назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226]


31

Глава 7

Секторный анализ рынка акций

Определение секторного анализа

В главе 1 мы уже говорили, что секторный анализ не представляет собой самостоятельный вид анализа, но выполняет роль мостика между анализом рынка капитала и анализом конкретных ценных бумаг. Ему свойственны некоторые характеристики обоих видов анализа. Межотраслевой характер этого подхода делает его ценным инструментом анализа рынка акций и важным фактором выработки политических решений.

Управление инвестиционными портфелями во все большей степени предполагает работу с акциями компаний, которые не входят в хорошо известный список лучших компаний страны - S&P 500. Это делается для того, чтобы повысить возможность диверсификации и найти сектора рынка, которые оценены менее эффективно, чем акции с большей капитализацией. К тому же аналитику приходится осознавать, что рынок акций состоит из множества крупных секторов, или сегментов, которые сильно различаются по своим групповым характеристикам - по показателям движения цен и доходности.

Есть несколько подходов, исходящих из признания того, что рынок не монолитен. Инвесторов интересуют разные методы сегментирования



Гомогенные группы: метод корпораинн SEI

Довольно популярен метод вьщеления секторов рынка, при котором подбирают в группы акции, в прошлом имевших одинаковую совокупную доходность1.

Используя этот метод, корпорация SEI делит акции на четыре группы (гомогенные группы акций) по сходству прежних показателей совокупной доходности. Точнее говоря, SEI с помощью регрессионного анализа устраняет влияние рынка на акции и группирует их по сходству остаточной доходности. Группы формируются таким образом, что средний коэффициент корреляции между показателями остаточной доходности для любых двух акций из одной группы оказывается большим, а корреляция между двумя любыми акциями из двух разных групп мала.

Первой обратилась к формированию групп компания А. G. Becker, Inc., которая провела статистический анализ месячных показателей

Одним из первых исследований групп акций была работа: King В. F. Market and Industry Factors in Stock Price Behavior Journal of Business. Vol. 39. Special supp., 1966, January. University of Chicago Press. Из последующих работ хорошо известны следующие: Elton Е. J. and Gruber N. J. Improved Forecasting throu the Design of Homogenous Groups Journal of Business, 1971, October, p.432-450; Farrell, Jr. J. L. Analyzing Covariation of Returns to Determine Homogenous Stock Groupings Journal of Business, 1974, April, p. 186-207.

рынка. При разбиении рынка на сектора можно ориентироваться на следующие четыре группы характеристик:

•финансовые характеристики отдельных выпусков акций, такие, как значения коэффициентов Р/Е, значения коэффициентов дивидендных выплат и размер, то есть величина рыночной капитализации;

•принадлежность к экономическим секторам, таким, как производство потребительских товаров кратковременного пользования, производство потребительских товаров длительного пользования, транспорт, финансы и технологии;

•динамика совокупной доходности акций, что позволяет сформировать группы, гомогенные по этому параметру;

•возможность формировать группы по таким фундаментальным характеристикам акций, как рост, цикличность или стабильность прибыли.

Дальнейший анализ эффективности разных секторов рынка позволяет понять важные особенности поведения рынка акций. Наконец, разбиение рынка на сектора способствует рациональной специализации аналитиков.



2 Компания А. G. Becker довела расчеты до ноября 1983 г., когда она была куплена компанией SEI, которая и продолжает работу.

Кластерный анализ - это статистический метод, позволяющий объединить акции в группы по какому-либо параметру. Выделив два выпуска акций с самым большим коэффициентом корреляции и найдя средний для них показатель месячной доходности, мы устраняем одну позицию из нашей совокупности акций. Найденный показатель средней доходности двух выпусков акций затем сравнивается со всеми другими акциями. И так продолжается до тех пор, пока в нашей совокупности не остается акций, которые в достаточной степени коррелировали бы с акциями составляемой нами группы.

совокупной доходности отдельных акций за период 114 месяцев - с 31 декабря 1961 г. по 30 июня 1972 г.. Прежде чем вычислять коэффициенты корреляции между акциями, из месячного показателя доходности каждого выпуска был вычтен эффект рынка (S&P 500). Для формирования групп использовался кластерный анализ. Сформированные группы по характеристикам совокупной доходности получили названия: группы роста, стабильные и циклические.

Чтобы гарантировать сохранение общих характеристик доходности, кластерный анализ повторяется каждые шесть месяцев и состав групп периодически обновляется. Результатом повторного анализа стало существенное изменение системы в целом.

В июне 1981 г. была вьщелена и добавлена еще одна, четвертая группа - «энергия». После этого был проведен анализ начиная с данных за 1972 г., чтобы сформировать группу и выявить характеристики доходности.

По данным с 31 декабря 1972 г., для каждой из четырех гомогенных групп были рассчитаны кумулятивные индексы совокупной доходности следующим образом: для каждой из четырех групп значение индекса в исходный момент было принято равным 100, а затем каждый месяц значение индекса за предьщущий месяц умножалось на 1 плюс процентное изменение совокупной доходности за текущий месяц, измеряемое показателем взвешенной рыночной капитализации.

На рисунке 7.1 графики взвешенных по цене компаний индексов показывают, что с 31 декабря 1972 г. по 31 декабря 1986 г. кумулятивная совокупная доходность группы «энергия» была самой большой, за ней, в порядке очередности, следуют группы стабильная, циклическая и высокого роста. Меньшая эффективность группы высокого роста отчасти объясняется выбором начальной даты расчетов. Значительное повышение стоимости группы роста в 1970-1972 гг. не было зафиксировано. Индекс начинается с циклического пика 1972 г.

Рисунок 7.1 показывает, что, если судить по индексам кумулятивного роста, группы «энергия» и стабильная за 14 лет выросли в цене более чем в 5 раз (составив 555 и 528% соответственно). Это существенно больше, чем рост индекса для циклической группы (390%) и группы роста (244%). Последняя сильно отстала от всех групп и достигла уровня начального 1973 г. только в конце 1982 г. За весь период рассчитанная

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226]