назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [ 116 ] [117] [118]


116

П1аваШ

абсолютно ясно, что ценные бумаги не являются просто неодушевленными предметами или сертификатами, поскольку мы придаем им эмоциональную оценку. Во-вторых, подсознательные факгоры н восприятие, похоже, влияют на наше финансовое поведение. Я не фрейдист, но меня поражает сила его анализа жаргона, относящегося к деньгам и акциям.

Но наиболее удивителен, пожалуй, тот факт, что сильные эмоциональные ассоциации, вызьшаемые некоторыми акциями (см. отличительные особенности "м01фых" и "сухих" акций, показанные в главе 9), находят отражение в показателях коэффициента цена/прибыль (PER), который является результатом трезвой оценки. А "влажность" акций, похоже, влияет на их динамш.

В начале 2СЮ1 года рьшок бьт более "медаежьим", чем в любой период с 1987 г. Понимание отличительных особенностей "М01фых" и "сухих" акций может оказаться очень полезным в таких рьшочных условиях, особенно когда у "молодых" (по определению Хью Пристли н Эндрю Смитерса) брокеров отсутствует опьгг "медвежьих" рьпжов. в этом контексте ошущение степиш "влажности" акций может оказаться очень полезным.

Когда я закончил эту книгу, акции Marks & Spencer подскочили вверх, Приход на работу в компанию специалиста по дизайну Джорджа Дэвиса, основавшего компанию Next, вызвал в начале 2001 года скачок бумаги на 10%. 3 февраля 2001 года показатель PER составлял 29,2, а сами акции M&S котировались на уровне 240 пенсов. Это всего на 10 пенсов ниже уровня, на котором они бьши 8 декафя 1999 г. Несмотря на очень неудачный год и катастрофические результаты рождественского торгового сезона, малейпшй проблеск надежды привел к резкому росту в высшей степени "мокрой" бумаги.

Я также сделал для себя еще три вывода. Во-первых, почти никто из аналитиков не говорил о росте этических соображений при инвестировании, что является интересным вопросом, поскольку многие люди стремятся к хорошим вложениям, но в то же время не хотят, чтобы их сбережения шли на финансирование определенных компаний. Во-вторьгх, многие консультанты но вопросам управления будут удивлены относительно узкими критериями, используемыми финансовыми аналитиками для оценки компаний. Похоже, можно



Честность, жульничоство и коэффициент финансевого ингеллоктв

сделать вывод, что их не особенно беспокоит моральное состояние персонала компании и лшение потребителей об этой компании. Для них главное пракгаческий результат. Исключения есть. Хорошо известная брокерская фирма Schroders начала в 2001 году рекламную кампанию, в которой подчеркивалось, что помимо итоговой строки счета прибьшей и убытков в отчете компании, они также уделяют вштавие ее персоналу. Весь тон этой рекчалшой кампании имел целью убедить инвестора, что трезвомысляшие сотрудники Schroders владеют особой информацией. Сотрудники ф1фмы нанесли более двух тысяч визитов в различные компании. В действительности большинство таких презентаций доступно всем ашлитикам, работающим в Сши, поэтому команде Schroders вряд ли удалось увидеть что-либо, С1фьтгое от других.

И третий вывод - это растущая проблема лсулышчества, которой, возможно, уделяется не столь большое внимшше, гсакого она заслуживает. Для прессы финансовая реклама яаляегся очень прибыльным делом. Я не утверждаю, что это оказьтает влияние на содержание публикуемых материалов, или гго газеты н журггалы замалчивают некоторые факты. Однако, пракшчески вся финансовая пресса пронизана идеей целесообразности шшеспфования. Людям необходимо откладывать деньги (в особенности на старость), и оьш должны ЧТО-ТО делать с отложенными деньгами. По существу, фгтнансовые рубрики утверждают, что выбор, в завнсимости от вашего вкуса, ограничивается лишь акциями, паевыми ]швестпшз очными фондам! и пенсионными схемами, привязанными к акциям.

А тем временем, в последние несколько лет мошенничество и жульничество в управлении финансами разрослись до невиданных ранее маснггабов, в результате чего как всегда обманутыми и ограбленными оказались бедные и алчные простофили. В этой книге я приводил такие примеры, как история Хью Ивза и судебные разбирательства в отношешот Питера Янга, колонки "Городские пижоны" и могучего фонда Equitable Life. Теперь в Соединенных Штатах появились обвинения, что в обмен на взятки некоторые инвесторы получали приоргггет при первичном размещении на рынке новых выпусков. Все это только увеличивает мою уверенность, что инвесторы могут использовать психоло1ию в ее наиболее



традиционном предназначении - дпя наращивания своих возможностей и воспрепятствования экспертам внушать благоговейный страх. Профессионалы Сити должны делать больше, а не просто провозглашать: "Мы понимаем в деньтах, а вы нет. Поэтому отдайте ваши наличные нам".

В действительности мои беседы с профессионалами рьшка показьшают, насколько разные у них подходы к инвестированию. Об успехах рассказывают почти все, а о провалах лишь немногие, и это вполне понятная позиция для бизнеса, в котором эксперты вьшуждены продавать свои услуги. Но инвесторы должны осознавать, что у брокеров нет ответов на все вопросы. Для любого инвестора очень важно чувствовать уверенность при контакте с брокерами и уметь задавать им трудные вопросы. Одним из способов достижения такой уверенности является хорошая 1шформированность и поштмание уровня своего собственного финансового интеллекта.

И мы вправе спросить, с какой стати шшесторы должны безфанично доверять профессионалам Сити, когда средние показатели их управления нашими средствами столь слабы? Только Хью Пристли из компании Rathbone решился противостоять следующему вопросу, столь трудному для брокеров, трейдеров и аналитиков. Почему у них такие слабые результаты? Несмотря на офомное количество фактов, Пристли продолжал доказывать, что при активном управлешш все же возможно доб1пься лучших результатов, чем у рщдексных фондов. Поэтому, прежде чем поверить в блистательный послужной список брокера, расспросите его очень ттцательно.

Я хочу ненадолго вернуться к работе Хилтона {Hilton, 1998). Он утверждает, что Сити следует хорошенько изучить психологию, чтобы научиться подввать себя на рьилсе. Институциональные инвесторы должны больше анализировать, как они предлагают свои услуги и продуктьт Одна из тем, особо затронутых в работе Хилтона, касается риска и вьтэдьг. Хилтон обращает внимание на тот факт, что инвесторов, похоже, стали очень привлекать инвестиционные предложения, ограничивающие убытки, а в действительности, лишь создающие такое впечатление. Однако, мой личный опыт ознакомления с финансовой рекламой показьшает, что, как и прежде,

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [ 116 ] [117] [118]