопрос, вероятно, предсгавлче! особый HHiepec, поскольку одним из любопытнейших мометттов, обнаруженных мной в этой скот1ентрированной истории спекулятивных маний, был тот факт, что в двух случаях пузыри следовали один за другам. а инвесторы все равно заходили сл1Ш1Ком далеко, прежде чем начать продавать. Психологическая теория, возможно, поможет дать этому объяснение.
Тысяча спосоОов остаться боз штанов
Теория когнитивного диссонанса Фестингера
В 1950К годах амертанскш психолог Леон Фестингер (Leon Festinger) изучал феномен заразительного распространения слухов и наткнулся на работу индийского ученого по землетрясешгям и их последствиям (Festinger, 1957). Психолог по фамилии Сингх собрал 35 тысяч слухов, циркулировавших в районе, где толчки ощущались, но разрушений не было. Около 90% слухов, ходивших в зтом районе, предсказывали более значительные бедствия. Фестингер не мог понять, почему люди распространяют слухи, которые только усиливают беспокойство.
В разговоре со даой Фестингер объясшт, как он пришел к пониманию этих механизмое. "Люди были очень напуганы зелшетрясением. Они выбрались из убежиш, в которых скрьшались. Они пережили значительные волнения, но теперь увидели, что ничего ие случилось. Но они ощ}щали такой страх, что у них возникла необходимосгь создать для себя некий контекст, способный оправдать этот cipax". Кроме того, они стыдились своего поведения.
Фестнгср тогда доказывал, что слухи о более значительных бедствиях не были направлены на провоцирование тревоги, а служили оправдашем страха. В работе Wien Prophesy fails ("Когда пророчество не исполняется"), написанной совместно со Стэнли Шехтером (Stanley Schachter) и Генри Рикеном (H.W. Riecken), Фестингер рассматривает религиозную группу, предсказывавшую конец света, который должен был произойти в конкретный день 21 декабря (Schachter и др., 1964). Они сидели и ждали великого события. (Кстати, они ждали пришельцев, которые должны бьши их сластн, забрав с собой в кссмос). 22 декабря, когда Земля все еще была на месте, религиозная группа не признала своей ошибки и не отказалась от своих верований. Никаких проявлений сгьща. Наоборот, они снова вышли на публику в поисках новых последователей, заявив, что мир был спасеи их молитвами.
Фесгщ1гер официально изложил свою теорию диссонанса. Два элемента входят в диссонанс, если одно знание об одном и том же прбдмеге логически противоречит другому. Например, я знаю, что курение очень вредно для моего здоровья, но продолжаю курить. Фестингер утвержцал, что диссонанс может быть настолько